на главную страницу

13 Января 2010 года

События. Комментарии

Среда

Лекари корабельных сердец

Андрей ГАВРИЛЕНКО, Виталий АНЬКОВ, «Красная звезда».
Фото группы информационного обеспечения ТОФ.




     В циркуляре Морского технического комитета № 15 от 29 ноября 1910 году говорилось: «Никакая инструкция не может перечислить всех обязанностей должностного лица, пересмотреть все отдельные случаи и дать впредь соответствующие указания. А потому господа инженеры должны проявить инициативу и, руководствуясь знаниями своей специальности и пользы дела, прилагать все усилия для оправдания своего назначения». А известный ученый, кораблестроитель Алексей Крылов в свое время сказал так: «...Часто истинная причина аварии лежала не в действии неотвратимых и непреодолимых сил природы, не в неизбежных случайностях на море, а в непонимании основных свойств и качеств корабля, несоблюдении правил службы и самых простых мер предосторожности, отсутствии предусмотрительности и тому подобных отрицательных качествах личного состава». Пожалуй, эти высказывания не потеряли актуальности и сегодня. Электроэнергетическую установку корабля сегодня порой называют его сердцем. От слаженной, четкой работы механизмов, двигателей во многом зависит то, как себя будут «чувствовать» заведования других боевых частей. А на днях флотские инженеры-механики, те, кто непосредственно отвечают за эту работу, отметили свой профессиональный праздник.
     Этот праздник сравнительно молод. Ведь отмечать его стали с 1996 года, когда он был учрежден главкомом Военно-морского флота России. Именно на флоте более 150 лет назад появились первые представители этой профессии. Сегодня они есть на всех кораблях и судах флота, судостроительных доках и ремонтных мастерских. Всегда и везде они в почете. И, пожалуй, нет тех, кто лучше их знает свою «боевую единицу», его корпус, механизмы, двигатель, силовую установку, основные и вспомогательные корабельные системы, все, что называется устройством корабля. Именно командира электромеханической боевой части моряки довольно часто называют уважительно «дедом», «стармехом».
     На военном корабле должность командира БЧ-5 уважаема, но и обязывает ко многому. Во-первых, от механиков зависит, даст ли корабль ход и в каких пределах; погрузится ли на заданную глубину подводная лодка и как долго сможет эту глубину выдерживать; в сколь комфортных условиях будет находиться экипаж; достаточно ли будет пресной воды, электроэнергии. Во-вторых, командир электромеханической боевой части несет прямую ответственность за эксплуатационную безопасность корабля, а в случае получения кораблем повреждений он со старпомом возглавляет борьбу за живучесть корабля. От его знаний, опыта, решительности зависит жизнь экипажа. И, в-третьих, он возглавляет одно из самых многочисленных корабельных подразделений, куда, как правило, входят три дивизиона (движения, живучести и дизель-электрический) и множество групп, команд, отделений.
     Во всех вопросах, касающихся борьбы за живучесть корабля, эксплуатации корабельных систем, командир БЧ-5 - начальник для всего личного состава корабля. Многие из этих офицеров - замечательные специалисты. В их числе и командир электромеханической боевой части гвардейского ракетного крейсера «Варяг» гвардии капитан 2 ранга Анатолий Васильчук.
     Хоть и родился он далеко от моря - в молдавском городе Бельцы, но, как принято говорить, с детства мечтал о службе на флоте. Поэтому сначала успешно окончил Нахимовское военно-морское училище, а затем и Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского. Лейтенантские погоны получил в 1991 году. Был выбор - начинать офицерскую службу на Балтике или на Тихом океане. Выбор пал на Тихоокеанский флот. «Был здесь на практике, и мне очень понравилось», - объясняет Анатолий Николаевич. Практику проходил на большом противолодочном корабле «Маршал Ворошилов». В эту же бригаду попал служить лейтенантом, на сторожевой корабль «Горделивый». Службу начал с должности командира электротехнической группы. Затем стал командиром группы на БПК «Петропавловск», где служил до 1997 года. Следующим кораблем в служебной биографии стал «Варяг», где он служит и сегодня. Служит так, как и подобает механикам.

     

     На снимке: командир электро-механической боевой части ГРКР «Варяг» гвардии капитан 2 ранга Анатолий ВАСИЛЬЧУК (слева) в ПЭЖ (посту энергоживучести).


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex