на главную страницу

23 Декабря 2009 года

23 декабря - День дальней авиации ВВС РФ

Среда

При стратегическом размахе крыльев

Беседу вел Александр ПИНЧУК, «Красная звезда».



Дальняя авиация ВВС России - одна из важнейших составляющих стратегической безопасности России. Воздушный элемент ядерной триады. Впервые она появилась на военно-исторической арене Российской империи ровно 95 лет назад, 23 декабря 1914 года. Тогда было создано специальное подразделение - эскадра воздушных кораблей, командовал которой генерал Михаил Шидловский. Сегодня Дальняя авиация - перспективное и очень надежное объединение ВВС. В преддверии юбилея на вопросы «Красной звезды» отвечает командующий Дальней авиацией генерал-майор Анатолий ЖИХАРЕВ.

     - Анатолий Дмитриевич, Дальняя авиация - одна из составляющих ядерной триады Вооруженных Сил РФ. Какова ее роль в этом качестве при новом облике Вооруженных Сил и ВВС?
     - При переходе к новому облику Вооруженных Сил задачи, которые стояли перед Дальней авиацией, не изменились, как и прежде она остается одной из составляющих сил ядерного сдерживания. Среди основных задач - поддержание ядерного паритета и демонстрация решимости наших сил в применения ядерного оружия.
     - Как изменилась структура Дальней авиации за прошедший год?
     - 1 декабря 2009 года Дальняя авиация в составе Военно-воздушных сил обрела перспективный облик. Старая организационно-штатная структура, включавшая в себя авиационные дивизии, полки, эскадрильи и части обеспечения авиационно-технической базы, упразднена.
     В новом облике Дальняя авиация представляет собой четыре авиационные базы 1-го разряда, 43-й центр боевого применения и переучивания летного состава Дальней авиации, авиационные полигоны, авиационные комендатуры и другие части обеспечения. Принципиальное отличие новой структуры - отсутствие в ней такого звена управления, как авиационный полк.
     Хотелось бы отметить, что несмотря на значительные организационные изменения, боевой состав Дальней авиации практически не изменился. Численность личного состава и экипажей осталась на прежнем уровне.
     При переходе к новому облику были проведены летно-тактические учения со всеми авиационными эскадрильями, а также командно-штабные тренировки органов и пунктов управления. 1 октября 2009 года - временной рубеж, на котором Дальняя авиация обрела новый облик.
     С тех пор прошло больше двух месяцев, но могу отметить лишь положительную тенденцию в развитии Дальней авиации. Заметно повысился, к примеру, уровень управления войсками. О многом другом можно будет судить лишь спустя более продолжительное время.
     - Самолеты Дальней авиации регулярно патрулируют воздушные границы государства. Какие элементы боевой подготовки отрабатываются во время плановых полетов?
     - Исходя из решения Верховного Главнокомандующего с августа 2007 года экипажи Дальней авиации выполняют полеты по плану воздушного патрулирования в различных регионах государства и на различных направлениях за его пределами.
     В процессе патрулирования экипажи Дальней авиации решают ряд комплексных задач, связанных с вопросами боевой подготовки. Практически все они включают в себя взлет с максимальным весом, полеты в зоне арктических широт, над водной поверхностью и безориентирной местностью, а также дозаправку в воздухе, тактические пуски ракет и взаимодействие с другими родами ВВС по указанию главкома ВВС.
     Мы также выполняем задачи по обеспечению полярных станций, исходя из концепции развития нашей арктической зоны. В районе северных широт наши подразделения обеспечивают полярные станции продовольствием, содействуют в поисково-спасательных работах в этом районе, выполняя вылеты с аэродромов Воркуты, Тикси и Анадыря.
     - Сколько стратегических бомбардировщиков участвуют одновременно в воздушном патрулировании? Какова средняя продолжительность полетов?
     - Одновременно в воздушном патрулировании, как правило, участвуют от двух до четырех самолетов. При выполнении особых задач по указанию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ их количество может быть увеличено до 6-8. При этом продолжительность нахождения в воздухе может варьироваться от 10 до 22 часов. Практически все задачи, связанные с воздушным патрулированием государственной воздушной границы, решаются с дозаправкой в воздухе от самолета-заправщика Ил-78.
     География воздушного патрулирования достаточно разнообразна: это район Атлантики, Северного Ледовитого и Тихого океанов, акватории Черноморского побережья. Летаем мы также вдоль государственных границ.
     - Как часто встречаетесь с истребителями-перехватчиками сопредельных государств?
     - В зоне нейтральных вод и на всем пути следования самолеты Дальней авиации, как правило, сопровождают истребители-перехватчики сопредельных государств.
     Хотелось бы подчеркнуть, что все наши полеты проводятся в соответствии с Международными правилами использования воздушного пространства над нейтральными водами, наши ракетоносцы строго придерживаются установленного маршрута. В свою очередь истребители патрульного сопровождения находятся на почтительном удалении - до 500 м.
     Однако бывает, и нередко, что они нарушают правила, подходят гораздо ближе, но случаев визуального контакта между нашими и иностранными экипажами в последнее время нет.
     - Как вы оцениваете уровень подготовки летного и технического состава, прибывающего для продолжения службы из вузов ВВС? Каков сейчас налет у летчиков Дальней авиации и какова тут динамика в последние годы?
     - Несмотря на достаточно высокий уровень подготовки технического состава в вузах Военно-воздушных сил, личный состав, прибывающий для прохождения службы в Дальней авиации, требует дополнительной переподготовки на базе 43-го Центра боевого применения и переучивания летного состава в Рязани.
     Первым переобучение на базе этого центра проходит инженерно-технический состав, его переучивают на самолеты Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3 и Ил-78. Затем на учебу направляется летный состав. В этом году прибыло более 70 летчиков и порядка 80 штурманов, окончивших вузы. Они также будут направлены на обучение в 43-й ЦБП и ПЛС и после этого продолжат обучение и совершенствование непосредственно в частях Дальней авиации.
     Что же касается уровня подготовки летного состава Дальней авиации, то он начиная с 2007 года значительно вырос. На протяжении нескольких лет наблюдается положительная динамика в налете часов. Так, например, в этом году он составил порядка 110 часов, в то время как еще два года назад не превышал 90.
     Кроме того, в Дальней авиации прибавится сержантского состава и военнослужащих, проходящих службу по призыву. С этого года количество солдат срочной службы увеличилось в три раза. Тем временем в школах подготовки ВВС мы планируем готовить специалистов-сержантов. Там они пройдут 10-месячное обучение и вернутся уже младшими авиационными специалистами.
     - В каких учениях Дальняя авиация участвовала в уходящем году и что ее ждет в новом?
     - Дальняя авиация в 2009 учебном году участвовала практически во всех командно-штабных и оперативно-стратегических учениях. Одно из них - «Запад-2009» на территории Республики Беларусь. Там были активно задействованы самолеты Ту-160 и Ту-95МС. Более того, показ бомбометания на белорусском полигоне для глав двух государств выполняли наши ракетоносцы Ту-22М3.
     На этом типе самолета в минувшем году мы выполняли бомбометание и на авиационном полигоне Отар в ходе совместного учения с Казахстаном.
     В 2010 году планируется участие в оперативно-стратегических учениях «Восток-2010» и «Мирная миссия-2010», а также во всех остальных командно-штабных учениях, которые будут проводиться под руководством начальника Генерального штаба. Также запланированы командно-штабные учения с командованием Дальней авиации под руководством главнокомандующего ВВС.
     - Ожидается ли поступление новой авиационной техники? Как обстоят дела с модернизацией стоящих на вооружении авиационных комплексов?
     - В 2010 году поступления новой техники не ожидается, но будет продолжена опережающая модернизация, причем на всех типах самолетов. Что подразумевает модернизация? Это прежде всего замена устаревших блоков агрегатов современными образцами, в частности, это касается комплексов связи, радиоэлектронной борьбы, прицельно-навигационных комплексов и систем управления оружием.
     Наиболее существенная модернизация коснется самолетов Ту-160 и Ту-95МС, в меньшей степени Ту-22М3. Завершить модернизацию мы планируем к 2015 году.
     Надо сказать, что глубокая модернизация проводится на авиаремонтных заводах.
     В декабре этого года мы планируем получить два самолета Ту-160 с Казанского завода и тут же сдать в ремонт следующие. Этот процесс непрерывный. И если мы продолжим работу в таком же темпе, то обеспечим высокий уровень боеготовности Дальней авиации.
     - А как с увеличением числа и модернизацией аэродромов?
     - Расширения аэродромной сети не планируется. Аэродромы, которые сейчас находятся в составе Дальней авиации, содержатся в боеготовом состоянии. Их вполне хватает, чтобы в полной мере обеспечивать работу на всех направлениях.
     Безусловно, мы будем проводить реконструкцию аэродромов, строить дополнительные стоянки, магистральные и рулежные дорожки. Все это в рамках отдельного плана, работы по которому предстоит завершить к 2015 году.
     - Разрабатывается ли новый ракетоносец для замены Ту-160? Будет ли в нем реализована технология «стелс»?
     - Технологию «стелс» впервые планировали применить на самолете Ту-160. В его конструкции использованы новые композиционные материалы, преломление углов отражения лучей РЛС и эффективная отражающая поверхность. Самолет Ту-160, несмотря на его большие размеры, заметен гораздо меньше, чем другие самолеты.
     Но работа не была до конца выполнена, потому что проектировался самолет в 1970-е годы, первые машины поступили на вооружение в 1987 году, в то время наша промышленность не могла в полной мере все эти задумки реализовать.
     Сейчас ведутся научно-исследовательские работы по новому перспективному комплексу Дальней авиации, который пойдет на замену самолетов Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3. Вот на нем уже в полной мере будет реализована система малозаметности, которую любят называть «стелс».
     Новый самолет будет малозаметен, но полностью исключить видимость для самолета такого класса невозможно, уменьшить его эффективную отражающую поверхность позволяет применение новых технологий и материалов. Он должен поступить на вооружение в 2025—2030 годах.
     - Как обстоят дела с заправщиками и на базе каких самолетов планируется создавать новые самолеты-танкеры для российских ВВС?
     - Для того чтобы Дальней авиации решать все задачи, танкеров сейчас не хватает однозначно. Тем более что в последние несколько лет самолет Ил-78 стал особо востребован в ВВС. Он способен производить дозаправку в воздухе самых разных типов самолетов, будь то истребительная авиация или самолеты авиации ВМФ. Поэтому заправщиков явно недостаточно как для ДА, так и ВВС в целом.
     На базе какого самолета будет создан новый дозаправщик, пока трудно сказать. Мы выдвинули свои требования и предложения конструкторам и разработчикам, сейчас выполняются научно-исследовательские работы, поэтому я думаю, что в перспективе нас ожидает очень хороший самолет-танкер, предназначенный для решения целого спектра задач.
     Основные требования, которые мы к нему предъявляем, - это новое оборудование, облегчающее встречу с танкером, увеличение количества отдаваемого топлива, увеличение дальности полета самолета. Важно, разумеется, чтобы заправщик обладал средствами РЭБ и разведки.
     - А сколько воздушных танкеров необходимо для нужд Дальней авиации?
     - Могу лишь привести пример. На один стратегический самолет в США приходится два танкера. У нас пока цифры другие. На каждый стратегический самолет хорошо бы иметь один танкер.
     При увеличении числа дозаправщиков целесообразно, мне думается, выбирать самолет, который уже стоит на вооружении, отлажен в производстве. Если же сейчас начать проектирование нового самолета-танкера, то его поступления на вооружение придется ждать долгие годы.
     - Какая работа ведется сегодня по линии международного военного сотрудничества?
     - В сентябре 2008 года два Ту-160 выполнили полет с посадкой на аэродроме Либертодор Боливарской Республики Венесуэла. Более того мы не только выполнили перелет, но еще и отработали две летные смены в районе Панамы и Бразилии, после чего вернулись с дозаправкой в воздухе на базовый аэродром Энгельс.
     Конечно, этому предшествовала серьезная подготовка как летного, так и технического состава. В данный момент наш личный состав готов к полетам днем и ночью, в сложных метеоусловиях, с дозаправкой в воздухе, готов к выполнению задач в любом регионе планеты в случае поступления соответствующего указания руководства.
     - Как обстоят дела в отношении социального обеспечения военнослужащих Дальней авиации?
     - В этом году военнослужащим, которые остаются в строю и увольняются с военной службы, было выделено более 360 квартир, из них с 10 сентября - около 250. Квартиры выделяются не только по месту службы, но и в других областях России: Московской, Саратовской, Иркутской и ряде других.
     - Что бы вы пожелали военнослужащим-дальникам, ветеранам Дальней авиации?
     - От лица командования Дальней авиации хочу от всей души поздравить участников Великой Отечественной войны, ветеранов Дальней авиации с праздником. Всем, кто сейчас несет службу, боевое дежурство, желаю счастья, здоровья, удачи, успехов, а нашей родной Дальней авиации - процветания.
     И, конечно, верю, что те традиции, которые были заложены старшим поколением, мы не только сохраним, но и славными делами приумножим.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex