на главную страницу

23 Декабря 2009 года

У авиаторов ДОСААФ

Среда

На трассах Антарктиды

Валерий УСОЛЬЦЕВ, Виктор ХУДОЛЕЕВ, «Красная звезда».



Как уже сообщала «Красная звезда», постановлением Правительства РФ, подписанным премьер-министром России Владимиром Путиным, Общероссийское общественное объединение «Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ)» преобразовано в Общероссийскую общественно-государственную организацию «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России».
  Перед ДОСААФ России руководством страны поставлены серьезные задачи по военно-патриотическому воспитанию и допризывной подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах. Значительное внимание будет уделяться развитию физической культуры, военно-прикладных, авиационных и технических видов спорта, а также подготовке специалистов массовых технических профессий.
  В связи с обновлением Оборонного общества страны, «возложением на плечи» организации ее исконных функций, для выполнения которых она и создавалась в Советском Союзе в 20-е годы прошлого века, а также с возвращением прежнего, столь привычного старшему поколению названия, редакция газеты «Красная звезда» намерена усилить внимание к проблемам оборонной организации.
  Сегодня, когда до нового 2010 года остались считанные дни, мы предлагаем вниманию читателей интересный рассказ о неординарной и необычайно сложной работе авиаторов Хабаровской региональной организации ДОСААФ России в рамках научно-исследовательской экспедиции в Антарктиду.

     Вокруг, куда ни посмотри, слепящее, без единого темного пятнышка белое безмолвие. Этой пугающей своей девственностью, блестящей или матовой, как застывшее на морозе молоко, белизной покрыты горы и равнины и даже глубокие трещины-пропасти. Ни обдутой шквальными ветрами каменной скалы, ни даже карликового деревца или крохотного кустика. Не за что зацепиться для ориентировки пилотскому глазу. Только лед и снег, снег и лед. И попутчиком на продолжительном и нелегком маршруте кажется бегущая по этому замерзшему белому миру тень летящего в промороженном, пронзительно-голубом небе вертолета Ми-8...
     Полетное задание, которое выполняли вертолетчики авиа-спортклуба «Авис-Амур» Хабаровской региональной организации ДОСААФ России, могло бы показаться несложным и привычным. Ведь у каждого члена экипажей огромный налет - от 10 до 15 с лишним тысяч часов в различных метеорологических условиях, днем и ночью. Взять, к примеру, командира «восьмерки» Николая Креца. На различных типах винтокрылых машин он налетал более 10 тысяч часов. А у выполнявшего полетное задание в качестве второго пилота командира авиагруппы Виктора Сенченко - более 15 тысяч часов. Не обделен опытом и бортовой механик Петр Вербицкий. Все они, как и остальные их товарищи по авиагруппе, имеют международные допуски. Каждому приходилось летать ночью и днем при плохой видимости, обильных осадках, в облаках и над ними, садиться на крохотные площадки в горах и тайге, участвовать в поисково-спасательных операциях и санитарных рейсах, высаживать в пылающих лесах пожарных и выполнять другие сложнейшие полетные задания. И всегда справлялись с поставленными перед ними задачами. Не случайно же эти авиаторы попали в состав 54-й Российской антарктической научно-исследовательской экспедиции.
     Естественно, что не одну сотню раз приходилось им доставлять людей и грузы, образно говоря, из пункта «А» в пункт «Б». Но теперь хабаровчане летели даже не над труднодоступной местностью родного Дальнего Востока, а над самым малоисследованным и необжитым материком нашей планеты - Антарктидой.
     В ходе 54-й антарктической экспедиции пунктом «А» для авиаторов стал не аэродром или вертолетная площадка, а научно-исследовательское судно ледового класса «Академик Федоров», стоящее вдали от берега - близко к нему подойти оно не смогло из-за сложной ледовой обстановки. Вот и пришлось «сухопутным» авиаторам стартовать прямо с его качающейся на волнах палубы. Пунктом «Б» являлась законсервированная в 1991 году из-за нехватки денег научно-исследовательская станция «Ленинградская», расположенная в 270 км от стоящего на якоре российского судна. Сейчас станция расконсервирована и ведет работу в автоматическом режиме. Именно на нее аэроклубовским экипажам Кольцова и Креца предстояло доставить группу ученых и все необходимое для их работы на период экспедиции: продовольствие, горючее, приборы, запасные части и другое. Полярникам предстояло расконсервировать установленное на станции оборудование и выполнить целый ряд научных исследований. По их окончании «воздушные трудяги»-вертолеты вернут полярников на «Академика Федорова».
     Антарктиду можно смело назвать огромной глыбой льда и снега (ими покрыто более 95 процентов площади в 13 млн. 661 тыс. квадратных километров), которую омывают воды трех океанов - Тихого, Индийского и Атлантического. Конечно же, на самом деле снег и лед лежат на земной тверди. Только упрятана она, эта твердь, очень глубоко. В частности, на Земле Вилкеса слой льда достигает 4,8 км. Это самый толстый слой льда на нашей планете. И вообще на белом континенте, как еще называют Антарктиду, средняя толщина снежного и ледяного покрытия исчисляется не в метрах, а в километрах. Причем этот лед со снегом медленно плывет от центральной части материка к его периферии, в сторону океанов, периодически обрушиваясь в них поражающими воображение размерами и массами. Как показали исследования в районе станции «Мирный», скорость движения льда колеблется от 30-40 до 350-400 метров в год. Поэтому большинство научно-исследовательских станций различных стран располагается вдоль океанских побережий, где встречаются участки выступивших из-подо льда и снега скальных пород. На этих каменных пятачках и живут изучающие шестой континент люди.
     Открыли Антарктиду российские исследователи Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев, корабли которых «Восток» и «Мирный» в 1820 году почти вплотную подошли к берегам неизвестного ранее материка. Русскими моряками были проведены большие научные работы в арктических водах, открыты острова Петра I, Александра I, Мордвинова, Шишкова и другие - всего 29 островов. Суда экспедиции обошли вокруг Антарктиды, описав ее.
     Советский Союз включился в освоение Антарктиды в конце 50-х годов XX века. В Антарктиде появились советские научно-исследовательские станции. Первыми были обсерватория «Мирный», внутриконтинентальная станция на геомагнитном полюсе «Восток» и другие.
     По мнению геологов, Антарктида является частью суперконтинента Гондвана, который существовал сотни миллионов лет назад. Именно от Гондваны откололись Южная Америка, Австралия и Африка. А на «гондванские» страны приходится 60 процентов мировой добычи урана, 95 процентов добычи алмазов и более половины добычи золота. Для «гондванского сырьевого комплекса» полезных ископаемых характерны ценнейшие урановые и ториевые, медные и никелевые руды. Еще геологи первой Британской национальной антарктической экспедиции (1901-1904 гг.) обнаружили пласты угля в горах Принца Альберта, которые очень богаты различными полезными ископаемыми.
     Кроме того, нельзя не учитывать, что Антарктида - это 90 процентов мировых запасов пресной воды. Прогноз ООН на середину нашего столетия таков, что если в ХХ веке войны велись из-за нефти, то в ХХI они будут вестись из-за воды.
     Подо льдами шестого континента скрывается настоящее богатство, которое рано или поздно будет востребовано человечеством. А на поверхности - замороженные запасы пресной воды. И немаловажно, кому эти сокровища достанутся. Поэтому каждая страна старается зафиксировать здесь свое присутствие.
     Одним словом, «антарктическая гонка» продолжается. И Россия в ней далеко не лидер. Не случайно после завершения экспедиции «Антарктида-2009», участие в которой приняли три экипажа вертолетов Ми-8 и самолета Ан-2 авиационно-спортивного клуба «Авис-Амур» Хабаровской региональной организации ДОСААФ России, специальный представитель Президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров заявил: «Российские полярные исследования нуждаются в срочном и глубоком реформировании. Мы побывали на отечественных и зарубежных станциях, и сравнение, к сожалению, не в пользу технологической обеспеченности наших полярников. Необходимо прямо сейчас прилагать усилия, чтобы не просто присутствовать на ледяном континенте, а быть в авангарде исследований».
     Конечно, содержать антарктические научно-исследовательские станции дорого, а создание новой базы по финансовым затратам вообще приравнивается к полету в космос. Но, как видим, это необходимо. Тем более что можно это делать в содружестве с бывшими республиками Советского Союза, ставшими самостоятельными государствами. О таком сотрудничестве уже говорили белорусские ученые, побывавшие на шестом континенте и работавшие на нем рука об руку с россиянами. А почему бы и нет?
     В настоящее время в Антарктиде работают 37 полярных научно-исследовательских станций из 20 стран. У России - пять постоянных станций и пять полевых. Основными из них являются «Прогресс», «Новолазаревская» и «Мирный». На российских базах ежегодно зимуют от 130 до 170 человек. Впрочем, антарктическая зима - это наше лето, поэтому правильнее говорить: «живут летом». А нашей зимой - антарктическим летом - население российских станций за счет очередных ежегодных экспедиций увеличивается до 350-370 человек.
     Рядом с российским «Прогрессом» расположена прекрасно оснащенная новейшей аппаратурой китайская научно-исследовательская станция, которая постоянно расширяется и совершенствуется. У наших дальневосточных соседей даже вертолетный экипаж работает на постоянной основе. Правда, не китайский, а южнокорейский - на российском вертолете Ка-32. И это значительно увеличивает возможности осуществляющих здесь зимовку китайских ученых.
     Что же касается полетов над континентом, то вызывает восхищение мужество и высокий профессионализм первых летавших здесь пилотов, которые на слабооборудованных в навигационном отношении самолетах покоряли огромные пространства Антарктиды, садились на неизведанные ледяные и снежные плато, нередко в условиях плохой видимости, в жуткие морозы и штормовые ветра. Погода здесь непостоянна, полностью отсутствуют наземные ориентиры, которые на любом другом материке являются надежными помощниками авиаторов. На материке, за исключением прибрежных районов, господствует континентальный полярный климат, характеризующийся отрицательной температурой в летнее и зимнее время. В центральной части континента средняя температура самых холодных месяцев достигает -70 градусов, среднегодовая - около -50 градусов. В июле 1983 года на тогда еще советской научно-исследовательской станции «Восток» официально было зафиксировано 83 градуса ниже нуля, а неофициальный рекорд отметили в 1997 году - 91 градус ниже нуля. Ветра на материке достигают силы 90 метров в секунду, хотя чаще всего бывают в пределах 15-25 метров в секунду. Но и это очень большие скорости передвижения воздушных масс.
     - Если ориентировку наши экипажи успешно вели с помощью установленной на вертолетах Ми-8 и самолете Ан-2 аппаратуры космической навигации, то возможности повлиять на метеоусловия у нас, естественно, не было, - рассказал командир авиагруппы 54-й Российской антарктической экспедиции Виктор Сенченко. - Бывало, вылетишь на задание, погода - «миллион на миллион» - солнышко над головой сияет, видимость до самого горизонта, ветерок слабый. А через час налетит такой буран, что ни зги не видно. В такой ситуации приходилось полностью полагаться на летное мастерство.
     Так было и при подлете экипажа Ми-8, в состав которого входили пилоты Николай Крец, Виктор Сенченко и бортмеханик Петр Вербицкий, к антарктической научно-исследовательской станции Ленинградская. Сильный порыв ветра ударил внезапно, словно хулиган из-за угла. Винтокрылую машину бросило в сторону и затрясло. Затем последовал мощный удар, еще один...
     - Ну, ребята, будьте начеку, сейчас начнется, - предупредил товарищей Виктор Сенченко.
     О возможном ухудшении погоды экипаж Ми-8, вылетавший на «Ленинградскую», был предупрежден заранее, еще на основной базе. Но было принято решение вылетать. График работ экспедиции был весьма насыщенным, и потеря каждого дня и даже часа могла его существенно нарушить, привести к невыполнению намеченного плана работ, что грозило утратой значительных сумм государственных денег. Допустить такого российские вертолетчики, как истинные патриоты своей страны, просто не могли. Прервать выполнение полетного задания хабаровчане намеревались лишь в случае экстремальных условий. Плохую видимость, когда, как поется в песне, «вьюга смешала землю с небом», и усилившийся ветер экипаж «восьмерки» таковыми не посчитал. Большой пилотский опыт и устойчивая работа всех агрегатов и механизмов Ми-8 позволили Виктору Сенченко и его товарищам продолжить полет. Они благополучно долетели до научно-исследовательской станции, высадили ученых и выгрузили все необходимое для их жизнедеятельности, а затем вернулись на базовую площадку. Конечно же это потребовало от авиаторов ДОСААФ максимального приложения физических и моральных сил.
     Вот в таких непростых метеорологических условиях приходилось работать летчикам авиационно-спортивного клуба «Авис-Амур» Хабаровской региональной организации ДОСААФ России на шестом континенте. Хотя, как считает командир авиагруппы 54-й Российской антарктической экспедиции Виктор Сенченко, морозы пощадили их. В основном они были в пределах минус 20-25 градусов. Другое дело, ветра, которые просто «зашкаливали», достигнув однажды силы более 40 метров в секунду, и от их порывов пришвартованные на палубе «Академика Федорова» Ми-8 буквально ходили ходуном, грозясь порвать швартовочные цепи. Но все обошлось. А вот у полярников из Новой Зеландии тот штормовой ветер сломал лопасти вертолета, оставив их на длительный срок без поддержки с воздуха.
     Полетные задания, которые выполняли экипажи клуба «Авис-Амура» в Антарктиде, были самыми различными. Основными из них, по словам Виктора Сенченко, являлись обеспечение продовольствием, горючим, строительным и расходными материалами действующих российских станций, смена зимовщиков на них, обеспечение расконсервирования и работы полевых станций, а затем переброска отработавших на них ученых обратно на российское научно-исследовательское судно. Отметим, что большинство станций располагались на значительном удалении от «Академика Федорова». Например, до «Ленинградской» приходилось лететь порядка 270 км в одну сторону.
     Для того, чтобы осуществить замену состава постоянно действующих российских станций, обеспечить новую смену всем необходимым для плодотворной зимовки, а также проведение научных работ на полевых станциях, «Академик Федоров» обходил Антарктиду, и с него два вертолета Ми-8 доставляли на станции людей и грузы. Экипаж одного из них составляли командир Николай Крец, второй пилот Евгений Фатеев и бортовой механик Петр Вербицкий. В составе экипажа второй «восьмерки» были командир Олег Павлюк, второй пилот Анатолий Зубков и бортовой механик Виктор Лоншаков. Время от времени в составе одного из этих экипажей вылетал на полетные задания и командир авиагруппы Виктор Сенченко.
     А вот экипажам еще одного Ми-8 и самолета Ан-2, которые обеспечивали деятельность российской геологической экспедиции, пришлось работать в отрыве от основной базы. Они летали в районе станций «Прогресс», «Дружная», «Союз» и других, выполняя самые разнообразные работы, в том числе и магнитные съемки местности. Геологи очень благодарны авиаторам ДОСААФ за то, что смогли выполнить поставленные перед ними задачи.
     Огромный труд по обеспечению успешной работы летных экипажей в небе Антарктики выпал на долю наземных авиационных специалистов во главе с Сергеем Желтышевым: Олега Карабанова, Виталия Яшкова, Андрея Коновалова, Ивана Шамрило и других.
     Интересно, что, когда в Антарктиду прибыл великий князь Монако, показать шестой континент с воздуха было доверено российскому экипажу Виталия Кольцова. И здесь хабаровские авиаторы не подвели, князь остался доволен полетами с россиянами.
     В целом за время 54-й антарктической экспедиции экипажи авиационно-спортивного клуба «Авис-Амур» Хабаровской региональной организации ДОСААФ России налетали в общей сложности почти 400 часов. Возложенные на них задачи они выполнили полностью. Отказов техники и предпосылок к летным происшествиям не было, что является важным показателем профессионализма дальневосточников.
     Руководство Института Арктики и Антарктики осталось довольно работой хабаровских авиаторов, а командир вертолета Ми-8 Виталий Кольцов был награжден серебряным знаком «Почетный участник антарктической экспедиции».
     Вернувшись домой, хабаровчане приступили к своей прежней работе. Об Антарктиде, несмотря на ее холода, они вспоминают тепло и готовы вновь отправиться на помощь исследователям белого континента.
     На снимке: Хабаровчане у символического путевого указателя, установленного на одной из российских антарктических станций.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex