на главную страницу

19 Декабря 2009 года

Страна и мир

Суббота

ПОЛЕ КОНСТАНТИНА СИМОНОВА

Павел ГЕРАСИМОВ, «Красная звезда».
Фото автора.



Без всякого преувеличения можно сказать, что в Белоруссии, а в Могилеве особенно, как нигде хранят память о Константине Симонове - прозаике, поэте, драматурге. И что особенно приятно, знают его как замечательного военного корреспондента «Красной звезды».


     В пятый раз в Могилеве прошли Международные Симоновские чтения, посвященные дню рождения литератора. Они были проведены под эгидой городского отделения РОО (Республиканского общественного объединения) «Русское общество» и при поддержке посольства Российской Федерации в Республике Беларусь.
     В чтениях участвовали писатели, работники культуры Белоруссии, посланцы всех отделений «Русского общества», а также российские гости, среди которых были представители журнала «Воинское братство» и газеты «Красная звезда». Были организованы встречи со студентами Могилевского государственного университета им. А. Кулешова и других вузов, «круглый стол». Украшением чтений стало литературно-музыкальное представление «Симонов глазами моего поколения», прошедшее при полном аншлаге. Организаторы подвели итоги городских творческих конкурсов, посвященных Симонову, и наградили лауреатов.
     Гости посетили мемориальный комплекс «Буйничское поле» и возложили цветы к Камню памяти Константина Симонова. Присутствовавший на церемонии писатель генерал-майор авиации в отставке Анатолий Сульянов рассказал корреспонденту «Красной звезды», что еще при жизни Симонов четко выразил свое отношение к памятникам: заслужили их только герои, те, кто защищал родину и погиб. И все же наследники сочли, что памятного знака заслужил сам Констанин Михайлович. Под Воложином, в пятидесяти километрах от Минска, нашли уникальный 14-тонный валун розового цвета, чтобы, использовав его, увековечить на Буйничском поле память о Константине Симонове.
     Как известно, Константин Симонов прославил подвиг защитников Могилева в июльские дни 1941 года. Он побывал в осажденном фашистами городе и на переднем крае тактической обороны на Буйничском поле. Писатель видел, как 12 июля немцам здесь дали серьезный отпор: в ходе 14-часового боя было подбито 39 гитлеровских танков и бронемашин, уничтожены сотни фашистов. 388-й стрелковый полк на этом рубеже окопался по всем правилам военного искусства и стоял насмерть, не помышляя об отступлении. Уже 20 июля 1941-го был опубликован репортаж Симонова «Горячий день», в котором описан героизм воинов-защитников, талант и бесстрашие командира полка Семена Кутепова, ставшего впоследствии прообразом генерала Серпилина в трилогии «Живые и мертвые».
     Симонов всю жизнь помнил Буйничское поле. Не раз возвращался к могилевской обороне, поставленной в его творчестве в один ряд с битвами под Москвой, Сталинградом, с Курской дугой, сражениями под Севастополем и Одессой. В своих дневниках Константин Михайлович писал: «Начало будущего разгрома немцев под Москвой было положено в июльских боях 41-го под Могилевом». Автор часто приезжал в областной центр, бывал на местах былых сражений, встречался с их участниками. Характеры и судьбы многих из них в той или иной степени также получили отражение в романах «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются» и других произведениях.
     ...Председатель городской организации ветеранов Федор Матьков поделился со мной воспоминаниями о пребывании в 1968 году в Могилеве Константина Симонова. В то время там развернулась всесоюзная ударная стройка. Строили крупнейший в Европе комбинат «Химволокно». Федор Николаевич в качестве одного из руководителей строительства сопровождал писателя, организовывал встречи с ветеранами, которые трудились здесь же. Симонова интересовали их воспоминания, способные насытить будущую трилогию живыи деталями, неизвестными фактами. Однажды Матьков заметил, что писатель постоянно задерживается на объекте уже после встреч и бесед, прохаживается по территории в раздумьях. Тот пояснил:
     - Когда я слышу гул этой громадной стройки, вижу, как одновременно и слаженно работают десять тысяч монтажников, строителей, среди которых немало защитников города и их сыновей, то ощущаю, что живые на этом месте возводят достойный памятник павшим, тем, о ком я пишу. Это прибавляет мне вдохновения.
     ...30 августа 1979 года центральные газеты напечатали некролог о смерти писателя за подписью всех первых лиц государства. Похоронить Симонова собирались на Новодевичьем кладбище. Но 2 сентября 1979 года прах Симонова перевезли в Могилев, чтобы развеять пепел над Буйничским полем. В процессии участвовали всего семь человек: вдова Лариса Жадова, дети, могилевские ветераны-фронтовики.
     - Было еще светло, часов восемь вечера, - вспоминает сын писателя Алексей Симонов. Над ельником, окаймляющим поле, разгоралась красная заря. Мы никого заранее не предупреждали о своих намерениях, и ничто не мешало нам исполнить волю отца. Правда, рассказано об этом было далеко не сразу.
     ...Спустя полтора года после смерти писателя над Буйничским полем развеяли прах последней супруги Константина Симонова - Ларисы Жадовой. Она пожелала быть вместе с мужем.
     Буйничское поле - святое место для каждого жителя Могилевщины. Ни одно крупное событие, ни одна историческая дата не проходят без того, чтобы люди не поклонились ему. Молодые воины принимают на этом поле присягу. Служить белорусские парни отправляются оттуда же. Недавно городские власти решили, что, начиная уже с детского сада, школы, все дети должны посетить мемориальный комплекс под Могилевом. А взрослые обязаны помочь им узнать обо всем, что связано с этим клочком родной земли.
     ...Могилев стал городом солдатской славы, которая так пронзительно описана в бессмертных произведениях Константина Симонова. И город на Днепре будет вечно помнить об этом.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex