на главную страницу

29 Декабря 2009 года

Нефть

Вторник

Вперед – на Тихий океан!

Вадим МАРКУШИН.



     Глава Правительства Российской Федерации Владимир Путин осуществил торжественный пуск в эксплуатацию нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» и дал старт началу отгрузки первого танкера с нефтью сорта ВСТО. Об этом факте из спецнефтепорта «Козьмино» на берегу Тихого океана сообщило агентство РИА «Новости».
     «Это большое событие для отрасли и региона», - сказал премьер-министр. Назвав систему «стратегическим проектом, который позволяет выйти на новые рынки Азиатско-Тихоокеанского региона», он подчеркнул, что «все удалось сделать в условиях мирового финансового кризиса без сбоев». Председатель правительства напомнил, что решение о строительстве системы было принято 31 декабря 2004 года. «За пять лет мы завершили все, что задумали», - отметил он.
     Строительство системы финансировал китайский банк развития. В соответствии с соглашением, российская сторона предоставляет на 20 лет право доступа к нефтепроводу для осуществления поставок нефти в Китай компаниям «Транснефть» и «Роснефть». Они будут должны обеспечить возврат кредитных средств в объеме 25 миллиардов долларов.
     Стоимость первой очереди ВСТО составила 360 миллиардов рублей, еще 60 миллиардов освоено на строительстве порта в Козьмине. Первая очередь ВСТО включает линейную часть общей протяженностью 2.694 километра, семь нефтеперекачивающих станций с резервуарным парком общим объемом 800 тысяч кубометров, объекты связи и внешнего электроснабжения, автономную дизельную электростанцию, единую информационную систему управления, специализированный морской нефтеналивной порт «Козьмино».
     К настоящему моменту построен участок первой очереди до станции Сковородино в Амурской области. Оттуда нефть доставляется по железной дороге до порта «Козьмино». От Сковородино до станции Мохэ будет построено ответвление, мощность которого составит 15 миллионов тонн нефти в год. Эта нефть будет поставляться в Китай.
     Железнодорожная составляющая проекта ВСТО сохранится до введения в эксплуатацию второй очереди системы, когда будет построен участок нефтепровода от Сковородино до Козьмино протяженностью 2.100 км. Мощность второй очереди нефтепровода составит 45-50 млн. тонн в год, может быть увеличена до 80 млн. тонн. Строительство второй очереди планируется начать в 2010 году, проектная стоимость всех объектов ВСТО-2 - порядка 350 млрд. рублей. 20 млн. тонн планируется поставлять на собственный НПЗ «Роснефти», порядка 10-15 млн. тонн - на Комсомольский и Хабаровский НПЗ.
     Система будет технологически соединена с существующими магистральными трубопроводами «Транснефти», что позволит создать единую сеть, обеспечивающую оперативное распределение потоков нефти по территории России в западном и восточном направлениях. Основными районами, обеспечивающими ресурсную базу ВСТО, являются Томская область и Ханты-Мансийский округ. Запасы нефти способны удовлетворить потребности Восточной Сибири и Дальнего Востока в энергетическом и нефтехимическом сырье, а также обеспечить крупномасштабные поставки углеводородов в страны АТР.
     В ноябре 2009 года Минэнерго добилось обнуления экспортной пошлины на нефть с месторождений Восточной Сибири. Этот шаг, по мнению министерства, должен сделать продажу нефти из региона еще более выгодной для российских компаний. На прошлой неделе правление Федеральной службы по тарифам утвердило тариф по транспортировке нефти в направлении Козьмина в 1.598 рублей за тонну.
     Как сообщил журналистам президент «Транснефти» Николай Токарев, первая экспортная нефть в рамках ВСТО отправляется в Гонконг.
     Событие в порту «Козьмино» привлекло внимание ведущих зарубежных газет. Так, британская «Файнэншл таймс», ссылаясь на утверждения аналитиков, указывает, что новый нефтяной терминал на Дальнем Востоке еще больше повысит возможности России в плане использования углеводородов в качестве политического оружия. Газета полагает, что уже в ближайшее время «Транснефть» может приостановить поставки нефти через украинские порты на Черном море, чтобы высвободить объемы для поставок на Дальний Восток.
     Находящийся в поездке на Дальний Восток премьер-министр РФ Владимир Путин провел совещание по развитию судостроительной промышленности Дальневосточного региона. В своем выступлении на нем он заявил, что правительство подготовило стратегию развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. «Ее конечная цель - обеспечить формирование здесь устойчивой экономики и комфортной среды для жизни граждан», - подчеркнул Владимир Путин. Стратегия определяет перспективные потребности Дальневосточного региона, а также Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края в транспортной, энергетической и другой инфраструктуре, содержит конкретные предложения по созданию зон опережающего роста.
     При этом Путин отметил, что сегодня была запущена первая очередь ВСТО, заложена новая буровая платформа на судостроительном заводе, а во вторник планируется запустить автосборочное предприятие. По его словам, объем инвестиций в модернизацию двух судостроительных заводов в Приморском крае составит 700 млн. долларов. «Это зримые результаты той серьезной работы по решению проблемы Дальнего Востока, которую ведут и федеральные, и региональные власти», - подытожил премьер-министр.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex