|
Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда». |
На протяжении десяти дней здесь шла жесткая борьба вокруг подготовки итогового документа, который должен консолидировать усилия по замене Киотского протокола. Лидеры 28 государств, среди которых был и Президент России Дмитрий Медведев, провели практически бессонную ночь, пытаясь прийти к компромиссу для принятия хоть какого-то решения по итогам конференции ООН по климату.
В конце концов они согласовали проект политической декларации, который затем был представлен на общее обсуждение. Этот документ должен стать основой для заключения позднее международного соглашения о сокращении выбросов парниковых газов, которое по словам Дмитрия Медведева, выступавшего на конференции, должно быть всеобъемлющим, базироваться на справедливых принципах. Кроме того, богатые страны приняли обязательство выделять ежегодно до 100 млрд. долларов к 2020 году развивающимся странам на борьбу с климатическими изменениями.
По завершении «саммита по климату» президенты РФ и США провели отдельную встречу, на которой главной темой стала степень готовности к подписанию нового договора о стратегических наступательных вооружениях. Журналистских предположений, экспертных мнений и просто спекуляций по данному поводу в последнее время также было много. Кривая вероятности (либо невероятности) подписания нового соглашения еще в текущем году напоминала график цены на нефть. За два дня до встречи Медведева и Обамы анонимный функционер госдепартамента США доверительно сообщил кому-то из репортеров, что американская сторона не готова подписывать договор. Под вопросом якобы оказалась и сама встреча президентов.
В четверг, комментируя ситуацию, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров сделал упрек в адрес США в том плане, что буквально в последние дни было замечено «торможение в позиции американских переговорщиков... которые ссылаются на необходимость получения дополнительных указаний».
Сразу последовал отклик из Вашингтона. Там решили подкорректировать «утечку» о невозможности достижения соглашения до начала 2010 года. Выступая на регулярном брифинге, официальный представитель госдепартамента США Роберт Вуд признал, что американская сторона «попросту не знает, сколько на это уйдет времени». Дипломат при этом сказал, что труднее всего для переговорщиков в Женеве согласовать вопросы о проверке исполнения положений нового договора.
Затем источники в Белом доме и в Кремле подтвердили намерения президентов все же провести встречу после саммита на конференции в Копенгагене. В ходе беседы, как было, в частности, заявлено российской стороной, «лидеры обсудят актуальные вопросы двусторонних российско-американских отношений, в том числе ход работы по подготовке нового договора на смену истекшему Договору о СНВ».
Судя по всему, к настоящему моменту переговорщиками проделана львиная доля работы по согласованию позиций. Главное в том, что руководители двух стран готовы произвести, по выражению главы МИД РФ, «максимально возможно глубокие сокращения стратегических наступательных вооружений», обеспечив при этом такие механизмы верификации, которые были бы «адекватны новому, а не старому договору, которые были бы облегченными и менее затратными». Дело лишь за желанием переговорщиков «сконцентрироваться на том, чтобы выполнить указания президентов», считает министр.
Лавров, кроме того, посоветовал американским переговорщикам «избавляться от ненужной подозрительности». При этом он сослался на выраженное президентами двух стран стремление строить между Россией и США новые отношения - «доверительные, уважительные и равноправные».
Напомним, что действовавший в течение 15 лет Договор о СНВ (он вступил в силу 5 декабря 1994 года) стал первым в истории российско-американским документом, предусматривающим не только ограничение роста вооружений, но и реальное сокращение уже накопленных арсеналов стратегического ядерного оружия. На переговорах президентов РФ и США в Москве 6 июля 2009 года было принято заявление о необходимости выработки нового юридически обязывающего соглашения на смену прежнему договору.
Подчеркнем также, что уровень отношений между Россией и США в области контроля над ракетно-ядерными вооружениями имеет большое значение для поддержания режима нераспространения ядерного оружия. Показывая в этом плане хороший пример мировому сообществу, ведущие ядерные державы противодействуют одной из главных угроз современности.

|