на главную страницу

30 Декабря 2009 года

Армия и общество

Среда

Улыбайтесь на здоровье!

Центру стоматологии Главного госпиталя – 100 лет

Петр АЛТУНИН, «Красная звезда».
  Фото Александра ЗЕМЛЯНИЧЕНКО.



Петр I не только распорядился построить «шпиталь за Яузой рекой в пристойном месте», но и сам питал неподдельный интерес к медицине, в том числе к стоматологии. Петр в одной из своих готовален вместе с набором для кровопускания, катетерами держал щипцы для удаления зубов. Скажем по-современному: без анестезии и бормашины врачевал зубы... В Питере в Кунсткамере по сей день хранится комплект «трофеев» царя – удаленные им зубы, причем, по словам специалистов, ни один корень не был сломан... Вот поэтому нынешние военные стоматологи того самого «шпиталя» – ныне Главного военного клинического госпиталя имени Н.Н. Бурденко – весело и с гордостью произносят: «Наш главный стоматолог – Петр I...»

     После Петра воды в Яузе много утекло, но в госпитале наряду с лечением внутренних жизненно важных органов сохранен и этот очень ответственный участок, получивший имя от греческого stomatos – рот. Стоматологов довольно часто называют зубными врачами, хотя на самом деле за ними закреплены челюстно-лицевая область, губы, ротоглотка, ткани, окружающие лицо и шею, и др. Когда появилась ортопедия – установка протезов вместо удаленных зубов, влиятельность стоматологии еще более возросла.
     Стоматологическое отделение Главного госпиталя – самое мощное и авторитетное в военной стоматологии. Недавно ему исполнилось 100 лет.
     Это не значит, что оно на пустом месте появилось век тому назад. Мы говорили о царе-самородке, который, по словам поэта, был «и мореплаватель, и плотник», и «на троне работник», уделявший внимание и стоматологии. Тут уместно вспомнить и сподвижника Петра I первого главного врача госпиталя – Николая Бидлоо, который в «Наставлениях для изучающих хирургию...» разделил заболевания зубов на 11 групп и представил в иллюстрациях элементарный инструментарий для врачей: зубной скальпель, язычное зеркало, роторасширитель... А знаменитый хирург Николай Склифосовский, будучи консультантом госпиталя, провел операции при больших дефектах лица, резекцию обеих половин верхней челюсти с одновременным протезированием.
     Датой открытия штатного зубоврачебного кабинета в госпитале считается 2 декабря 1909 года (отсюда и юбилейная годовщина стоматологии в Главном госпитале), на содержание которого ежегодно выделялась довольно крупная по тем временам сумма – 300 рублей.
     Потом развитию стоматологии в госпитале способствовали военные события. В период Первой мировой войны зубные врачи все более овладевали хирургической и ортопедической техникой: раненые поступали сотнями. В связи с таким их наплывом в 1917 году в госпитале было открыто челюстное отделение, одонтологический и зубоврачебный кабинеты.
     Годы революции и Гражданской войны прокатились и через госпиталь, через стоматологию. Количество кабинетов, коек и зубоврачебных кресел то увеличивалось, то уменьшалось, царила текучесть кадров, иногда начальниками и комиссарами становились солдаты госпитальных команд... Все образовалось с созданием в самом госпитале Высшей медицинской школы, в том числе и кафедры стоматологии – профессионально росли и набирались опыта собственные кадры.
     Трудные дни для стоматологического отделения наступили в июне 1941 года. Линия фронта приближалась к Москве. Количество коек увеличили до 70, число раненых вскоре дошло до 200... Начали было развертывать зубопротезную лабораторию. Но поступил приказ эвакуировать госпиталь в Горький.
     ...Улица Пискунова, 11, общежитие Института водников – и сегодня живы люди, которые хорошо помнят этот адрес. Несмотря на малую площадь помещений, она была строго по-военному распределена: челюстное отделение, ортопедический кабинет. Большинство раненых после огнестрельных ранений лица и челюстей нуждались в хирургических операциях. А для лечения применялись три препарата: риваноль, мазь Вишневского и белый стрептоцид. Преимущественный метод при операциях – местная анестезия.
     Трудились самоотверженно, днями и ночами. В 1943–1944 годах только майор медслужбы Георгий Васильев выполнил 548 сложнейших операций, более половины из них были реконструктивно-восстановительные.
     За годы войны в отделении сделали более 1.200 операций. 83,7% раненых были возвращены в строй. К моменту выписки из отделения у 80% раненых происходило полное сращение обломков челюстей. В период Первой мировой войны о таком можно было только мечтать.
     Послевоенный период был характерен тем, что в стоматологическом отделении, как и в Главном госпитале в целом, продолжали долечивать раненых. Шло интенсивное обобщение опыта войны. Но одновременно вызревал и прорыв к совершенствованию, к новым технологиям в лечебном процессе. И каждый период выдвигал лидера в этом деле. Со времен Гражданской войны и всю Великую Отечественную им был полковник медслужбы Самуил Красный – талантливый стоматолог и организатор коллектива. С начала 1960-х четверть века лидировал полковник медслужбы Аржанцев. Автор этих строк был знаком с ним, хотя и не обращался с зубными проблемами. Помню, что все, кто знал Аржанцева, называли его не иначе как Павел Захарович. И дело не в том, что он был именитым человеком – заслуженным врачом России, лауреатом Государственной премии, имел много наград. А в том, что он был стоматологом-универсалом и творческой личностью. Фронтовик, имевший ранения, немало послуживший в войсках, он, став начальником отделения и обладая глубокими знаниями, приобщил всех к неустанному поиску, привил чувство нового, перспективного.
     Вот что написано в одном из документов того времени: «Был внедрен метод электрорезекции верхней челюсти с одномоментным введением в рану пластмассового обтуратора с размещенным в нем радиоактивным аппликатором».
     Даже малопонятные медицинские термины дают возможность представить, что работа дышала прогрессом, основывалась на современных технологиях. Как раз в то время наши войска вошли в Афганистан и передовые предложения стоматологов-бурденковцев сразу же внедрялись в жизнь.
     Приняв эстафету от Аржанцева, весомый вклад в реконструктивно-восстановительную хирургию внес Виктор Марченко. Многого добился, проведя экспериментальные исследования различных лучевых поражений челюстно-лицевой области, Анатолий Рыбаков. Будучи главным стоматологом отделения, заметно расширил его горизонты заслуженный врач РФ Евгений Труханов.
     Свое слово в стоматологии сказал и подкрепил делами Владимир Горбуленко. Его сфера – борьба со злокачественными опухолями лица и челюстей. Но не только. Вот темы его диссертаций: кандидатской – «Современные методы комплексного лечения тяжелых последствий огнестрельных ранений нижней зоны лица» и докторской – «Лечение больных с приобретенными дефектами и деформациями приротовой и смежных областей лица». Эти темы выстраданы и подтверждены практическими делами и в районах боевых действий, и в стационарных операционных.
     Горбуленко – ветеран стоматологии, в госпитале он трудится 36 лет. Ныне возглавляет операционное отделение и, конечно, шефствует над молодежью.
     Учеником Горбуленко считает себя начальник Центра стоматологии и челюстно-лицевой хирургии госпиталя полковник медслужбы Сергей Козлов. Ему 43 года, и он уже многое успел. Сам родом с Урала, отслужил срочную службу, окончил Московский медицинский стоматологический институт имени Н.А. Семашко. Поначалу работал гражданским врачом в челюстно-хирургическом отделении у Горбуленко, а потом из лейтенанта медслужбы запаса стал кадровым офицером. В 1995 году получил боевое крещение в Чечне, где шли ожесточенные бои. Днями и ночами оперировал все подряд – от головы до ног и рук. А уж потом в составе МОСН занимался делом по своей специальности. Награжден медалью Суворова. Когда вернулся в Москву, диссертации – кандидатская и докторская, как он говорит, сами ложились на бумагу: стоматологическая реабилитация раненых, ортопедическое лечение с последствиями огнестрельных ранений. Параллельно и лечение онкологических заболеваний.
     Ныне у профессора Сергея Викторовича Козлова напряженная, но приносящая удовлетворение работа по приведению стоматологического центра к новому облику. Завершается она успешно. Штат, включая 5 офицеров, укомплектован. Две недели назад отделение получило более высокий статус – Центр стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ГВКГ. Стараниями начальника госпиталя полковника медслужбы Игоря Максимова и Главного военно-медицинского управления получено современное медицинское оборудование. Позади тщательный ремонт в палатах, где размещаются больные, В операционном блоке производится более 500 операций в год.
     Курс в лечении – на инновации: при планировании пластических операций используются стереолитографические модели лицевого скелета, внедряется микрохирургическая техника, в том числе пересадка тканей на сосудистых микроанастомозах, изготавливаются сложные челюстно-лицевые протезы и аппараты металлокерамические, бюгельные, на имплантатах и с замковым креплением. В центре давно утвердились автоматизированные системы сбора и обработки информации, современные методы диагностики и лечения.
     В центре – дружный коллектив. Это можно было почувствовать и на торжественном собрании, посвященном 100-летнему юбилею. Особенно тепло чествовали ветеранов. Среди них врачи Анна Дьякова, Валентина Харитонова, операционная сестра, заслуженный работник здравоохранения Раиса Вороненко, медсестра Елена Быкова и другие.
     ...Будь жив Петр I, создавший Главный госпиталь и сам завоевавший репутацию «первого стоматолога», он, несомненно, был бы доволен, что начатое им дело продолжают столь замечательные люди.
     На снимках:центр в полном составе; начальник центра полковник медслужбы Сергей КОЗЛОВ; идет операция.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex