«И все же я прорвусь
Сквозь шторм
к чудесным странам,
От тысячи погонь
Сбегая. Но пока
Я знаю, что живу
В объятьях океана,
Пока хранит огонь
Смотритель маяка...»
Верные друзья и помощники моряков, а также источник вдохновения для художников и поэтов маяки - это прежде всего среда обитания сильных духом, мужественных людей.
Они были первыми
Согласно общепринятым данным маячная служба на Камчатке возникла в 1850 году. Хотя потребность в ограждении навигационных опасностей здесь, на самом краю земли, существовала и прежде.
Предположение об этом Юрий Николаевич Балесный высказал шестнадцать лет назад молодым лейтенантом в период службы на отдаленных радионавигационных постах. Однако реальная возможность на основе научных данных проверить эти догадки у него появилась лишь с назначением в 2004 году на должность руководителя всего хлопотного маячного хозяйства.
- До появления авиации связь материковой части страны с полуостровом осуществлялась только по морю. В свою очередь мореплаватели нуждались в должном навигационном обеспечении. Поэтому первоначально в малоизученном труднодоступном месте сооружался маяк, после чего корабли и суда могли беспрепятственно подходить к побережью, - обосновывает свои доводы капитан 2 ранга Юрий Балесный.
В их названиях и в самом деле, словно в зеркале, отражается географическое разнообразие и история освоения этого сурового края - Лопатка, Африка, Половинка... А еще маяки выполняли функцию военных форпостов. Так смотрители навигационных сооружений сыграли важную роль в Петропавловской обороне 1854 года, заблаговременно предупредив защитников города о приближении неприятельской эскадры.
Надо сказать, что усилия офицера-исследователя оказались не напрасными. Напротив одного из объектов, отмеченных на обнаруженной им старой навигационной карте Авачинской губы, прямо указано: «маяк навигационный, горит ночью». Ныне это маяк Петропавловский. Автор исторического документа - русский ученый, путешественник и исследователь Степан Петрович Крашенинников, год издания - 1740-й. Получается, что маячники на Камчатке вовсю трудились уже сто десять лет до их официального признания!
В зоне
ответственности — мир
На попечении кавторанга Балесного и его подчиненных шестнадцать обслуживаемых маяков, драгоценными камнями рассыпавшихся от Провидения на севере до острова Топоркова Курильской гряды на юге; от восточного побережья Камчатки до границы Хабаровского края на западе. Сосредоточенная в этих обширных, охватывающих несколько климатических зон и часовых поясов пределах группировка навигационных средств одна из самых крупных в стране и насчитывает более пятисот объектов.
Прибегнуть к услугам маячной службы может всякий мореплаватель. И все же принадлежность к военному ведомству предопределило главенство для нее национальных интересов.
Наличие навигационных сооружений у мысов, песчаных балок и отмелей даже такому большому кораблю, как атомный подводный крейсер стратегического назначения, позволяет уверенно следовать безопасным фарватером. А также с ювелирной точностью определять свое местоположение в море, вырабатывать и корректировать данные для системы управления ракет, находящихся на борту атомохода.
Больше маяков
хороших и разных
Каждый маяк по-своему неповторим и уникален. Лопатка, например, известен благодаря коварству и буйству стихии. Солнечных дней здесь, на крайней южной оконечности Камчатского полуострова, практически не бывает. К тому же облюбованное маячниками невысокое плато круглый год находится во власти сильнейших ветров, сопровождаемых обильными осадками.
Наряду с климатическими особенностями местности большое значение для классификации маяков имеют и материалы, из которых они изготовлены. Порой встречаются удивительные сооружения - с бетонными, чугунными и ажурными башнями. Но самым любопытным с инженерной точки зрения службы является знак Русская кошка на Чукотке, представляющий собой металлическую ферму высотой тридцать метров со щитом дневного видения, установленную на вечной мерзлоте.
Если воздвигнутый одним из первых маяк Петропавловский можно считать ветераном, то маяки Васильева, Курбатова и другие их собратья на Курильских островах - самые юные. Примечательно, что большинство японских навигационных средств после освобождения советскими войсками Курильских островов в августе 1945 года сначала были уничтожены, а затем отстроены заново.
Маяк «Тихая пристань»
Знакомьтесь, Бизин Сергей Борисович. Поначалу устроившись на одно из гидрографических судов, он обслуживал маяки, пока наконец в 1989 году не перебрался на Шипунский. Думал ненадолго, а задержался уже на двадцать лет.
На Шипунском работающий пенсионер и ветеран маячной службы трудится вместе с супругой. Три дочери Сергея Борисовича и Надежды Сергеевны проживают на материке. Есть и внуки, старший из которых, Алеша, учится в десятом классе. С родней видятся раз в два года, воспользовавшись оплачиваемым проездом в отпуск. Проведают, пообщаются всласть и тут же возвращаются к своим повседневным делам и обязанностям.
На этот раз Бизин выбрался в Петропавловск за новым ГТТ для маяка. Радоваться нужно, а он ходит чернее тучи.
- По спидометру пробег у машины небольшой, но она в таком состоянии, будто своим ходом прошла от Челябинска, где была изготовлена, на Камчатку! Причем неоднократно, - сетует начальник Шипунского.
Но и совсем без техники на маяке нельзя. А потому, не успев снять с хранения тягач, тут же оформляет заявку на получение запчастей для него.
- Чтобы спуститься на отлив, воо
ружившись бензопилой «Дружба» и лопатами, с апреля пилим и убираем снег, - делится заботами со мной Сергей Борисович. - Но принять судно полдела. Не менее проблематично бывает доставить грузы на триста метров вверх по вырубленному в скале серпантину.
Как и другие типовые маячные городки, Шипунский состоит из технического здания и жилого дома. Кроме того, здесь имеется небольшая теплица и сарай. Из домашней живности - козы и куры. Хотя еще два года назад, пока были силы, Бизины держали поросят.
- Если позволяет время, то, конечно, не отказываем себе в удовольствии поохотиться на грибы и ягоды, - продолжает рассказ о своем житье-бытье старый маячник.
- А что с настоящей охотой? - интересуюсь я.
- Случается и она, но все по мелочи - на зайчика, куропатку. Крупного зверя в наших местах, увы, не сыщешь...
От Сергея Борисовича я многое узнал о специфике, характере и условиях труда маячников. Их жизнь легкой не назовешь. При этом мысли, чтобы когда-нибудь раз и навсегда оставить свой пост, мой собеседник не высказал ни разу.
«Росморпорт» тебе
в друзья...
На Камчатке еще помнят те благословенные времена, когда проектированием маяков и сопутствующими изыскательскими работами занимался целый институт, а их строительством и ремонтом - специализированный УНР. Последний раз квалифицированные специалисты выезжали на объекты лет пятнадцать назад. Вскоре УНР был ликвидирован. С тех пор содержание капитальных сооружений целиком перешло на попечение отделения маячной службы.
Под воздействием внешних сил здания ветшают, постепенно приходя в негодность. Впрочем, подлатать прохудившуюся кровлю или вставить новые стекла можно и своими силами. Были бы стройматериалы. Однако заявки на них довольствующие органы почему-то предпочитают из года в год игнорировать.
Не лучшим образом обстоят дела и с запчастями на техническое оборудование. Особую тревогу вызывает состояние сердца каждого маяка - дизель-электрических станций, находящихся в эксплуатации по двадцать и более лет. И за то, что они еще ритмично бьются, снабжая энергией источники света, прежде всего следует благодарить ФГУП «Росморпорт» и его Петропавловский филиал.
За безопасность плавания в акватории Авачинской губы владельцы туристических, транспортных и рыболовецких судов отчисляют «Росморпорту» маячный сбор. За вычетом налогов, что-то около 1.600 тысяч рублей в год - сущие копейки по камчатским меркам, но не для самих маячников, для которых эти средства едва ли не единственная возможность выжить в сложившейся ситуации.
...И медведя в товарищи
Основные продукты питания на маяки завозят дважды в год. Мука, крупа, сахар и тушенка - в июне-июле. Тогда как потребности людей в овощах и фруктах согласно действующим нормам довольствия закрываются с октября по ноябрь в ходе так называемых банановых рейсов. Между ними производится центрозавоз. Это когда с самого Владивостока на север идут танкеры и теплоходы, имеющие на борту катера, плашкоуты и трактора.
По своей сложности и драматизму передача грузов напоминает войсковую операцию. Так, если дизельное топливо подается на берег по шлангам, то для того чтобы выгрузить уголь, дрова и бочки с маслом, судам приходится преодолевать линию прибоя. А добавьте сюда ветер, дождь и туман...
В редких случаях, когда материальные ценности в целости и сохранности все же доставить не удалось, на выручку маячникам приходят соседи. На Африке и Лопатке, например, еще сохранились гидрометеостанции. Но это скорее исключение, чем правило. Побережье пустеет стремительно. Освободившееся место рыбаков, пэвэошников и пограничников немедленно занимают лисы, росомахи и, конечно же, вездесущие камчатские медведи.
Самая больная тема
Как ни странно, но не изоляция и не суровые климатические условия - к этому рано или поздно можно привыкнуть, - а происходящие в последнее время в военном ведомстве перемены беспокоят маячников больше всего.
Все дело в том, что для обеспечения взаимозаменяемости на одном маяке должно находиться никак не меньше шести человек. Так всегда и было. Однако теперь предусмотрено иметь на каждом из них всего по четыре смотрителя. На минуту представим, что двое из них уехали в отпуск. Как в такой ситуации обеспечить надежную работу технических средств и не нарушить трудовое законодательство, непонятно! Переработку пытаются отчасти закрывать премиями. Но и этого недостаточно - даже с введением новой системы оплаты труда заработок молодых специалистов редко когда превышает двадцать тысяч рублей. Многие не выдерживают, уходят. Если так пойдет и дальше, то скоро обслуживать маяки станет некому. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Спасти Наварин
Это случилось в 2003 году на Чукотке. Шла регламентная проверка маяка Наварин, когда на радиоизотопном термоэлектрическом генераторе (РИТЭГе) были обнаружены следы взлома. Замеры уровня радиации подтвердили худшие опасения специалистов - радиационный фон у поврежденного РИТЭГа превысил 200 рентген в час. Если бы падким на цветной металл вандалам все же удалось справиться с защитной оболочкой и извлечь таблетки с радиоактивным веществом, то показатель губительного воздействия на окружающую среду сразу бы увеличился в пять раз и составил бы 1000 рентген в час! А ведь неподалеку Анадырь и ничего не подозревающие люди...
Справиться с бедой нашим маячникам помогли американцы, после трагедии 11 сентября 2001 года озаботившиеся наличием у России большого количества РИТЭГов, которые могли использоваться недоброжелателями в качестве «грязных» бомб. Сто миллионов выделенных ими рублей оказалось достаточно, чтобы в 2007 году взамен штатного РИТЭГа на маяке Наварин наконец были установлены солнечные батареи.
В ногу со временем
А может, и в самом деле настала пора всем маячникам дать отставку? Тем более, что человечеством уже освоены куда более прогрессивные способы определения во времени и в пространстве. Посредством космических аппаратов, например.
Каково же было мое удивление, когда выяснилось, что спутники и наземные навигационные сооружения способны органично дополнять друг друга. Скажем, на заявленную точность отечественная система спутниковой навигации ГЛОНАСС выйдет только после установки на местности цифровых станций дефектационных поправок. Путем сложных математических расчетов для этой цели были выбраны маяки Петропавловский, Лопатка и Большерецкий. Охватывающие в общей сложности восемь объектов работы по программе ГЛОНАСС в зоне ответственности отделения маячной службы капитана 2 ранга Юрия Балесного планируется завершить в 2010 году.
Кроме того, с камчатских маяков удобно вести наблюдения за изменениями климата и состоянием земной коры, подвижки которой в здешних местах случаются очень часто. В любом случае гарантом безаварийной эксплуатации сложной современной техники может служить высокий профессионализм Анатолия Зюзина, Сергея Ланкопа, Евгения Бакуна, Ви Те Юна, Владимира Дьячкова, Сергея Горбачева, Александра Гатченко и других бесконечно преданных своему делу специалистов.
В конце концов при определенных обстоятельствах маяки способны работать и в автоматическом режиме. А вот смогут обойтись без маяков сами люди - вопрос.
Когда один день год кормит. Доставка людей и грузов на маяк.
На севере диком стоит одиноко... маяк.