на главную страницу

12 Января 2010 года

Армия и общество

Вторник

«Вымпел» оборонного комплекса

Подготовил Андрей ГАРАВСКИЙ, «Красная звезда».



40 лет назад было создано Центральное научно-производственное объединение «Вымпел» (ныне Межгосударственная акционерная корпорация «Вымпел», президент Вячеслав Фатеев, генеральный конструктор Сергей Суханов). Это позволило объединить независимые ранее разработки по средствам и системам предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны и контролю космического пространства для совместного решения комплексных задач ракетно-космической обороны.
  В результате были созданы работающие по единому алгоритму и взаимодополняющие друг друга информационные и боевые системы, которые сегодня несут боевое дежурство в составе Космических войск, являясь надежным гарантом безопасности России и стабильности в мире.
  Своими воспоминаниями о становлении МАК «Вымпел» с «Красной звездой» поделился бывший гендиректор предприятия (1987—1992 гг.), заместитель секретаря Совета Безопасности РФ, статс-секретарь - первый заместитель министра обороны России (1997—2001 гг.) Николай МИХАЙЛОВ.

     Судьба распорядилась так, что после окончания МВТУ им. Н.Э. Баумана мне довелось в течение восьми лет поработать на Подольском электромеханическом заводе. Работа главным образом сводилась к настройке и сдаче заказчику радиотехнических комплексов в условиях полигонов. На ГЦП (Капустин Яр) работал настройщиком 125-х систем ПВО (КБ-1, НПО «Алмаз»), на полигоне Сары-Шаган - главным инженером крупного подразделения Подольского завода (объекты «Р-4», «Алдан», пл. 8, 14, 35, 40 и др.). Таким образом, в условиях полигонов у меня была уникальная возможность познакомиться с генеральными конструкторами и ключевыми специалистами предприятий, большинство из которых в последующем составили основу корпорации - ЦНПО «Вымпел». И не только познакомиться, но и понять тот дух и ту атмосферу, которые формировали удивительную нацеленность каждого на достижение поставленных целей. Это в одинаковой мере было присуще всем, кто был причастен к тем работам, которые проводились в интересах Министерства обороны.
     Авторитет генеральных конструкторов и их представителей на полигонах всегда был непререкаемым. Фамилии А.А. Расплетин, Г.В. Кисунько, П.Д. Грушин, А.Л. Минц, В.П. Сосульников, А.Н. Мусатов мы произносили с каким-то особым благоговением. Их приезд на объекты всегда был событием, всякий раз подтверждавшим значимость того, что мы делаем.
     С неменьшим почтением мы воспринимали имена наших выдающихся заказчиков (П.Ф. Батицкого, А.И. Колдунова, Г.Ф. Байдукова, М.Г. Мымрина, Е.С. Юрасова, Ю.В. Вотинцева, А.С. Шаракшанэ, М.М. Коломийца, М.И. Ненашева, О.П. Сидорова и многих других).
     Известие об образовании ЦНПО «Вымпел» и назначении генеральным директором его В.И. Маркова с сохранением за ним должности заместителя министра застало меня в Гомеле, куда я переехал на работу из Москвы в качестве главного инженера завода. К тому времени судьба свела меня с удивительно деятельным и талантливым Г.Г. Бубновым, который под руководством В.И. Маркова и Ю.Н. Аксенова очень многое сделал для формирования облика ЦНПО «Вымпел» как научно-производственного объединения.
     Надо заметить, что, пользуясь современной терминологией, это было самое настоящее перестроечное время, требовавшее от руководства объединения радикальных изменений системы управления работами на всех стадиях – от разработки замысла до его реализации. Итог был более чем убедительный: на выходе, или, как тогда говорили, «в сухом остатке», было:
     - строгое структурирование научной тематики (СПРН, СККП, ПРО);
     - появились новые ключевые имена: В.Г. Репин, А.Г. Басистов, М.А. Карцев, В.С. Бурцев, А.А. Кузьминский, А.В. Меньшиков, Б.А. Головкин, А.А. Курикша, В.Г. Морозов, В.К. Слока, М.Г. Минасян, П.И. Камнев, В.М. Иванцов, А.А. Васильев, Ю.Г. Бурлаков, М.А. Архаров и другие;
     - впервые в оборонных отраслях был создан полномасштабный и многофункциональный научно-промышленный комплекс, способный самостоятельно решать научно-технологические проблемы любой степени сложности;
     - была создана исключительно эффективная система взаимодействия со всей кооперацией научных и промышленных предприятий, прежде всего с группой предприятий НИИАА (В.С. Семенихин), НПО «Комета» (А.И. Савин) и другие.
     Здесь уместно отметить особенно удачное сочетание наших тогдашних руководителей – В.И. Маркова и Ю.Н. Аксенова. С одной стороны, стратегическое мышление, беспримерная воля и концентрация сил для достижения целей, с другой – мудрость, размеренность и тактичность при решении задач любой степени сложности.
     Дальнейшие события в полной мере подтвердили правильность принятых тогда решений. Опыт ЦНПО «Вымпел» в последующем был воспроизведен во всех оборонных областях.
     С ноября 1975 года по инициативе В.И. Маркова я был переведен на должность главного инженера объединения, где в различных должностях (директор НИИРП, генеральный директор ЦНПО «Вымпел», президент МАК «Вымпел») проработал вплоть до августа 1996 года.
     В 1990-е годы необходимо было прежде всего предотвратить опасность самоликвидации сложившихся к тому времени научно-тематических школ и обеспечить управляемость. Логичной реакцией на эту ситуацию стало преобразование в 1992 году ЦНПО «Вымпел» в Межгосударственную акционерную корпорацию «Вымпел».
     Надо заметить, что и на этот раз, как и в 1996 году, мы стали первопроходцами в создании качественно новой организационно-экономической структуры, основанной на новых отношениях собственности. Наш опыт в течение нескольких лет оставался в оборонных отраслях промышленности уникальным и лишь в последующие годы получил всеобщее развитие.
     На мой взгляд, сегодня крайне важно учитывать в военно-технической политике фундаментальные изменения в характере современных войн, основанных на комплексном использовании в ходе войны различного класса информационно-разведывательных систем, высокоточного оружия, современных автоматизированных систем управления войсками и оружием в сочетании со средствами информационной войны, позволяющими добиваться подавляющего преимущества над противником. Эффективная реакция на эти изменения может состоять только в «надсистемном» представлении ряда взаимоувязанных возможностей и в обеспечении их информационного взаимодействия. Объективно из всех предприятий оборонного комплекса ближе всех к пониманию сложности этой «надсистемной» проблемы находится МАК «Вымпел», имеющая реальный опыт и необходимую компетенцию в обеспечении информационного взаимодействия СПРН, СККП ПРО и «центральных» систем управления.
     Однако пока перед корпорацией сколько-нибудь серьезных задач по решению указанной проблемы не поставлено, хотя перспектива развития работ по традиционной для корпорации проблематике находится в прямой зависимости от полноты решения именно этой проблемы.
     Сегодня объективная реальность такова, что на протяжении последних 10–15 лет у государства неуклонно снижались уровень системных исследований и способность формировать обоснованные исходные данные или технические задания на разработку новых систем вооружения и военной техники.
     Мы надеемся, что с приведением Вооруженных Сил к новому облику эта тенденция будет сломлена.
     В день, когда отмечается сорокалетие МАК «Вымпел» (ЦНПО «Вымпел»), крайне не хочется быть пессимистом. Основания для оптимизма пока еще сохраняются. И они состоят в бесспорной необходимости и возможности сохранения (любой ценой!) сложившихся в корпорации научно-тематических школ. А это можно сделать только исключительно на основе самого тесного взаимодействия с заказчиком и совместного с ним формирования программы работ по закрепленным за корпорацией тематическим направлениям, хотя бы на среднесрочную перспективу 10–15 лет.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex