на главную страницу

12 Января 2010 года

Армия и общество

Вторник

Наследие Константина Васильева

Павел ГЕРАСИМОВ, «Красная звезда».



     В Культурном центре Вооруженных Сил РФ им. М.В. Фрунзе завершила свою работу выставка живописи Константина Васильева. Экспонируемые работы собраны из частных коллекций. Некоторые полотна были выставлены впервые и не известны широкой публике. Выставка организована Клубом любителей живописи Константина Васильева.
     Художник известен своими работами на былинно-мифологические темы. Его творческое наследие весьма многопланово и разнообразно и насчитывает более 400 произведений живописи и графики, портреты, пейзажи, реалистические композиции, картины батального жанра. Глубокий символизм живописи в сочетании с оригинальным цветовым решением полотен – широким использованием серебристо-серого цвета и его оттенков – делают картины художника узнаваемыми и самобытными.
     Константин Васильев родился 3 сентября 1942 года в Майкопе, с 1949-го жил в поселке Васильево под Казанью. Любовь к живописи проснулась рано. Особая одаренность его была замечена, и родители отдали сына в Московскую художественную школу-интернат при Институте имени В.И. Сурикова. Затем он продолжил учебу в Казанском художественном училище. Работал учителем рисования и черчения в средней школе, художником-оформителем.
     После творческих поисков им создается ряд произведений на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпосов, о Великой Отечественной войне: «Маршал Жуков», «Нашествие», «Парад сорок первого», «Тоска по Родине». Константин Васильев пишет по-своему – отказывается от больших батальных сцен в пользу остронаправленных, локальных сюжетов, добиваясь при этом высокой техники исполнения. В поисках основы для творчества он обращается к фольклору: песням, былинам, сагам, древним сказаниям. Так рождается цикл картин «Русь былинная». Он пишет завершенные по композиции картины-образы, в каждой из которых удивительно точно выражены собранные и обобщенные народным сознанием лучшие черты героя. Тема героя, красота и величие его подвига становятся ведущими в творчестве Васильева.
     Наряду с этим большое внимание художник уделяет природе. Она на его полотнах кажется одушевленной, превращается в образы-символы. В ней, как и в людях, художник больше всего ценит красоту и силу. Темы личности и природы органично сливаются в творчестве Васильева, переходят одна в другую. Большое влияние на мировоззрение художника оказала русская литература, особенно творчество Пушкина, Достоевского, Тютчева. Любимым его писателем был Достоевский, портрет которого можно отнести к числу лучших работ мастера.
     Собственный стиль и направление в живописи Васильев нашел не сразу. Много времени ушло на поиски и эксперименты. Вначале его привлекают в живописи цвет и форма. Ему кажутся неисчерпаемыми возможности, скрытые в сочетании цветовых пятен, в пластичности изогнутых линий, точности штриха. Именно на этом этапе творческих исканий он обнаруживает глубокую связь цвета и музыки, стремясь увязать их между собой. Одновременно его начинают волновать серьезные философские проблемы, влекут великие исторические образы разных эпох, те проявления величия духа, которые делают человека личностью.
     ...Последняя работа – «Человек с филином». В этой картине художник стремится к глубоким обобщениям, здесь проявляются удивительное сочетание красок, умелое решение сложного жанрового сюжета. На персональных выставках Константина Алексеевича Васильева была представлена лишь небольшая часть созданного им. Но и этого оказалось достаточно, чтобы зритель принял и полюбил художника.
     Судьбе Васильева трудно позавидовать. Непризнанный и гонимый при жизни, он писал как одержимый, как будто чувствовал, что скоро уйдет. Если вдруг появлялся экстравагантный покупатель, заинтересовавшийся непризнанным гением, художник просто измерял свое творение школьной линейкой по диагонали и брал с ошарашенного коллекционера по рублю за сантиметр. И только много лет спустя люди заметят, что картины Васильева порождают так называемый итальянский синдром, и посетители выставок будут терять сознание от безумной энергетики, которую мастер вложил в свои полотна.
     Ушел Константин Васильев в 34 года, как бы подтверждая зловещую теорию о связи гениальности и неизбежной ранней смерти. Произошло это 29 октября 1976 года. Существует как минимум четыре версии его смерти. Уголовное дело прокуратурой не возбуждалось, следствия не было, и обстоятельства и причины гибели, наверное, так и останутся тайной. Похоронили его в Васильево в березовой роще, где он очень любил бывать.
     ...Приходится только сожалеть о трагической судьбе мастера и радоваться, что он оставил о себе большую память творца. Сегодня его искусство стало более доступным, которое оценить может каждый. Прошедшая выставка в Культурном центре Вооруженных Сил им. М.В. Фрунзе – тому подтверждение.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex