на главную страницу

24 Декабря 2009 года

Страна и мир

Четверг

У России нет лишней земли

Анатолий ЛЮКСЕМБУРГ, Владимир СИМКИН.



     На днях министр иностранных дел Японии Кацуя Окада прибудет с визитом в Москву. В ходе этой поездки шеф японского внешнеполитического ведомства намерен, как он объявил в Токио, провести переговоры со своим российским коллегой Сергеем Лавровым, на которых будет поднят и территориальный вопрос. Правда, министр заметил, что «по этой теме вряд ли приходится ждать заметного прогресса в течение короткого промежутка времени».
     Действительно, о каком прогрессе сегодня может идти речь, если 24 ноября 2009 года правительство Японии окончательно утвердило документ, где утверждается, что Южные Курилы «незаконно оккупируются Российской Федерацией». А еще раньше японский парламент единогласно утвердил законопроект, в котором острова Итуруп, Шикотан, Кунашир, а также Южно-Курильская гряда именуются «исконными территориями» страны, и провозглашается, что Япония примет все меры для скорейшего их возвращения.
     После таких деклараций впору не за стол переговоров садиться, а браться за оружие. Ведь, если следовать логике международного права, с объявлением четырех Курильских островов своей территорией Япония обязана теперь содержать там свою администрацию, правоохранительную систему, войска, а главное – охранять ее. Со своей стороны Россия, которой принадлежат эти острова, оказалась в состоянии ожидания фактической реализации принятого Японией решения и обязана принять все меры, в том числе силового порядка, чтобы воспрепятствовать тому. На практике все это означает, что обе страны вступили в состояние войны друг с другом и что в иные времена уже лилась бы кровь.
     Слава Богу, как говорится, что ныне ситуация другая. Тем не менее конфронтационные действия Японии не могут не вызывать обеспокоенность у России да и в целом мирового сообщества. Тем более что Япония – неядерная страна – официально предъявила территориальные претензии России – ядерной державе. А поскольку она самостоятельно не может в настоящее время реализовать свои территориальные претензии к России, то напрашивается вывод, что Япония рассчитывает на помощь своего союзника – США и американские ядерные силы. И в частности, на американо-японский договор «о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности» 1997 года.
     Напомним, что согласно ему Япония и США должны осуществлять сотрудничество в нормальных условиях, занимаясь совместным планированием действий на случай возможного нападения на Японию или обострения ситуаций в окружающих ее районах. А «когда вооруженное нападение на Японию считается неизбежным, оба правительства предпринимают шаги для предотвращения дальнейшего обострения ситуации и делают необходимые приготовления к обороне Японии. В случае свершения вооруженного нападения на Японию оба правительства предпринимают соответствующие взаимные действия для его отражения на возможно ранней стадии».
     Нельзя не обратить внимания и на то, что Токио, законодательно заявив о принадлежности российских территорий Японии, пошел на шаги, направленные, по сути, на ревизию итогов Второй мировой войны, и тем самым дал карт-бланш силам японского реванша на более решительные действия против нашей страны. Более того – сейчас каждый японец в Японии, как и люди в других странах, будут считать четыре Курильских острова японскими и уже Россию, а не Японию, как и фашистскую Германию, – агрессором. И происходит это тогда, когда все прогрессивное человечество готовится отметить 65-летие Победы над фашистской Германией и милитаристской Японией.
     Казалось бы, в этих условиях ООН и ее Совет Безопасности должны были осудить действия официального Токио и принять резолюцию, которая потребовала бы немедленной денонсации решений японского парламента и правительства. Ведь этому ООН обязывает ее предназначение поддерживать тот миропорядок, который установлен основополагающими международными договорами и соглашениями, в том числе бессрочными и не подлежащими пересмотру и ревизиям Ялтинскими 1945 года и Потсдамскими 1945 года соглашениями, по которым Курильские острова и южная часть Сахалина с прилегающими к нему островами раз и навсегда переданы нашей стране. Тем самым был снят вопрос о границах и территориях.
     На наш взгляд, нужно прекратить и всякие разговоры о заключении мирного договора между Россией и Японией. Во-первых, потому что фактически такой договор был неявно установлен и подтвержден подписями сторон при принятии безоговорочной капитуляции Японии 2 сентября 1945 года, в связи с чем и было прекращено состояние войны и объявлен мир во всем мире. Во-вторых, мирный договор, как показывает международная практика, заключать вовсе не обязательно для поддержания добрососедских отношений между странами. И в-третьих, в 1956 году была подписана Декларация о восстановлении советско-японских дипломатических отношений. По сути, она сыграла и продолжает играть роль мирного договора, позволяет строить отношения между Москвой и Токио в полном объеме.
     Кстати, обязательство, взятое тогда советским руководством, передать Японии после подписания мирного договора два южнокурильских острова было не актом, направленным на реализацию требований международного права, а шагом доброй воли. Причем, на наш взгляд, не вполне правомочным, поскольку территориальные вопросы относились на тот момент, согласно Конституции страны, к прерогативе парламента, а не правительства, а также ошибочным, как, впрочем, и предыдущие действия России по отношении к Японии в 1855, 1875 и 1905 годах. Да и в наше время Москва неоднократно шла на различные шаги (вспомним хотя бы Токийскую декларацию 1993 года), рассчитанные на встречное движение японской стороны. Однако Токио, как видим, особо не стремился позитивно воспринимать добрую волю России.
     Тем не менее и сегодня наша страна делает все возможное для создания благоприятной атмосферы, способствующей окончательной нормализации российско-японских отношений. В частности, выступая недавно в Совете Федерации, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров отметил готовность России к дальнейшему развитию отношений с Японией. «Мы заинтересованы в том, чтобы наши отношения с Японией развивались на тех основах, которые были согласованы в начале 2000-х годов, и на основе совместного плана действий, который предусматривает конструктивное, без каких-либо искусственных увязок движение вперед по всем без исключения направлениям. Россия к этому готова. Рассчитываем, что и в Токио такая готовность будет подтверждена», – заявил он при этом.
     Более того, отношения с Японией в Москве, как подчеркнул Сергей Лавров, до сих пор рассматриваются в качестве одного из приоритетов внешней политики. Не отверг глава МИД РФ и возможность заключения мирного договора, который не подписан из-за территориальных претензий Японии. «Наша позиция хорошо известна, – напомнил министр. – Мы готовы решать этот вопрос на твердой международно-правовой основе, включая все те документы, которые зафиксировали итоги Второй мировой войны».
     Что же касается решений японского парламента и правительства относительно объявления российских островов, то они, по словам Сергея Лаврова, не могут не вызывать отторжения. «Это неприемлемо», – решительно сказал министр. И с этим нельзя не согласиться. Если Токио действительно желает выстраивать с нашей страной добрососедские отношения, то он должен отменить свои ревизионистские решения по Курилам и продемонстрировать готовность к встречному движению. В Японии должны раз и навсегда понять, что у России нет лишней земли.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex