на главную страницу

23 Декабря 2009 года

Армия и общество

Среда

«Встречайте, скалистые горы»

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



     Так называется книга воспоминаний американских моряков торгового флота, ветеранов северных конвоев 1941-1945 годов, презентация которой состоялась в Санкт-Петербурге. Выход в свет этой книги позволяет узнать о том, что происходило на борту торговых судов под звездно-полосатым флагом, направлявшихся в Россию, и о впечатлениях американских моряков от встреч с нашими людьми и суровым бытом Заполярья в годы войны.
     В предисловии к книге посол США в России Джон Байерли отметил: «Считается, что дипломаты и моряки за словом в карман не лезут. Но если дипломаты тщательно формулируют свои мысли, то моряки высказываются прямо, не мучаясь с выбором выражений. По этой причине воспоминания, сборник которых вы держите сейчас в руках, могут сначала показаться слегка прямолинейными и резковатыми. Но это искренние слова американских моряков, которые рисковали своими жизнями, доставляя грузы советским союзникам по наиболее опасному из трех путей ленд-лиза - северному мурманскому маршруту».
     Напомним, что в октябре 1941 года в Москве было подписано трехстороннее соглашение о поставках в СССР вооружения, военного снаряжения и продовольствия. Поставки Великобританией и США осуществлялись на основе американского закона о ленд-лизе, который предоставлял право президенту США в случае необходимости передавать взаймы или в аренду предметы обороны любой стране, жизненно важной для безопасности США.
     Военная помощь союзников поступала к нам по трем основным маршрутам: тихоокеанскому, через Владивосток; через порты Персидского залива; по морю, непосредственно из Великобритании, огибая северную оконечность Норвегии, в Мурманск и Архангельск. Последний путь был самым коротким - две тысячи миль, а также одним из самых трудных. Он пролегал в Арктике - регионе с самыми неблагоприятными в мире погодными условиями.
     Каждый арктический конвой - это ле
     гендарный подвиг, но не только из-за климатических условий. Путь занимал 8 - 12 суток, и на всем его протяжении конвои подвергались непрерывным атакам со стороны немецких подводных сил и авиации. «Дорога бомб», как прозвали ее конвойщики, пролегала между островом Медвежий и Северной Норвегией, оккупированной немцами, вблизи нацистских баз. Арктические конвои формировались в бухтах Шотландии (Лох Ю и Скапа Флоу) и Исландии (Рейкьявик, Хвальфьерд) и разгружались в Архангельске, Северодвинске и Мурманске. Наша страна оказывала поддержку конвоям, когда они приближались к месту назначения, начиная с 18-го меридиана. В первый год войны караваны состояли из 5-12 судов, а затем обычный караван стал насчитывать 30-35 судов.
     Некоторые американские историки утверждают, что военной техники и других грузов нам было поставлено на сумму около 11 миллиардов долларов. Американцы поставили нам 359.000 грузовиков, 44.000 джипов и 3.700.000 шин. В отчете, помещенном в «Правде» 11 июня 1944 года, подробно подсчитывается помощь каждой из стран: США, Великобритании и Канады. Хотя грузы продолжали поступать еще целый год, можно представить себе их объемы. Так, Великобритания на 30 апреля 1944 года успела поставить 5.239 автомобилей и бронетранспортеров, Канада - 3.410 . Американцы за это время дали несравнимо больше - 206.000 автомобилей. В среднем же поставки союзников составили за годы войны
     2 процента от объема советского промышленного производства...
     На снимке: Памятник участникам северных конвоев в Мурманске.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex