Нынешний год стал одним из самых важных в истории Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. Она приросла сразу четырьмя институтами (в целях совершенствования системы подготовки специалистов для Вооруженных Сил России, оптимизации сети образовательных военных учреждений Минобороны и на основании Распоряжения правительства Российской Федерации «О реорганизации государственных учреждений среднего и высшего профессионального образования»). В качестве обособленных структурных подразделений ей приданы Самарский, Саратовский, Томский военно-медицинские институты и Военный институт физической культуры.
В связи с реформированием военно-медицинских институтов и частичным их сокращением на Военно-медицинскую академию возложена задача по подготовке всего спектра медицинских специалистов для армии и флота. Вместе с тем время требует, чтобы из стен этого авторитетного учебного заведения выходили высокопрофессиональные, всесторонне развитые специалисты, способные выполнять должностные обязанности в условиях формирования нового облика медицинской службы Вооруженных Сил. «Сегодня в Военно-медицинской академии создаются условия, при которых курсанту остается либо самым серьезным образом учиться и стать первоклассным военным врачом, либо искать себе занятие в каком-то другом месте», - говорит начальник учебного отдела полковник Виктор Гарынычев.
Совершенствуется и контроль над качеством подготовки курсантов, слушателей, получающих теперь только здесь послевузовское и дополнительное профессиональное образование. Требования очень жесткие. В прошлом учебном году, к примеру, было отчислено 130 курсантов, которые не ликвидировали учебные задолженности в установленные сроки, нарушали воинскую дисциплину. Обычно отчисляются за «двойки» чаще всего курсанты младших курсов. Старшекурсников увольняют в основном за нарушения воинской дисциплины. Вопрос о причинах неуспеваемости конкретного человека обсуждается на учебно-методическом сборе, принимаются меры, чтобы выправить ситуацию.
- Работа с неуспевающими, - рассказывает заместитель начальника академии по воспитательной работе полковник Вадим Бордунов, - регламентирована разработанным в стенах академии специальным актом. Дополнительно начальник академии генерал-майор медслужбы Александр Белевитин издал приказ «О повышении качества подготовки врачей», которым определен алгоритм допуска курсантов и слушателей к экзаменационной сессии с переводом на следующий курс или представлением к отчислению. Сейчас рассматривается решение об отчислении несколько десятков человек, дальнейшее обучение которых в академии нецелесообразно. Кадровый заказ уменьшился, а желающих учиться у нас и стать военными врачами много. Конкурс среди абитуриентов в 2009 году составил восемь человек на место. Рейтинг академии среди медицинских вузов страны остается достаточно стабильным и высоким.
ВМА им. Кирова ежегодно выпускает более трехсот военных врачей-начальников медицинской службы частей и кораблей Военно-морского флота. Программа подготовки в академии, имеющей 63 кафедры и 34 клиники, на 1500 часов превышает программу подготовки в любом гражданском медицинском вузе, а это целый учебный год. Летом курсанты проходят практику на полигоне под Петербургом. Будущие военные врачи овладевают навыками действий в экстремальных условиях. Курсанты факультета подготовки врачей для сухопутных, ракетных войск и ВДВ, к примеру, прыгают с парашютом, осваивают азы тактической подготовки. А будущие врачи для ВМФ проходят тренировку выхода из подводной лодки с 30-метровой глубины через торпедный аппарат, овладевают навыками оказания всех видов медицинской помощи в автономном плавании. Осваивается и специфика Военно-воздушных сил. Там нужно уметь оценить физиологическое состояние летного состава, обеспечивая безопасность полетов. Будущий врач военной авиации обязательно должен знать, как правильно катапультироваться с самолета. Иначе не научится лечить возможные полученные при этом травмы. После пятого курса курсанты академии проходят войсковую и флотскую стажировку в округах и на флотах.
- Академия выдержала очередную государственную аккредитацию и подтвердила право на ведение образовательной деятельности до 2014 года, - говорит заместитель начальника академии по учебной работе генерал-майор медицинской службы Олег Евланов. - Мы расширили спектр подготовки по нескольким новым специальностям. Вернулось в свое лоно первичное образование фармацевтов. Возвращена система образования клиницистов руководящего состава. Разработана концепция развития академии, реализована Президентская программа по переоснащению клиник современными образцами лечебно-диагностической техники, введены в строй две автоматизированные системы, которые взаимосвязаны и позволяют контролировать процесс обучения каждого слушателя и курсанта на протяжении всего периода обучения. Реализуется программа информатизации академии, создан общеакадемический центр контроля знаний. Его цель - обеспечить тестирование знаний по всем дисциплинами и участие слушателей и курсантов в интернет-экзамене.
Военно-медицинская академия - не только ведущее высшее военно-медицинское учебное заведение страны, это клинический и научно-исследовательский центр российской и мировой медицины. Это уникальное учреждение нашего государства включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Имея более чем двухсотлетнюю историю, академия внесла значительный вклад в развитие отечественной научной и практической медицины, а также в организацию здравоохранения.
В более чем трех десятках клиник академии военнослужащие, пенсионеры военного ведомства и члены их семей получают квалифицированную медицинскую помощь. В них ежегодно выполняется более 20 тысяч оперативных вмешательств, в том числе около 10 тысяч высокотехнологичных, как, например, оказываемые сейчас пострадавшим из Перми в клинике термических поражений. В нейрохирургии, офтальмологии и других областях медицины активно применяются собственные инновационные технологии.
Военно-медицинскую академию представляют четыре академика, пять членов-корреспондентов РАМН, 350 докторов медицинских наук и более тысячи кандидатов наук. Большая часть ученых относится к научно-педагогическим кадрам, она сосредоточена в основных подразделениях - на кафедрах и в научно-исследовательском центре. Другие участвуют в лечебно-диагностическом процессе.
Ежегодно комиссией по изобретательству и рационализации принимается около трехсот рационализаторских предложений сотрудников академии, и все они практически без исключения внедряются в их же деятельность. В настоящее время в соответствии с планами академии идет поиск решения 84 медицинских проблем, а всего в уходящем году будет выполнено 265 сложнейших научно-исследовательских работ. Среди них есть прорывные, открывающие для медицины новые горизонты.