на главную страницу

23 Декабря 2009 года

23 декабря - День дальней авиации ВВС РФ

Среда

22 Часа без посадки

Александр ПИНЧУК, «Красная звезда».



     Разведчик погоды Ту-95МС под рокот турбин уходил на задание. Началась очередная летная смена в гвардейской Донбасской Краснознаменной авиационной базе Дальней авиации. Экипажи стратегических ракетоносцев совершали плановые полеты в зоне аэродрома. Основное внимание командование уделяло оттачиванию навыков летчиков и штурманов по дозаправке в воздухе. Для отработки этой задачи на авиабазу из Рязани прибыли самолеты-топливозаправщики Ил-78.
     Накануне в учебных классах авиабазы проводилась тщательная подготовка летного состава к предстоящим полетам. Групповой контроль готовности к полетам служил дополнением к индивидуальному методом розыгрыша полетов для отработки взаимодействия между экипажами и группой руководства полетами.
     Командиры кораблей стратегических ракетоносцев вслух проговаривали порядок всех своих действий. Особое внимание заместитель командира авиабазы по летной подготовке гвардии полковник Андрей Малышев уделял выходу самолетов в зону дозаправки и непосредственно последовательности действий экипажей.
     Все этапы полета, позывные и команды имеют огромное значение при выполнении общей задачи. Выглядело это условно так: «Единица, я - двойка. Кильватер - 50... Конус... Иду на контакт с режимом... Единица, я - двойка. Принял 5 тонн... Расцеп. Убираю конус...» и т.д. В кильватерном строю при дозаправке важно постоянно сохранять установленную дистанцию.
     В день полетов экипажи Ту-95МС, Ту-160 и Ил-78, а также специалисты инженерных и наземных служб обеспечения полетов собрались в аудитории учебного корпуса базы. На ее стенах размещены схемы и инструкции. На классной доске мелом, как в школе, нанесены чертежи.
     Вот в класс заходит невысокого роста и коренастого телосложения офицер. Это гвардии полковник Юрий Кузнецов - командир авиабазы и старший авиационный начальник. Он принимает доклады начальников служб, отдает предполетные указания.
     

     Для справки. Подготовка экипажей на аэродроме проводится непосредственно перед полетами с учетом конкретно складывающейся на это время метеорологической, орнитологической, воздушной и наземной либо морской обстановки. Она включает: медицинский контроль, тренировку в кабине воздушного судна, предполетные указания, выполнение расчетов для конкретных условий полета, подготовку и проверку защитного снаряжения, прием воздушных судов, подготовку и проверку рабочих мест кабины воздушного судна.
     Время, необходимое на предполетную подготовку, устанавливается командиром, организующим полеты.
     Предполетный медицинский контроль проходят все члены экипажа. Каждый в случае ухудшения самочувствия обязан доложить об этом непосредственному начальнику и врачу, осуществляющему медицинский контроль.

     

     Несколько раз в месяц ракетоносцы осуществляют воздушное патрулирование в различных районах земного шара. Плановые же полеты в районе аэродрома позволяют обрести навыки, необходимые как раз для решения задач «за углом».
     Летчик 1-го класса гвардии полковник Андрей Малышев рассказал, как совсем недавно пилотировал Ту-160 над нейтральными водами Северного Ледовитого океана, Тихого океана и Атлантики. Его экипаж на этом типе самолета поставил рекорд беспрерывного пребывания в воздухе. С момента взлета и до посадки прошло 22 часа 3 минуты! В ходе патрулирования сверхзвуковой стратегический «Белый лебедь» дважды дозаправился топливом, что называется, под завязку. Сначала было передано 42 тонны керосина. Спустя время - еще 40. Летчики проделали в воздухе путь, позволявший облететь Землю, и еще остались бы мили в запасе.
     Безусловно, такое задание в состоянии выполнить только всесторонне подготовленный и слетанный экипаж. Во время того полета наш «стратег» несколько раз встречали и сопровождали натовские истребители. Среди них был и новый многофункциональный истребитель пятого поколения F-22 «Раптор». Зарубежные коллеги, отмечают наши пилоты, вели себя корректно, общепринятых правил не нарушали. Словом, каждый из участников воздушного движения выполнял свою задачу.
     В ходе воздушного патрулирования летчики зачастую отрабатывают «срыв сопровождения». Вот конкретный пример. Однажды экипаж полковника Малышева совершал полет над нейтральными водами Атлантики вблизи берегов одной из европейских стран. На этом отрезке маршрута наш «стратег» сопровождали истребители, поднятые в воздух с одной из военных баз НАТО. Совершенно случайно совпало, что в этом районе по плану полета нашему ракетоносцу предстояло перейти на сверхзвуковой режим, что он и сделал, на форсаже легко оторвавшись от преследователей. Они, наверное, даже не успели опомниться, с улыбкой рассказывали летчики. Дело в том, что по летным характеристикам наш стратегический ракетоносец превосходит даже некоторые типы зарубежных истребителей.
     В прошлом году заместитель командующего Дальней авиацией генерал-майор Афиногентов и полковник Андрей Малышев в качестве помощника командира корабля выполняли перелет особой важности. В Венесуэлу. Все поставленные перед ними задачи по международному сотрудничеству летные экипажи выполнили полностью. Правда, специфический климат Латинской Америки на авиабазе Либертадор, где очень жарко, отчасти давал о себе знать. Поэтому для наших дальников та загранкомандировка была не из простых. Но они справились с заданием. Зарекомендовали себя в южных широтах как умелые профессионалы.
     Гвардии полковник Малышев считает, что сейчас в эскадрильях особенно важно обучать молодых пилотов, которые приходят на смену старшему поколению.
     Однако вернемся к полетам. В Дальней авиации свято хранят традиции. Наиболее значимая - наименования самолетов. Ту-95МС присваивают названия городов. Администрации некоторых из них оказывают шефскую помощь базе. Ту-160 называют именами собственными. В честь людей, внесших значимый вклад в развитие нашей страны. Например, Павел Таран, Николай Кузнецов, Виталий Копылов и другие.
     Есть и более приземленные и обыденные традиции, скажем, своеобразный обряд посвящения в летный состав. Каждого, кто первый раз совершил вылет на стратегическом ракетоносце-бомбардировщике, после посадки непременно «знакомят» с шасси. Коллеги-авиаторы берут сослуживца за руки и за ноги и под общий смех ударяют «пятой точкой» о колесо.
     Гвардии прапорщик Илья Байкин, прошедший специальную переподготовку, совершил свой первый полет в качестве стрелка-оператора (кормового стрелка) стратегического бомбардировщика Ту-95МС как раз в тот день. «Всегда сопровождал взглядом пролетающий самолет и завидовал. И вот этот день настал. Я даже не до конца осознаю, что со мной произошло», - делился своими впечатлениями Илья.
     Гвардии майор Илья Евстифеев - командир экипажа, в котором теперь летает прапорщик Байкин. Он также впервые провел полет в качестве командира корабля. Руководил действиями экипажа во время дозаправки топливом. Самый первый вылет гвардии майор Евстифеев совершил 4 октября 2002 года на месте помощника командира корабля.
     «Самолет, можно сказать, одушевленный предмет. Считается, что перед каждым вылетом желательно поговорить с техникой, чтобы она благоразумно себя вела, безотказно работала, не подвела в полете», - рассказывал новоиспеченный командир корабля.
     С земли все самое важное и интересное не увидишь. Дозаправка в воздухе - вот то, что делает Дальнюю авиацию дальней и позволяет стратегическим бомбардировщикам преодолевать расстояние, другим самолетам недоступное.
     На высоте шесть тысяч метров к Ту-95МС подходит самолет-заправщик, по сути - летающая цистерна. Стыковка напоминает стрельбу по мишени в компьютерной игре. Штангой дозаправки в конус шланга заправщика на скорости 500 км/ч нужно попасть.
     Экипаж Ту-160 в составе командира корабля гвардии подполковника Владимира Плюснина, помощника командира корабля гвардии майора Михаила Ткачева, штурмана корабля гвардии майора Юрия Палтусова и левого штурмана-оператора гвардии майора Евгения Дудника совершил «облет» корабля после необходимых инженерных регламентных работ, проведенных на самолете.
     Гвардии подполковник Плюснин - командир авиационной эскадрильи стратегических ракетоносцев-бомбардировщиков. В ходе полета, который длился 1 час 45 минут, он проверил работу машины на всех режимах полета, в том числе на сверхзвуковом. «Уходили после взлета на 400 м на курс на боевом повороте», - уточнил комэск.
     Подполковник Плюснин, видимо, держит в памяти печальную страницу истории базы, когда 18 сентября 2003 года стратегический бомбардировщик Ту-160 «Михаил Громов» с бортовым номером «01» разбился в Советском районе Саратовской области, в 40 км от аэродрома. Самолет так же, как и сегодня они, совершал плановый облет после замены одного из четырех двигателей. Катастрофа произошла из-за пожара на борту - загорелся двигатель под правым плечом. На борту машины находились четверо: командир Юрий Дейнеко, правый летчик Олег Федуненко, а также штурманы Григорий Колчин и Сергей Сухоруков. Все они погибли.
     Комэск не мог не вспомнить об этой трагедии, ибо она до сих пор отзывается болью в сердцах и остается в памяти всей авиабазы и Дальней авиации.
     Есть на авиабазе Энгельс и летные династии. Фамилию Скитский в Дальней авиации, пожалуй, знают все. Командир эскадрильи гвардии подполковник Игорь Скитский - летчик в третьем поколении. В 1991 году он служил на Украине в Прилуках и был в числе тех офицеров, которые выбрали местом дальнейшей службы базу военной авиации в Энгельсе. Скитский начал осваивать Ту-160 более 20 лет тому назад. А теперь его сын Олег служит в другой эскадрилье базы командиром такого же корабля Ту-160. Такого рода преемственность - еще одно проявление славных традиций Дальней авиации.
     Энгельс - Москва.
     На снимке: Взлет красавца Ту-160; Перед полетами.Фото автора и Сергея КРИВЧИКОВА.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex