на главную страницу

13 Января 2010 года

Армия и общество

Среда

ОКЕАНСКИЕ МИЛИ «ВАРЯГА»

Константин ЛОБКОВ, «Красная звезда». Фото автора.



     Мажорным аккордом в успешном завершении учебного года стал для экипажа гвардейского ракетного крейсера «Варяг» дальний поход в Республику Сингапур.
     - В своем экипаже я уверен на все сто, – сказал в день отхода флагманского корабля ТОФ в море его командир гвардии капитан 1 ранга Эдуард Москаленко. – Мы не застаиваемся у причала, постоянно приобретаем морскую практику. В прошлом году «Варяг» нанес визит в Республику Корея для участия в международном военно-морском параде в честь 60-летия со дня образования этой страны, весной года нынешнего – в китайский порт Циндао, где мы участвовали в юбилейных мероприятиях по случаю 60-летия со дня образования вооруженных сил Китайской Народной Республики. Так что экипаж отработанный, хорошо подготовлен к новому мореплаванию. Причем за несколько минувших месяцев удалось, что называется, ввести в строй и молодое пополнение из числа военнослужащих срочной службы. Большая же часть экипажа – контрактники, просоленные морем, имеющие опыт различных учений. В рамках подготовки к этому походу корабль непродолжительное время стоял в судоремонтном заводе, где специалисты выполнили отдельные работы, позже совершил контрольный выход в море, где мы проверили его вооружение и системы жизнеобеспечения, провели совместное маневрирование с судами обеспечения «Фотий Крылов» и «Печенга», заправились топливом на ходу. Все в порядке. Люди настроены на поход, а в море не раз будут звучать учебные тревоги, чтобы в ходе тренировок повысить морскую выучку личного состава.
     Во время проводов отряда кораблей во главе с «Варягом» командующий ТОФ вице-адмирал Константин Сиденко выделил главные задачи – обеспечить безопасность службы на океанском переходе, достойно представить Российский флот в гостях у сингапурских моряков.
     
Почести – соотечественникам

     - Второй боевой смене приготовиться на вахту! – ни свет ни заря прозвучала команда по корабельной трансляции гвардейского ракетного крейсера «Варяг». – Форма одежды – тропическая!
     Свой профессиональный праздник – День моряка-надводника – варяжцы встретили на переходе в южные широты Мирового океана. В кильватерном строю в двадцати кабельтовых от крейсера со средней скоростью 12 узлов шли танкер «Печенга» и спасательное буксирное судно «Фотий Крылов». Погода поначалу сопутствовала мореплаванию, с каждыми новыми сутками прибавляя тепла.
     Едва корабли достигли Корейского пролива, состоялось памятное мероприятие, которое затронуло сердце каждого участника похода.
     Здесь 105 лет назад произошли морские сражения русских кораблей с превосходящими силами ВМС Японии, повлиявшие на исход той войны. Именно поэтому современные корабли по давно заведенной традиции отдают почести в память о погибших в проливе соотечественниках, опуская на морскую воду венки от благодарных потомков.
     - Товарищи, мы находимся на месте героической гибели крейсера «Рюрик», входившего в состав флота Российской империи на Тихом океане в 1904 году, – заявил перед личным составом, построенным для участия в торжественно-траурном митинге на шкафутах корабля, гвардии капитан 1 ранга Эдуард Москаленко. – 30 июля 1904 года в этих местах произошел морской бой крейсеров владивостокского отряда «Россия», «Громобой» и «Рюрик» с японскими кораблями «Идзума», «Токива», « Адзума» и «Ивате». В ходе сражения сложилась такая ситуация, что «Рюрику» пришлось вести пятичасовой ожесточенный бой с двумя вражескими кораблями, он получил тяжелые повреждения, погибли от ран его командир капитан 1 ранга Трусов и старший офицер капитан 2 ранга Хлодовский, почти половина всего экипажа выбыла из строя. Командования принял на себя лейтенант Иванов, и когда к уже неуправляемому «Рюрику» приблизились японские крейсера, офицер, опасаясь захвата корабля в плен, решил его взорвать. Выполнить это оказалось невозможным: часть бикфордовых шнуров погибла во время боя, а другая часть их находилась в затопленном водой рулевом отделении. Тогда Иванов приказал открыть кингстоны...
     Гвардейцы! Каждый из нас гордится принадлежностью к Военно-морскому флоту. И, выполняя задачи боевой службы и визита в Сингапур, мы всегда должны помнить о том, что в водах Тихого океана лежат наши герои-моряки, сложившие свои головы во славу России!
     
Шторм в 5 баллов

     На океанском переходе (а отряд уже за первую неделю преодолел около двух тысяч миль Японского, Восточно-Китайского, Филиппинского и Южно-Китайского морей) продолжалась подготовка флагманского корабля ТОФ к приему на борт во время делового визита в Республику Сингапур Президента России. Матросы отмывали, начищали, подкрашивали все палубные механизмы и технику, драили медяшку, рота почетного караула неустанно проводила тренировки на шкафуте, оттачивая владение карабинами и умение держать осанку. Одновременно шла и плановая боевая учеба всего экипажа. В частности, моряки тренировались в борьбе за живучесть корабля, в подготовке корабельного противолодочного расчета. Непростой оказалась для боцманской команды заправка на ходу крейсера топливом и пресной водой с танкера «Печенга», поскольку сближение кораблей и передачу шлангов осложнил сильный ветер.
     В начале второй недели плавания темные тучи закрыли солнце, заметно усилилось волнение моря. Пошла килевая, позже бортовая качка кораблей. У кого-то из молодых матросов побледнели лица, неприятная тошнота подступила к горлу, ватными стали ноги, боевые посты заняли в основном бывалые мореходы. Ночью шторм усилился до пяти баллов, волны словно обрушились на носовую и кормовую части крейсера, во внутренних помещениях люди с трудом удерживались на ногах. Не удалось в эту ночь нормально подкрепиться чаем очередной заступающей в наряд вахте. Гвардии матросы ракетно-артиллерийской боевой части Андрей Никитин и Андрей Тычинин, накрывшие столы для своих товарищей в столовой команды, изо всех сил удерживали «поехавшие» на них во время резкого крена корпуса корабля шесть столов, но, увы, не смогли сохранить пищу в целости. На пол полетели кружки с горячим чаем, хлеб, печенье, масло. В соседней обеденной зоне, где накрывали столы для личного состава радиотехнической боевой части, произошло то же самое...
     В ту ночь тяжелый небоевой урон понес музей крейсера, где упала на пол вырванная с крепежных болтов целая экспозиция. В кают-компании вышла из строя красавица-модель «Варяга». Но едва шторм затих, за работу взялся гвардии старший мичман Сергей Багров, который за несколько суток в свободное от вахт время своими умелыми руками починил экспонаты, восстановил все стенды и экспозиции.
     Тот циклон захватил моряков в южной части Восточно-Китайского моря и сопровождал в течение двух суток через пролив Лусон Филиппинского моря в Южно-Китайское, между островами Тайвань и Лусон. Не радовала погода и в Южно-Китайском море: за бортом шумели огромные волны, на палубу было запрещено выходить без спасательных жилетов.
     - Ничего, в таких условиях быстрее становятся настоящими моряками, – говорил командир гвардии капитан 1 ранга Эдуард Москаленко. – Стихия только закаляет характер каждого. А среди тех, кто в штормовой переход надежно обеспечивал живучесть корабля, – командир трюмной группы гвардии старший лейтенант Станислав Титов, старшины машинной команды гвардии мичманы Владимир Капустин и Сергей Червенко, машинисты машинной команды гвардии матросы Денис Елгин и Евгений Супрун. В сущности, в каждой боевой части корабля есть люди, на которых можно опереться в трудную минуту.
     
Экипаж – одна семья

     Действительно, в каждом подразделении – большом или малом – заметно ощущалось влияние наиболее опытных, подготовленных профессионально офицеров, мичманов, матросов и старшин. Их имена нередко звучали по корабельной трансляции ближе к полуночи при подведении итогов службы за очередные сутки похода. По сути, из усилий каждого складывалась ритмичная жизнедеятельность всего экипажа. Механики под командованием гвардии капитана 2 ранга Анатолия Васильчука обеспечивали ход, подачу электроэнергии и воды, а в южных широтах – и холода на боевые посты и в помещения корабля. Штурманская боевая часть во главе с гвардии капитан-лейтенантом Евгением Витютневым вела прокладку курса, решала навигационные задачи. Офицеры зенитных, ракетно-артиллерийских комплексов гвардии капитаны 3 ранга Алексей Трунов и Максим Дуржинский, гвардии капитан-лейтенанты Сергей Аксенов, Павел Давыдов и Алексей Еременко постоянно несли вахты в ходовом командном пункте, помогая командиру в управлении кораблем. Четкую связь как с судами отряда, так и со штабами флота в любое время суток обеспечивали радиотелеграфисты гвардии матросы Александр Пудов и Дмитрий Семин, командир отделения сигнальщиков гвардии матрос контрактной службы Дмитрий Казаков, старшина команды связистов гвардии старший мичман Александр Беднов. Старались и корабельные коки, готовя разнообразные блюда, выпекал вкусный хлеб гвардии матрос Евгений Грудинин.
     Там же, где что-то не получалось, сразу оказывали существенную поддержку офицеры походного штаба, профессионалы своего дела. Весьма заметным было участие в жизни экипажа начальника радиотехнической службы флотилии капитана 1 ранга Игоря Симчука, флагманских штурмана и связиста объединения капитанов 2 ранга Алексея Данилова и Евгения Жижко, начпрода капитана 2 ранга Николая Дементьева, заместителя командира дивизии ракетных кораблей капитана 1 ранга Владимира Пискайкина и других. Да и сам командующий флотилией контр-адмирал Сергей Авакянц подчас опекал командный состав, при этом постоянно экзаменуя офицеров и по специальности, и по эрудиции в самых разных областях, начиная от знания литературы и истории родного Отечества. Уже на обратном переходе он устроил для них контрольный зачет по обязанностям вахтенного офицера, включив в эту работу и своих заместителей.
     «Крепить по-штормовому!» – эта команда для личного состава звучала по корабельной трансляции не раз во время мореплавания из Сингапура к родным берегам: большую часть его волнение моря достигало 4-5 баллов. Понятно, для большого корабля, каким является крейсер, такой шторм не страшен, тем более, тихоокеанцы уже изрядно «оморячились» на пути в южные широты. Но подобного рода меры лишними не бывают, если учесть неприятности, которые пережили моряки на первом этапе похода, попав в циклон. Труднее в эти дни пришлось судам обеспечения – там качка была посущественнее, пришлось даже снизить скорость хода.
     Каждое утро для гвардейцев начиналось с учебной или учебно-аварийной тревоги. До обеда проходили корабельные учения, во время которых отрабатывались навыки владения оружием, борьбы за живучесть корабля, а по большому счету воспитывались качества, свойственные настоящему военному моряку – мужество, сноровка, умение действовать в любой ситуации.
     К примеру, командир отряда кораблей отметил слаженную боевую работу всего противолодочного расчета, начиная от вахтенного офицера гвардии капитана 3 ранга Алексея Трунова, акустиков радиотехнической боевой части и кончая старшиной команды электриков минно-торпедной боевой части гвардии мичмана Дениса Свиязова. Они умело действовали по внезапной вводной – классифицировать обнаруженную подводную лодку «противника», держать с ней контакт и уничтожить с целью самообороны корабля выпущенную ею торпеду. Завершающей точкой этому стал практический залп из ракетно-бомбовой установки, который выполнил гвардии мичман Денис Свиязов. Глубинная бомба условно уничтожила вражескую торпеду.
     Кстати, не только гвардейский ракетный крейсер «Варяг» проводил в те дни учебные тренировки. Впереди его по курсу шел тайваньский военный корабль, который тоже выполнял различные боевые упражнения, в том числе артиллерийские стрельбы.
     После напряженных вахт для варяжцев выдавались и часы досуга, когда проводилось информирование личного состава, можно было посмотреть фильм, сыграть в шашки, домино или в настольный теннис. Культурным событием стали концерты в столовой команды оркестра штаба Приморской флотилии. А однажды провели вечер вопросов и ответов, на котором заместитель командира крейсера по воспитательной работе гвардии капитан 2 ранга Дмитрий Ганшин разъяснил членам экипажа нюансы прохождения службы по контракту, возможности получения после боевой службы дополнительных отпусков, учебы в высших учебных заведениях. Свои разъяснения по правам и социальным гарантиям военнослужащих дал и контр-адмирал Сергей Авакянц.
     - В сингапурском походе мы продолжали начатую еще в базе большую работу по сплочению экипажа, совершенствовали боевую организацию, отрабатывали действия по внезапным вводным, в том числе отражение нападения условного противника, – рассказывал на завершающем этапе мореплавания гвардии капитан 1 ранга Эдуард Москаленко. – Также получен хороший опыт совместного маневрирования с судами обеспечения, пополнения запасов на ходу. Шаг вперед сделали наши боцманская команда и швартовые партии, еще дальше шагнули вахтенные офицеры. Уверен, они будут лучшими в конкурсе «Вахтенный командир», который пройдет в ближайшее время на флотилии. Наибольшие нагрузки похода пришлись на механиков, и они достойно их выдержали, на ходе устраняя мелкие неисправности. Экипаж гордится и своими ракетчиками: еще в море мы узнали о том, что «Варяг» завоевал два приза главкома ВМФ за выполнение ракетных стрельб по морским целям совместно с эсминцем «Быстрый» и за выполнение ракетных и артиллерийских зенитных стрельб в составе корабельной ударной группировки.
     

     Грамота из рук командующего ТОФ – гвардии капитан-лейтенанту Александру РЫБАЛОЧКО.
     ГРКР «Варяг» в открытом море.
     В Тихом океане.
     Вечерний досуг.
     Один из лучших вахтенных офицеров гвардии капитан-лейтенант Павел ДАВЫДОВ.
     Корабельный любимец.
     Молодые варяжцы.
     На сигнальном мостике – гвардии матрос Дмитрий КАЗАКОВ.
     Венок – погибшим русским морякам.
     Разминка на переходе морем.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex