на главную страницу

13 Января 2010 года

Гарнизоны России

Среда

Притяжение Камчатки

Евгений УСТИНОВ, «Красная звезда». Камчатка. Фото автора и из архива авиачасти.



     Без аэродрома нет летчика. В аэродромах измеряется пройденное расстояние и еще неизведанные маршруты, вершины профессионального мастерства, типы освоенных самолетов и количество обретенных друзей. В жизни майора Сергея Кодерле самые счастливые мгновения связаны с аэродромом Елизово на Камчатке.
     
Фамильная тайна

     Все началось два года назад. Камчатский истребительный авиаполк тогда оказался единственным из всех частей Тихоокеанского флота, на «отлично» отстрелявшимся перед военной инспекцией Минобороны. Причину такой щедрости известных своей скупостью на похвалу столичных экспертов мне и предстояло установить.
     - Поезжайте прямо в полк Конистяпина. Вместо бывшего заместителя там сейчас майор Кодерле, который к тому же был задействован на инспекции, - напутствовали меня в управлении группировки.
     Кодерле оказался человеком среднего роста, спортивного телосложения, в кожаной летной куртке и пилотке, надетой поверх коротко стриженных светлых волос. Говорил он неторопливо, изучая меня своими небесного цвета глазами и взвешивая каждое слово. Импонировало его знание обстановки в части, а также умение, как казалось со стороны, непринужденно и легко устранять любые препятствия, возникавшие на пути. В результате, побывав в штабных кабинетах, на аэродроме, в учебных классах, тренажерном комплексе и вдоволь пообщавшись с населяющими их людьми, я скоро располагал целостной картиной подвига, который здесь, на самом краешке земли, ежедневно приходится совершать летчикам истребительной авиации. Лишь одно оставалось неисследованным - необычная западнославянская фамилия сопровождавшего меня офицера, все попытки выяснить происхождение которой им же самим аккуратно пресекавшиеся.
     Гораздо позже удалось узнать, что родители Сергея, Геннадий Рудольфович по профессии инженер, а Валентина Николаевна работала мастером-швеей. До переезда на Кубань какое-то время проживали в Новокузнецке, где Кодерле-младший и появился на свет в 1969 году. А является ли он потомком чешского легионера, осевшего в России с времен Первой мировой войны, или патриотов, бежавших от преследования оккупировавших Чехословакию гитлеровцев, увы, так и осталось загадкой. Да и какое это имеет значение в нашей огромной многонациональной стране?! Куда важней, на мой взгляд, любить свою Родину, при любых обстоятельствах стараясь быть полезным ей!
     
Один двигатель
     хорошо, а два - лучше

     О существовании этой прописной истины Сергей узнал еще подростком. В базировавшемся на северной окраине Крымска полку Як-28 они, школьники, всегда были желанными гостями. Два турбореактивных двигателя составляли также силовую установку Су-15, который он освоил в стенах Ставропольского высшего военно-авиационного училища летчиков и штурманов. А о достоинствах МиГ-31, своей нынешней машины, майор Кодерле готов рассказывать часами.
     Рожденный в недрах ОКБ им. М.А. Микояна первый отечественный самолет четвертого поколения оказался идеальным перехватчиком. В МиГ-31 прекрасно все: планер, авионика, вооружение. Наличие в этом комплексе двух мощных двигателей Д-30Ф6, по единодушному мнению летчиков, является показателем его высокой надежности. Перед каждым полетом грациозный с хищным профилем истребитель прогревается, поигрывая своими механическими мускулами, забирая воздух с такой силой, что пространство вокруг него начинает плыть и колебаться. Фантастическое, доложу я вам, зрелище!
     Вот уже десять лет Камчатский истребительный авиаполк находится в составе войск и сил на Северо-Востоке России. Возможно, решению сугубо пэвэошных проблем в Военно-морском флоте и придают меньше значения, чем в строевых частях ВВС. Тем не менее, по мнению Сергея Кодерле, в профессиональном плане дела у него и его сослуживцев складываются неплохо. Например, на сегодня камчатские летчики едва ли не единственные в стране, кто работал по всем основным типам крылатых ракет морского, наземного и воздушного базирования. Что, согласитесь, тоже немаловажно.
     
Связанные одной целью

     Самолет для летчика все равно, что живое существо. Вот и для Сергея стало доброй традицией подойти к своему красавцу и, погладив его снизу по фюзеляжу, поговорить по душам. Знание особенностей характера и повадок металлической птицы уже там, за облаками, придает дополнительную уверенность в благополучном выполнении любого задания.
     Весной 2007 года по внезапному заданию военной инспекции, перебазировавшись в Читинскую область на аэродром Домна, летчики успешно выполнили боевые стрельбы. А вот обратно на Камчатку полк вернулся без одной машины - помешала досадная поломка. После замены техниками треснувшего стекла фонаря кабины майору Кодерле пришлось перегонять этот МиГ-31 самостоятельно.
     Представьте себе затерянный в безбрежном воздушном океане одинокий истребитель. Вверху подсвеченный холодным светом звезд небосвод и тысячи малозаселенных таежных километров, проплывающих где-то, там далеко внизу - внешний мир, изредка напоминающий о себе сообщениями по радио.
     - Да ничего сверхъестественного. Все прошло в штатном режиме, ведь возвращался я не один, а вместе с самолетом, - тут же вносит существенное уточнение он.
     
Должность
     как призвание

     Специально на замполита Кодерле не учился. Освободившуюся «клетку» заместителя командира эскадрильи по воспитательной работе ему предложили занять в 2000 году. О чем, надо сказать, он еще не сожалел ни разу.
     Специфика летных частей состоит в отсутствии военнослужащих по призыву. Но пусть вас это не смущает. Управлять однородным офицерским коллективом ничуть не проще, а в чем-то даже сложней. Все потому, что летчики попадают в часть уже довольно взрослыми людьми, со своими привычками, предпочтениями и в определенной степени устоявшимися взглядами на жизнь. Те же неоперившиеся выпускники летных училищ чувствуют себя, по меньшей мере, командирами полков. Так вот, чтобы такое когда-нибудь случилось, необходимо достойно встретить молодых офицеров, разместить и организовать с ними полноценную боевую учебу. Даже то, как проводят свое свободное время и чем питаются лейтенанты, не должно оставаться без внимания.
     По признанию Сергея, в работе его выручает спорт. Не так давно по инициативе своего офицера-воспитателя и одновременно обладателя спортивного разряда по футболу летчики оборудовали тренажерный зал. Особой популярностью, кроме того, у истребителей пользуются волейбол и мини-футбол, развивающие быстроту реакции. Это летом. С наступлением зимы вся эскадрилья дружно встает на беговые или горные лыжи.
     В свою очередь терпения и такта майору Кодерле прибавили несколько лет, проведенных в коммунальной квартире авиагарнизона Купино под Новосибирском. По его твердому убеждению, в заботе и участии нуждаются даже внешне благополучные семьи. Иной раз дельного совета или вовремя оказанной помощи в решении житейских проблем бывает достаточно, чтобы оградить подчиненных от необдуманного поступка. И все же личный пример он считает самым действенным из всего внушительного арсенала средств воспитательного воздействия.
     Предложение изучать географию в реальном времени и масштабе педагогу и своей будущей супруге Кодерле сделал еще курсантом. В 1990 году у Инессы и Сергея родилась дочь Анна, ныне студентка одного из вузов Ставрополя. Много лет спустя офицер-воспитатель отважно зашел на второй круг. Так появился на свет сын Марк, сорванец и непоседа, источник приятных хлопот и радости для родителей.
     
Лассо для молнии

     В авиачастях все воспитатели - летающие. Наряду с безукоризненным исполнением функциональных обязанностей это требует от крылатых замов на порядок лучшего, чем от строевых летчиков, проявления специальных знаний и умений, отчего каждое учение выливается для них в испытание на профпригодность. Именно таким для майора Кодерле стали недавние маневры.
     С началом осени полк, а вместе с ним и эскадрилья подполковника Аркадия Булдакова жили напряженным ожиданием предстоящей работы: техники готовили к запредельным перегрузкам самолеты, пополнялся боезапас и топливо, в преддверии ночных полетов восстанавливались возвращавшиеся из отпусков летчики. Крутились как белки в колесе. А потому и действовали как единый отлаженный механизм, осуществляя прикрытие Ту-22 и выполняя налеты на рассредоточившиеся в море корабли. Стрельба по ракете-мишени стала кульминацией обширных учебно-боевых мероприятий.
     Защищать честь истребительной авиации в тот день выпало экипажам двух Сергеев - майоров Петренко и Кодерле. В назначенное время оба МиГа скрытно покинули аэродром и, быстро достигнув зоны дежурства, приступили к патрулированию.
     Самолеты описывали очередной круг, когда в двенадцатом часу ночи по радио в их адрес поступила информация с пункта наведения:
     - Ракета пошла! Курс... скорость... дальность...
     Темень, хоть глаза выколи! Только по приборам и можно было определить, как на высоте четырех с половиной километров в их сторону молнией несется реактивный снаряд, остановить который теперь следовало во что бы то ни стало. Даже если для этого понадобится набросить на него веревочную петлю.
     МиГ-31 Кодерле первым ложится на боевой курс и на форсаже устремляется на перехват цели.
     Поясню: малая отражающая поверхность ракеты-мишени предполагает ее захват на дальностях весьма незначительных. Дуэль разворачивается на огромных скоростях и происходит лоб в лоб. Тем не менее пяти секунд, отпущенных на то, чтобы выбрать ошибки прицеливания, «загнать» прицельную метку и дважды нажать боевую кнопку ракет дальнего действия, Сергею оказалось достаточно.
     Выпущенные им ракеты ударили в переднюю полусферу мишени. Наткнувшись на непреодолимое препятствие, грозное оружие резко снизило скорость и, обратившись в груду безжизненных обломков, рухнуло в море.
     
Замены не предвидится

     Положа руку на сердце, за Уральским хребтом лейтенант Кодерле очутился намеренно: в надежде со временем перебраться по замене в Краматорск, Бельбек или иные благодатные края, где и осесть окончательно. Однако в итоге забрался еще дальше на восток от аэродрома Безречная, где некогда начинал службу.
     Своим крестным отцом в этом плане Сергей считает подполковника Александра Колубелова, комэска из Купино, утверждавшего, что Елизово - жемчужина Дальнего Востока. Это утверждение в общем-то оказалось недалеким от истины. Ведь именно здесь ему посчастливилось освоить наиболее современный и уникальный по характеристикам самолет-перехватчик - МиГ-31, стать первоклассным летчиком и, словно корабль ракушками, обрасти верными друзьями. Наконец, служба в Елизово тот самый редкий случай, когда в довесок к профессиональному удовлетворению каждый полет над живописным краем вулканов приносит еще и эстетическое наслаждение.
     Лишь в одном, по мнению майора Кодерле, ошибался многоопытный Александр Викторович Колубелов: жемчужина Дальнего Востока не только и не столько Елизово, а вся Камчатка, представляющая для летчика один большой и гостеприимный жизненный аэродром.

     

     На снимках: майор Сергей КОДЕРЛЕ (фото Е. УСТИНОВА); «На взлет!»; весна 2007 года. По плану на военной инспекции. Слева направо: майоры Виталий ЕГОРОВ, Сергей КОДЕРЛЕ и подполковник Николай МИЩЕНКО.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex