на главную страницу

30 Декабря 2009 года

Тема номера

Среда

Дальневосточный прорыв

Вадим МАРКУШИН.
  Фото ИТАР ТАСС.



     Запуск нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан, произведенный Владимиром Путиным в ходе его поездки на Дальний Восток, многие западные обозреватели уже расценили как весомую заявку на изменение глобальной политики и порядка в мировой экономике в пользу России. По словам самого премьера, это событие ознаменовало «завершение одного из крупнейших проектов в современной России».
     Да и не только для России, добавил глава правительства, выступая на торжественной церемонии по такому случаю. «И для бывшего Советского Союза такой проект был бы грандиозным», - заметил он. Дело не ограничивается продажей нефти, пояснил Путин. Нефтепровод ВСТО дает стратегический толчок развитию Дальнего Востока. Реализация этого проекта, включая появление современного терминала в бухте Козьмино, создает новые рабочие места.
     Снимая сомнения некоторых экспертов и журналистов относительно «дефицита необходимых объемов сырья» для ВСТО, Путин заявил, что проблем с заполнением стратегического нефтепровода нет. «Нефтяные компании в очереди стоят для того, чтобы войти в эту систему», - сказал он.
     Премьер особо подчеркнул тот факт, что восточносибирская нефтяная труба позволит России покончить с зависимостью от транзитных стран при экспорте энергоресурсов. Пока она соединяет Тайшет в Иркутской области и Сковородино в Амурской области, у китайской границы. Но к 2014 году компания «Транснефть» обещает заменить железнодорожный участок нефтяной трассы (Сковородино - Козьмино) полноценным трубопроводом. Одновременно от Сковородино будет проложена 67-километровая труба в Китай, по которой с конца 2010 года начнется поставка до 300.000 баррелей нефти в день.
     По поводу запуска ВСТО в западных СМИ появилось немало комментариев и настороженных оценок. Ситуация, связанная с вводом в строй ВСТО, считает, к примеру, авторитетная британская газета «Санди телеграф», значительно усилит позиции России по отношению к странам Евросоюза и последние будут вынуждены бороться с азиатскими странами, главным образом с Китаем, за российскую нефть. В свою очередь «Файнэншл таймс» указывает, что новый нефтяной терминал на Дальнем Востоке еще больше повысит возможности России в плане использования углеводородов в качестве политического оружия. Газета полагает, что уже в ближайшее время «Транснефть» может приостановить поставки нефти через украинские порты на Черном море, чтобы высвободить объемы для поставок на Дальний Восток.
     Рассеивая эти и другие подобные опасения, вице-премьер Игорь Сечин сказал журналистам, что они беспочвенны. Углеводородов, по его словам, хватит на всех. Диверсификация же маршрутов поставок снижает риски. Он также отметил такой немаловажный момент: с вводом в строй системы ВСТО начинает формироваться новая марка нефти. В связи с этим правительство потребовало четкой ее идентификации и контроля качества.
     А во Владивостоке премьер-министр также провел большое совещание, на котором были рассмотрены вопросы судостроения и стратегии развития Дальневосточного и Байкальского регионов до 2025 года. Цель грядущих преобразований выражена просто и емко: обеспечить формирование здесь устойчивой экономики и комфортной среды для жизни граждан. Финансовая поддержка федерального центра гарантируется.
     Говоря о судостроительной промышленности, Владимир Путин отметил правильность принципиального выбора в пользу усиленного ее развития. По его словам, в Приморском крае будут реализованы «два хороших инвестиционных проекта с общим объемом финансирования примерно в 700 миллионов долларов». При этом 75 процентов будет обеспечено из российских финансовых источников.
     Речь идет о совместном с Сингапуром сооружении новой верфи, предназначенной для выпуска буровых платформ в бухте Чажма, а также о возведении сухого дока на территории завода «Звезда» для строительства танкеров и газовозов. К реализации этого плана приглашаются южнокорейские партнеры. В качестве заказчиков новых судов выступают «Газпром», «Роснефть», «Совкомфлот». Проект выпуска гражданской морской техники предполагает вложения в объеме 5 миллиардов долларов.
     Комментируя все эти планы, полпред Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев сказал журналистам, что воплощение их в жизнь «позволит спасти целую отрасль, в которую около 20 лет не вкладывались средства». По его словам, на Дальнем Востоке за это время было потеряно «целое поколение судостроителей». Поэтому регион приветствует решение правительства страны о выправлении такого положения и форсировании строительства танкеров, газовозов, буровых платформ, рыболовецких судов. В новой стратегии по Дальнему Востоку, считает Ишаев, определяется демографическая политика, ставятся важные задачи по развитию промышленности, образования, здравоохранения.
     Во Владивостоке председатель правительства принял участие и в открытии автозавода ОАО «Соллерс». В беседе с работниками завода премьер напомнил, что автомобильная промышленность стала одной из тех отраслей мировой экономики, по которым наиболее сильно ударил глобальный финансово-экономический кризис. Для Дальнего Востока тема особенно чувствительная, так как это связано с повышением пошлин на иномарки, положением многих компаний региона, которые занимались завозом импортных автомобилей. «Альтернатива в этой ситуации у нас была только одна - развивать собственное производство. Ваш завод - это первая ласточка, но, надеюсь, не последняя», - сказал премьер, обращаясь к рабочим предприятия.
     Владимир Путин подчеркнул, что открытие такого производства - это другая жизнь, это другая квалификация, это стабильность работы и зарплаты. Это, кроме всего прочего, возможность собственного развития. Предприятие позволит региону развивать собственную налоговую базу, а значит, будут деньги и возможности для развития социальных объектов, дорожной сети, многого другого.
     Кстати, в соответствии с объявленными Владимиром Путиным планами власти готовы повысить в полтора-два раза размер материнского капитала для дальневосточных граждан. Период выплаты пособия по уходу за ребенком будет увеличен с полутора до трех лет. А размер пособия доведут до местного прожиточного минимума. Речь также идет о том, чтобы желающим поселиться в этих местах (и уже живущим) выделять земельные участки от 10 до 30 соток. Предоставляться они будут, как заверил вице-премьер Игорь Шувалов, бесплатно либо за символическую цену.
     Во Владивостоке прозвучали и другие любопытные высказывания. Например, о продолжении реализации проектов по строительству в регионе космодрома. План работ уже есть, дело это затратное, но для России с ее огромной территорией очень важное, сказал Путин. И добавил, что этот и другие планы правительства по развитию Дальнего Востока не могут реализовываться без необходимого кадрового обеспечения. Поэтому на острове Русском будут созданы учебные заведения и дальше будет оказываться поддержка Дальневосточному научному центру.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex