на главную страницу

16 Декабря 2009 года

Армия и общество

Среда

Александр НИКОНОВ: «НАША ГЛАВНАЯ РЕЛИКВИЯ - ЗНАМЯ ПОБЕДЫ»

Беседу вел Александр БОНДАРЕНКО, фото Юрия ШИПИЛОВА, «Красная звезда».



Наш собеседник - Александр Константинович НИКОНОВ, директор Федерального государственного учреждения культуры и искусства «Центральный музей Вооруженных Сил» Министерства обороны Российской Федерации.

     - Александр Константинович! Самый главный человек для музея - посетитель. Вот, допустим, захочет он пойти в какой-нибудь военный музей, каковых у нас немало... Если он выберет именно Центральный музей Вооруженных Сил, а не какой-либо другой, то почему, как вы думаете? Чем ваш музей отличается от других?
     - Каждый посетитель в зависимости от интересов сам определяет, куда ему пойти. Если он хочет ознакомиться с историей развития артиллерийского оружия, ему лучше идти в Петербургский Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Там представлены очень интересные военно-исторические памятники. Для тех, кто интересуется историей и романтикой флота, есть Центральный военно-морской музей... Если же человек хочет узнать историю отечественных Вооруженных Сил в целом, то ему, конечно, лучше прийти к нам, в Центральный музей Вооруженных Сил.
     - Ваш музей был основан 90 лет тому назад, в 1919 году, во время Гражданской войны...
     - Да, когда в Гражданской войне миновал наиболее острый этап, 23 декабря был подписан приказ об учреждении постоянной выставки «Жизнь Красных Армии и Флота». Ее планировали открыть к 23 февраля 1920 года - к дню, который праздновался как вторая годовщина РККА, но не успели. Дело затянулось еще на полгода.
     - Где изначально располагалась выставка?
     - На первых этажах здания нынешнего ГУМа. Наиболее крупные экспонаты - аэропланы, артиллерийские орудия и другие образцы вооружения и техники Красной Армии - установили прямо на Красной площади...
     - Многие музеи гордятся «первым экспонатом», который лег в основу коллекции. У вас есть такой легендарный музейный предмет?
     - К сожалению, что было первым экспонатом, неизвестно. Кстати, мне хотелось бы знать и судьбу первого начальника музея. Известно лишь, что она была печальна: когда сотрудники отмечали очередной Новый год, какие-то экспонаты были... потеряны. Начальника тут же освободили от должности, а что потом произошло, неизвестно. Было и такое - к чему скрывать?
     - Да, времена были строгие... Долго ли еще музей оставался на Красной площади?
     - За пять месяцев работы выставки ее посетили более 120 тысяч человек, а потому, учитывая ее популярность, она была объявлена постоянно действующей. Однако был период, так скажем, застоя, когда экспонаты не были востребованы, проводились отдельные небольшие выставки, и музей переезжал в разные места. И только в 1928 году музей Красной Армии, так он тогда назывался, переехал в Центральный Дом Красной Армии. Здесь и находился вплоть до 1965 года, когда было построено здание, в котором он сейчас расположен.
     Когда началась Великая Отечественная война, музей эвакуировали. Необходимо было сберечь, сохранить исторические и художественные ценности, собранные за два десятилетия его существования. ЦМКА находился в Доме офицеров в Казанском кремле до 1944 года. В Казани была развернута экспозиция и проводились экскурсии, сотрудники музея активно занимались пропагандистской, воспитательной, научно-исследовательской и собирательской работой... Многие из них побывали непосредственно в зоне боевых действий - выезжали на фронт с выставками, собирали материалы для будущих экспозиций, встречались с героями, даже к партизанам за линию фронта летали. А в победные дни на крыше рейхстага побывал заместитель начальника музея по научной работе подполковник Петр Николаевич Логинов, сделал зарисовки Знамени Победы, развевающегося над куполом, - для той картины, что теперь хранится в музее. После окончания войны в наш коллектив пришло немало боевых офицеров, фронтовиков. Пятеро из них продолжают работать в Центральном музее до сих пор.
     - Как понимаю, практика работы в боевых условиях пригодилась и в послевоенные времена?
     - Эту практику мы осваивали с тридцатых годов - наши сотрудники побывали на Хасане и Халхин-Голе, участвовали в зимней войне с Финляндией... Потом были в Афганистане, в Средней Азии, собирали материалы в Приднестровье, в Чеченской Республике, Южной Осетии... В зале ратного подвига нашего музея представлены реликвии легендарной 6-й парашютно-десантной роты и моряков-подводников атомохода «Курск». Чтобы собрать документальный материал для сохранения и увековечения памяти героев, мы выезжали на места их подвигов, встречались с родственниками, сослуживцами.
     - То есть музей создает своеобразную летопись Вооруженных Сил?
     - Конечно! Все военные события, которые происходят на территории нашей страны, мы документально фиксируем, собираем материалы и через предметный ряд представляем в экспозиции, посвященной современной армии. Не только военные действия и подвиги, но и боевую учебу, учения...
     Так, музей активно участвовал в недавнем учении «Запад-2009». Для собирательской работы туда выезжал наш сотрудник; мы также по указанию Главного управления воспитательной работы издали брошюру об истории отношений между Россией и Белоруссией. Выпущенная тиражом 10.000 экземпляров, она была вручена каждому участнику учений.
     - Действительно, музей, что называется, живет жизнью войск...
     - Мы с вами говорили, что каждый музей имеет свою специфику и особенности. Например, коллекция Артиллерийского музея собиралась больше по коллекционному принципу - у них прекрасные коллекции артиллерийского вооружения, аппаратуры связи, техники инженерных войск...
     - Насколько знаю, именно там находится самая большая в мире коллекция оружия Михаила Тимофеевича Калашникова...
     - Это так. В Центральном музее Вооруженных Сил нет всех образцов автоматов Калашникова, но зато у нас хранится тот самый экспериментальный его автомат, который показывался Иосифу Виссарионовичу Сталину перед запуском в серию. У нас есть редкие образцы вооружения и техники, через которые мы можем говорить об истории оружия. Наша коллекция формировалась по тематико-экспозиционному, историко-хронологическому принципу - есть у музейщиков такое понятие.
     - Сколько всего единиц хранения включает коллекция музея?
     - Более 880.000 единиц! Причем она постоянно пополняется. Только из США по линии культурно-просветительского и благотворительного общества «Родина» мы привезли более 40.000 музейных предметов, связанных с историей русской армии.
     - Коллекции «Родины» привлекают к вам многих посетителей. Как оказались у вас эти бесценные реликвии?
     - 30 января 1992 года я был назначен начальником Центрального музея Вооруженных Сил СССР. Помните то печальное время после распада Союза? Все вокруг разваливалось! Вот и у нас: посетителей почти нет, батареи лопаются, мы тазиками воду черпаем... Что делать, как дальше жить?! Собрали научных сотрудников, специалистов, стали думать... Были разные мнения, но одно из них оказалось преобладающим: нам важно стать музеем, который бы показывал всю историю регулярной армии и флота нашей страны. Идея прекрасная, но как ее реализовать? Ведь материалы о русской армии, как непрофильные, мы в свое время передали в Артиллерийский, Государственный исторический и другие музеи. Я с горечью листал страницы архивных документов - потрясающие коллекции ушли от нас!
     - И никто, конечно, вам бы их не вернул - как ни проси...
     - Конечно. И что делать, когда создается новая экспозиция, по сути, новый музей? Надо собирать заново, собирать самим. Тогда и отправил несколько писем в Турцию, во Францию и в Америку.
     - Туда, где осели основные волны белой эмиграции?
     - Из Турции и Франции отозвались, но как-то так - ни да ни нет. Зато из США, из города Лейквуд, штат Нью-Джерси, пришло достаточно конкретное письмо. Завязалась переписка, вскоре наши соотечественники пригласили меня туда - я поехал в августе 1992 года. Собралось буквально все общество «Родина», они мне устроили своеобразный экзамен, который, видимо, прошел успешно, потому что мне сказали: лет через 20, возможно, мы рассмотрим вопрос о передаче коллекции в Россию.
     Говорю, а есть ли в резерве эти 20 лет? Экспонаты разрушаются, некоторые просто физически до того времени не выдержат - начнем хотя бы работу по представлению этих военно-исторических памятников в России. Была дана гарантия на правительственном уровне, и 12 июня 1993 года в Центральном музее Вооруженных Сил была открыта выставка общества «Родина».
     - Помню, это было сенсацией...
     - Успешно прошла и следующая выставка, а потом совет старшин общества принял решение передать нам все свои коллекции. Мы даже самостоятельно забрать все это не могли! Пришлось обращаться в Российский фонд культуры, который нам помогал в возвращении этих памятников - таким образом коллекция была возвращена в Россию, а ее обладателем по праву считается Центральный музей Вооруженных Сил.
     - В этой коллекции огромное количество уникальных предметов... А что считаете самой ценной реликвией музея?
     - Самая главная, я скажу так, наша реликвия - Знамя Победы! Тот самый флаг, который был водружен над рейхстагом в ночь с 30 апреля на 1 мая 1945 года. Могу перечислить очень многие ценнейшие музейные предметы, но этот - самый выдающийся. Мало найдется музеев, в которых есть реликвия, известная столь огромному количеству людей - всей нашей стране, буквально всему миру. У нас она есть - Знамя Победы!
     - Александр Константинович, давайте продолжим эту тему - насколько известно, в музее собрана очень большая коллекция знамен...
     - Наверное, самая крупная в мире. Только знамен Красной, Советской армии хранится около 30 тысяч, а вообще коллекция насчитывает более 60 тысяч единиц. Это знамена и штандарты русской армии, трофейные...
     В соответствии с директивой Генерального штаба нам передаются знамена частей, которые расформированы. Бывает и так: расформировали какую-нибудь прославленную часть, а потом при формировании другой части ей могут присвоить наименование той расформированной, чтобы передать боевые традиции. Тогда у нас берут ее знамя. Кстати, так было не только в Красной и Советской армии, так бывает и сейчас. Есть факты, когда у нас забирали знамена расформированных частей уже и нового образца... Это особенность нашего знаменного фонда: это не склад. Он постоянно живой!
     - Знамена из фонда используются и на различных мероприятиях?
     - Да, в парадах на Красной площади, различных торжественных выносах Боевых Знамен участвуют именно наши знамена.
     - Чем еще гордится музей, чем привлекает посетителей?
     - Своей коллекцией наград. В частности, у нас самая интересная, самая большая в России, да, наверное, и в мире, коллекция советских наград. В том числе у нас хранятся ордена Победы Маршалов Советского Союза Георгия Константиновича Жукова, Александра Михайловича Василевского и Родиона Яковлевича Малиновского - пять орденов Победы!
     Есть у нас и очень интересные трофейные материалы. В годы войны сначала у немцев были трофейные команды, которые собирали и вывозили из нашей страны культурные ценности и предметы, которые представляли интерес для Германии, а потом трофейные бригады были созданы в Советской Армии. Кстати, у нас есть даже знамена этих трофейных бригад. В отличие от немцев их основной задачей был сбор оружия - чтобы оно было утилизировано и уничтожено. Через эти трофейные команды к нам и попали многие предметы: оружие, награды, знамена - те самые, которые во время Парада Победы бросили к подножию Мавзолея, а также личные вещи нацистских преступников. Например, китель и фуражка Гитлера; фельдмаршальский жезл Роммеля; китель министра Восточных территорий Розенберга... Какую-то часть мы передали в другие музеи на постоянное или временное хранение, но много интересных реликвий по-прежнему хранится в наших фондах!
     - Александр Константинович, вы очень благожелательно говорите о других музеях, а ведь сегодня многие видят в своих коллегах уже конкурентов...
     - Такой вариант отношений нам как бы навязывают... Говорят, например, что у нас появился конкурент - Центральный музей Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов. Но это наши коллеги, союзники, друзья и партнеры. С музеем на Поклонной горе мы разрабатываем совместные проекты, делаем выставки. При этом вполне закономерно, что по своей теме они в чем-то призваны быть на переднем плане. Но в том, что касается истории Вооруженных Сил, - здесь первенство принадлежит нам, вне всякого сомнения.
     - Что вы имеете в виду под совместными проектами?
     - Пожалуй, самый интересный проект - «Парад Победы». Он, как известно, состоялся 24 июня 1945 года, и мы с ГИМом и Музеем Великой Отечественной войны традиционно раз в пять лет проводим эту выставку. Она проходит в ГИМе, ее торжественное открытие проходит на Красной площади... Предполагается, что в 2010 году мы эту выставку отправим еще и в Минск.
     В плане подготовки к 65-летию Победы мы проводили выставку в Волгограде - впервые вывозили туда орден Победы маршала Жукова, Знамя Победы, другие наши знамена...
     - То есть вы работаете не только с центральными музеями?
     - Конечно! У нас очень хорошие отношения с Белгородским историко-художественным музеем-диорамой «Курская битва. Белгородское направление».
     Сейчас я был в командировке в Кабардино-Балкарии - там, в горах, на высоте 3,5 тысячи метров действует Музей обороны Приэльбрусья, который в настоящее время находится не в лучшем состоянии. Мы решили участвовать в проекте по оказанию ему помощи... 15 января будущего года мы откроем выставку «Овеянные славой» в муниципальном музее Великих Лук - города воинской славы.
     Кстати, каждый год мы проводим порядка 15, 17, а иногда даже до 20 выставок. В этом году, например, мы приняли еще и участие в организации и проведении выставки «Крейсер «Варяг». Обретение реликвий», которая проходит в разных городах страны.
     - Да, география у вас самая обширная - «от Москвы до самых до окраин»...
     - Добавьте, что и по всему миру! Так, совместно с ГИМом мы являемся учредителями германо-российского музея «Берлин - Карлсхорст», это бывший «Музей капитуляции». Совсем недавно, 1 сентября 2009 года, Центральный музей Вооруженных Сил стал учредителем Музея Западной группы войск в Вюнсдорфе - немецкое его название «Красная звезда». С немецкой стороны учредителем музея, посвященного истории советских и российских войск в Германии в 1945 - 1994 годах, стало правительство земли Бранденбург.
     - Можно понять, что в мире происходит определенная переоценка ценностей и переосмысление отношения к нашей стране?
     - Да, и мы как можем этому способствуем.
     Центральный музей Вооруженных Сил является членом Союза музеев России и Международного Совета музеев (ИКОМ).
     - При всем при том он остается подразделением Минобороны России. Как сказывается это на вашей работе?
     - Отвечу одним словом - положительно! Приказом министра обороны определено, что Центральный музей Вооруженных Сил является головным военным музеем Министерства обороны РФ. Это значит, что мы обязаны быть методическим центром, проводить сборы, различные мероприятия с другими военными музеями, которые, конечно, не подчинены нам, но признательны за сотрудничество и взаимодействие.
     - То есть «подчиненных структур» у вас нет?
     - У нас есть свой филиал: в 1996 году, к 100-летию Георгия Константиновича Жукова, в здании Генерального штаба был открыт Мемориальный музей-кабинет. Он востребован и активно проводит информационно-методическую работу, участвует в массовых мероприятиях...
     - Кого из ваших сотрудников вам бы хотелось отметить особо?
     - Буквально каждого! Потому и не называю фамилий. Моя благодарность - всем!
     - Присоединяемся к вашим словам - как посетители и почитатели музея. С юбилеем вас!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex