на главную страницу

23 Декабря 2009 года

Тема номера

Среда

У корабелов океан задач

Андрей ГАРАВСКИЙ, «Красная звезда».



Председатель Правительства России Владимир Путин в ходе рабочей поездки в Санкт-Петербург посетил Адмиралтейские верфи, где принял участие в церемонии спуска на воду танкера «Кирилл Лавров» и осмотрел цеха по производству дизель-электрических подводных лодок.

     Адмиралтейские верфи были заложены еще в 1704 году. Это старейшее судостроительное предприятие нашей страны.
     За несколько веков здесь были построены почти три тысячи судов как надводных, так и подводных. Только подводных лодок было 300, в том числе с ядерной двигательной установкой.
     Адмиралтейские верфи всегда были на уровне прогресса. Их продукция отличалась высокой технологией, самыми современными решениями. И именно здесь 50 лет тому назад впервые в мире на воду был спущен атомный ледокол.
     Как отметил глава Правительства РФ, сегодня мы присутствуем при спуске еще одного крупного судна. «Я хочу отметить, что ровно год назад я видел, как горели глаза судостроителей, которые принимались за новую работу. Это был определенный вызов профессионалам. И удивительно, что за столь короткий срок был построен такой гигант, причем и в этом случае - на самом высоком технологическом, современном уровне», - сказал он.
     «Мы присутствуем не только на церемонии спуска на воду этого корабля, но и на церемонии присвоения ему имени - и это имя выдающегося русского артиста Кирилла Юрьевича Лаврова, подчеркнул Владимир Путин. - Кирилл Юрьевич был и останется не только гордостью русской культуры. Это был настоящий патриот».
     «Моряки говорят: как назовешь корабль, так он и поплывет. Я уверен, что этот корабль с честью будет нести имя Кирилла Лаврова и подтвердит это право своими достижениями в арктических широтах», - заявил председатель Правительства РФ.
     Владимир Путин также осмотрел на Адмиралтейских верфях цеха по производству дизель-электрических подводных лодок.
     О производстве подлодок главе Правительства России рассказал генеральный директор Адмиралтейских верфей Владимир Александров. В частности, он ознакомил премьера с ходом строительства подводной лодки проекта 677. «Это не первая подводная лодка данного проекта. Головная подводная лодка уже в море», - подчеркнул гендиректор.
     По его словам, дизель-электрические подводные лодки нового поколения отличаются хорошими ходовыми характеристиками и маневренностью. Кроме того, добавил гендиректор, в подлодках этой серии улучшено расположение приборов и оборудования в командной рубке. Глубина погружения этой подлодки - 300 метров. У нее хорошая маневренность и хорошие условия для моряков.
     По информации Адмиралтейских верфей, на новых подводных лодках проекта 677 «Лада» значительно снижен уровень акустического поля - по сравнению с подлодками предыдущих поколений в несколько раз.
     На кораблях установлены радиоэлектронное оборудование нового поколения, а также комплексная система автоматизированного управления кораблем, его боевыми и техническими средствами.
     Кроме того, на подлодках имеется инерциальный навигационный комплекс, позволяющий обеспечивать безопасность кораблевождения и определения параметров движения с необходимой для использования ракетного оружия точностью.
     Вместе с тем руководитель предприятия обратил внимание на ряд проблем, связанных, в частности, с необходимостью увеличения финансирования для завершения строительства начатых подводных лодок. Кроме того, Владимир Александров заметил, что необходимо определиться с количеством подводных лодок для Черноморского флота на ближайшие годы с учетом возможных трудностей базирования этого флота в будущем.
     На состоявшемся позднее совещании по развитию российского оборонно-промышленного комплекса Владимир Путин заявил, что сегодня основная задача - понять, какие дополнительные решения требуются по модернизации предприятий и корректировке планов закупки вооружений и военной техники в связи с переходом к новому облику Вооруженных Сил страны.
     Российская армия должна стать более компактной, мобильной, боеспособной, долю современных вооружений в ее оснащении следует увеличить до 70 процентов к 2020 году. Это в полной мере относится и к Военно-морскому флоту страны.
     У гражданского судостроения еще много нерешенных проблем, но все же оно уже производит современные, соответствующие мировым стандартам суда и морскую технику. Пример - спущенный на воду танкер ледового класса водоизмещением 70 тысяч тонн, электроходный с азиподным двигателем и двумя рубками, оснащенный оборудованием для работы в самых тяжелых условиях Арктики.
     То есть при необходимости мы в состоянии решать задачи любой сложности на самом современном технологическом уровне, отметил Владимир Путин.
     Такой же качественный рывок нужно совершить и в военном судостроении. Абсолютно необходимо в самые сжатые сроки разработать долгосрочную программу его развития. Она должна опираться на объективные потребности флота, учитывать задачи, которые перед ним стоят сегодня или возникнут в перспективе не менее чем через 30 лет. Это как минимум.
     Безусловно, нельзя не принимать во внимание и реальные возможности государства по финансированию соответствующих проектов. А это значит, что в программе должны быть четко выстроены приоритеты. Причем речь идет не только о том, чтобы спроектировать или даже спустить корабль на воду. Нужно просчитать все этапы его жизненного цикла: текущую эксплуатацию, ремонт и даже последующую утилизацию.
     Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) - наш основной производитель морской техники - должна выстроить единую технологическую цепочку строительства и последующего обслуживания военных судов.
     Также совместно с Минпромторгом, Минобороны необходимо принять решение по оптимальной загрузке входящих в ОСК верфей и заводов как военной, так и гражданской продукцией. И под конкретные заказы проводить их техническое перевооружение. При этом основной акцент надо сделать на выпуске серийной техники. Только так мы сможем добиться, чтобы бюджетные средства действительно приносили пользу, а не распылялись между многочисленными, но часто неэффективными проектами.
     Требуется провести и анализ нормативной базы, регулирующей создание военных кораблей, морского вооружения и техники, устранить имеющиеся в ней противоречия и анахронизмы.
     Еще одна серьезная задача - это повышение уровня локализации производства. Разумеется, нет ничего плохого в том, что наши корабелы используют импортные технологии и комплектующие. Но в перспективе нужно создавать отечественную современную компонентную базу, что позволит дополнительно загрузить смежные отрасли промышленности.
     Решая стратегические вопросы, нельзя забывать и о текущих делах и проблемах, сказал глава Правительства РФ. На фоне кризиса во многих других отраслях отечественное судостроение завершает год с весьма приличными результатами. По итогам января - сентября рост составит 74 процента.
     Тем не менее ряд предприятий испытывает серьезные трудности. И, конечно, ими нужно заниматься предметно. Буквально на днях Правительство России выполнило свои обязательства перед Амурским судостроительным заводом: предприятию перечислено 1,9 миллиарда рублей для завершения работ по экспортному контракту.
     Кроме того, Минобороны разместит на этом предприятии дополнительные заказы общим объемом до 3 миллиардов рублей.
     Объединенная судостроительная корпорация вплотную занимается обеспечением нормальной загрузки калининградского завода «Янтарь». Естественно, принимать решения о новых заказах будет легче, если ОСК сможет полноценно интегрировать это предприятие в свою структуру, подчеркнул Владимир Путин.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex