|
Сергей КНЯЗЬКОВ, «Красная звезда». |
Сейчас, с позиций 15-летней давности, хорошо понимаешь, что в середине 1994 года мало кто отдавал себе отчет, как долго продлится эта кампания, с какими жертвами будет связана, как изменит Россию и ее граждан. Но офицеры и солдаты, спешно собранные со всех военных округов, честно исполнили свой воинский долг. Подчас ценой своей жизни... Одним из ярких тому свидетельств - лаконичный дневник боевых действий сводного танкового батальона 21-й отдельной воздушно-десантной казачьей бригады, зафиксировавший, как именно действовало подразделение с 10 декабря 1994 года по 4 февраля 1995 года. Он попал в мои руки в феврале 1995 года, когда я находился в командировке в Чечне вместе с фотокорреспондентом «Красной звезды» подполковником Александром Гусевым.
Это документ способен рассказать о многом. Печатаем его без расшифровки сокращений.
«Сводный тб 21 овдбр в составе 340 человек (офицеров - 61, прапорщиков - 14, солдат и сержантов - 265) с 10 декабря по 1 января 1995 г. совершил марш по маршруту Беслан - Ю.З. окраина гор. Грозный в составе подразделений 76 ВДД.
Батальон осуществлял охрану тыла и артиллерии 76 ВДД, выставляя блоки вдоль маршрута выдвижения колонн. В то же время с 10 по 12 декабря часть сил батальона (9 тр, мин. батр, птбатр и ЗРАбатр - старший подполковник Полянский В.В.) действовала на подвижном жел.дор. составе в качестве подвижной огневой группы. Однако из-за подрыва моста западнее пос. Слепцовская и блокирования ж/д вокзала Назрань задача пробиться к Грозному не была выполнена.
Часть сил участвовала в тактическом воздушном десанте по прикрытию колонн, движущихся в направлении г. Грозного, эвакуировала раненых. Отличились: и.о. командира батальона майор Стволов С.Н., командир 8 тр капитан Ухабин О.П., пом. нач. службы РАВ капитан Бычков Л.И.
12 декабря батальон понес первые потери: вертолет с десантом был обстрелян и смертельное ранение получил рядовой Живун Эдуард Олегович.
К 1 января 1995 года батальон сосредоточился на юго-западной окраине Грозного и начал непосредственный штурм ж/д депо вокзала. 2.01.95 г. задача была выполнена. Депо и вокзал были переданы мотострелкам. Но 5.01.95 г. противник выбил мср (мотострелковую роту. - Прим. С.К.) из здания депо и овладел им. Группа во главе с командиром батальона майором Качановым С.П. из 9 человек отбила депо и вновь передала его мср. Но через 40 минут их снова выбил противник и закрепился в здании. Группа майора Качанова, который был уже ранен, но в тыл не ушел, еще раз выбила боевиков из здания. В ходе ожесточенных атак противника вызывал огонь на себя нач. арт. бригады подполковник Матвиенко Борис Павлович. Противник не продвинулся ни на шаг, а батальон прочно укрепился на позиции.
1.01.95 г. отличился нач. опер. отдела бригады полковник Нужный Василий Дмитриевич. В районе Дома печати он с группой разведчиков отбил и вывел в тыл 16 окруженных и раненых десантников 106 ВДД.
С 1.01 по 12.01.95 г. подразделения 21 овдбр вели бои за удержание и захват основных объектов - высотных домов по ул. К.Маркса, в районе рынка, института нефтехимии (одно из самых высоких зданий Грозного), здания МВД Чечни, школы по ул. К. Маркса. Проводились разведывательно-диверсионные рейды в тыл противника до реки Сунжа.
12.01.95 г. была предпринята попытка захвата здания университета во взаимодействии с мотострелками. Передовой отряд в составе разведроты бригады вышел на рубеж атаки, завязал бой, но мотострелки его не поддержали. Силы были неравны, рота отошла, но здания не покинули пом.нач.разведки капитан Пегишев А.И., лейтенант Думчиков А.Н. и старший сержант Разумов А.В. Они прикрыли отход роты, отвлекли огонь на себя. Капитан Пегишев был контужен, лейтенант Думчиков ранен тремя пулями. Они продержались до темноты и были затем эвакуированы в безопасное место. Капитан Пегишев согревал своим телом лейтенанта Думчикова, перевязал его. Сам он был не в состоянии ни стоять, ни ходить. Но от госпитализации отказался.
В тот же день при штурме здания МВД и департамента безопасности отличился и.о. командира батальона майор Стволов Сергей Николаевич, командир разведвзвода старший лейтенант Ворожанин О.В. (16.01.95 г. он был смертельно ранен, представлен к званию Героя России). Майор Стволов С.Н. был ранен и контужен, но через неделю уже вновь командовал батальоном.
В ходе этих боев погибли 2 солдата, 1 пропал без вести (ефрейтор Зимин В.В. - разведрота), ранено 24 человека, из них 12 офицеров.
До 24.01.95 г. 21 бригада получила 2-дневный отдых в районе парка им. Ленина и удерживала на блок-постах коридоры для ввода основных сил, эвакуировала убитых и раненых. Корректировал огонь всей артиллерии группировки подполковник Матвиенко Б.П. Разведрота во главе со старшим лейтенантом Жуковым А.В. разведывала район моста через р. Сунжа по ул. Хабаровской и 21.01. обеспечила проход без потерь полка морской пехоты в этот район.
24.01.95 г. сводному танковому батальону была поставлена новая задача: выдвинуться в район Андреевской долины и не допустить проникновение боевиков в жилой массив и промзону. Задача была выполнена успешно и без потерь.
С 1.02 по 3.02.95 г. разведподразделениям была поставлена задача проникнуть в тыл противника за р. Сунжа и разведать район бойни, химкомбината, хлебозавода и моста через р. Сунжа. 2 группы во главе со старшим лейтенантом Жуковым А.В. и капитаном Борисовым В.В. неоднократно ходили в тыл противника и без потерь возвращались.
4.02.95 г. после артподготовки подразделения батальона пошли в атаку через мост в районе хлебозавода, но встретили сильное огневое сопротивление по всему правому берегу. Было выявлено 8 огневых точек и минометы противника в районе хлебозавода. Атака захлебнулась. В 3.00 5.02 была предпринята атака по другому коридору, в обход этого опорного пункта. Но и здесь ожесточенное сопротивление замедлило продвижение. Несмотря на это, к 11.00 6.02. подразделения захватили хлебозавод и обеспечили ввод в бой полка морской пехоты.
В ходе боев были смертельно ранены командир разведроты старший лейтенант Жуков и начальник разведки группировки полковник Нужный.
В течение двух суток батальон удерживал объект. Здесь отлично работал командир гаубичной батареи старший лейтеант Миклошевич И.В., который умело корректировал огонь и не позволял боевикам сосредоточиться для атаки.
В ходе боев ранено и контужено 35 человек, 8 из них от эвакуации отказались.
8.02.95 г. после передачи объектов подразделения выполнили последнюю задачу в гор. Грозном - захватили район пожарной части на южной окраине города. Захватом руководил лично командир 21-й овдбр полковник Эм Ю.П.
12.02.95 г. обескровленные подразделения были выведены на охрану и оборону объектов в н.п. Ханкала.
За время выполнения задач в Чеченской Республике все военнослужащие выполняли воинский долг честно и добросовестно, проявляя личный героизм и мужество. Не было ни единого проявления трусости. Многие военнослужащие представлены к государственным наградам. 14 офицерам очередное воинское звание присвоено досрочно, а 8 - на одну ступень выше занимаемой должности.
Погибли:
1. ряд. Живун Эдуард Олегович,
2. ефр. Блюденов Андрей Геннадьевич,
3. ст. л-т Ворожанин Олег Викторович,
4. ст.пр-к Сулейманов Асим Эюб-Оглы,
5. ряд. Зобов Виктор Александрович,
6. ряд. Костин Алексей Анатольевич,
7. л-т Костин Роман Николаевич,
8. ст.л-т Жуков Александр Владимирович,
9. п-к Нужный Василий Дмитриевич.
Пропал без вести ефр. Зимин Виктор Викторович.
Ранено и контужено 88 человек, из них офицеров - 26, прапорщиков - 5, сержантов - 29, солдат - 28.
Даже сейчас, спустя 15 лет, эти строки для меня пахнут порохом. Отмечу, что подвиг офицеров и личного состава сводного танкового батальона 21-й отдельной воздушно-десантной бригады был по достоинству оценен государством. 1 апреля 1995 года звание Героя Российской Федерации присвоили капитану Александру Пегишеву, 15 мая 1995 года - лейтенанту Александру Думчикову (посмертно), 29 мая 1995 года - полковнику Василию Нужному и старшему лейтенанту Олегу Ворожанину (обоим посмертно).
Впереди были долгие два года первой чеченской кампании. В 1999 г. контртеррористическая кампания на Северном Кавказе обрела новый размах. К тому времени 21-я отдельная воздушно-десантная бригада была преобразована в 247-й десантно-штурмовой полк Новороссийской десантно-штурмовой дивизии. И это, как говорится, уже другая история.

|