на главную страницу

13 Января 2010 года

Культура

Среда

Добрая сказка о «Черной молнии»

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



     Режиссер Тимур Бекмамбетов покорил вершины кинематографа (вплоть до Голливудских холмов) практически сразу же после выхода в свет фильмов «Ночной дозор», «Дневной дозор. Мел судьбы», снятых в 2004 - 2005 годах. Что же, автор некогда известных роликов «Всемирная история от банка «Империал», ставших классикой российской рекламы, знал, чем взять современного зрителя. А еще Бекмамбетов великолепный психолог, иначе после оглушительного успеха «Дозоров» он не взялся бы сразу за очередной рискованный проект - продолжение культового новогоднего фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» И снова - попал в «десятку». Но Бекмамбетов - главный генератор российских блокбастеров - решил открыть еще одну страницу российской киноистории. И стал продюсером первого отечественного кинокомикса с супергероем фантастического фильма режиссеров Александра Войтинского и Дмитрия Киселева «Черная молния». Но нынешний новогодний кинопроект компании Тимура Бекмамбетова Bazelevs Production и Universal Pictures не смог окупить общий бюджет в 15 миллионов долларов за первый уикенд проката в отличие от предыдущих новогодних проектов режиссера. Но это не страшно: «черная молния» - «крылатая» чудо-машина «Волга» ГАЗ-21 еще только начала свой полет по планете. С 1 января фильм пошел в международном прокате.
     Слоган фильма «Ты должен подняться» уже задает некую высоту сюжету. Завязка его проста. Студенту МГУ из простой рабочей семьи Диме Майкову отец, водитель трамвая (непревзойденный Сергей Гармаш), за неимением средств дарит на день рождения раритет: видавшую виды «Волгу» ГАЗ-21. Для Димы и его сверстников эта транспортная единица, некогда гордость отечественного автопрома, - не машина. К тому же у него есть друг-мажор, сокурсник Макс, разъезжающий на белом «Мерседесе». И любимая девушка, тоже сокурсница, красавица из провинции Настя Светлова. Под влиянием одного из преподавателей МГУ с говорящей фамилией Купцов, эдакого учителя-гуру, на самом деле однозначного мерзавца и в будущем врага Димы, главного героя фильма, студенты, в их числе и Майков, начинают верить, что единственный путь к жизненному успеху - это путь эгоиста. Его великолепно сыграл Виктор Вержбицкий. И Дима Майков находит применение старенькой машине: развозит на ней цветы по заказам клиентов. Но московские пробки мешают быстрому заработку. И вдруг - прорыв! Случайность буквально открывает для студента горизонт - и приносит деньги. Оказывается, подарок родителей может... летать! А значит, ему подвластны небесные дороги! Заработки растут вместе с Диминым благосостоянием и юношеским эгоизмом. Но тут жизнь вносит свои жестокие коррективы. Дима не приходит вовремя на помощь раненному бандитом пожилому мужчине. Тот же оказывается его отцом... Дима становится главным в семье для мамы и маленькой сестры. И для него сразу меняется картина мира. Студент на черной «Волге» становится «Черной молнией» - грозным защитником горожан от бандитов, техногенных аварий и природных катаклизмов. Одновременно с нравственным становлением главного героя бизнесмен-преподаватель Купцов начинает охоту за неким нанокатализатором, необходимым ему для подземного бурения. Для Москвы это будет катастрофой: бурение разрушит тектоническую плиту, на которой стоит столица, ведь только это позволит дельцу Купцову добраться до уникального алмазного слоя, якобы расположенного под ней. Тут-то он и узнает тайну, которую скрывал закрытый в свое время спецпроект, благодаря которому и появилась на свет летающая машина. Купцов находит ученых, работающих некогда над чудо-топливом. Обманом заставляет их оснастить для полетов свой роскошный белый «Мерседес». Но запасов топлива для полетов в нем мало. Тем более для бурения. Основная разработка находится именно в машине, ставшей «Черной молнией». Битва Добра и Зла неизбежна. Победит, конечно же, Добро. И Настя поймет, что по-настоящему она любит именно честного и доброго Диму.
     Но все не так просто. Поэтому не будем сейчас рассуждать о качестве спецэффектов - оно на высоте, о том, как хорошо для продвижения фильма, что дополнением к нему стал саундтрек в исполнении победителя «Евровидения-2009» Александра Рыбака, да и вообще с музыкой в картине тоже все в порядке. Оператор Сергей Трофимов тоже еще раз подтвердил мастерств так же ,как и известный постановщик трюков Виктор Иванов.
     Сразу определимся: с Тоби Макгвайером, героем американского «Человека-паука», с которым некоторые критики соотносят главное действующее лицо «Черной молнии», у нашего героя, которого замечательно показал молодой актер Григорий Добрыгин, ничего общего нет. Даже если говорить об игре. У Паука в игровом арсенале больше гримасничания в ложной его многозначительности. Добрыгин же сумел показать Личность в образе скромного парня с уникальным чувством ответственности на буквально генетическом уровне.
     И фильм, и персонажи, хотя и исполнены в некоей комиксовой манере, выдержаны в традициях русской философии и культуры. Просто американская комикс-культура имеет уже без малого столетнюю историю и соотстветственно диктует базовую постановочную основу. И своего «латексного», игрушечного героя. Мы же никогда не подстраиваемся под удобные, правильные для мирного существования законы. Мы же изначально живем по вечным заповедям, но постоянно рефлексируем, сомневаемся в точности выбора. И пока не создали в современном киноискусстве таких образов Героя, которым нынешняя молодежь хотела бы подражать. В принципе в «Черной молнии» они все-таки появились. Не оговорилась: именно они. Потому что главный герой в фильме не только студент Дима, который наконец сумел сделать свой выбор пути, но и его верная «Черная молния» - простая машина «Волга», пустившаяся в полет по каким-то особым небесным законам правоты (она и летает ведь на частице космического - лунного грунта). А главное ощущение, осознание важности и нужности лучших человеческих качеств - доброты, обостренного и немодного ныне чувства справедливости исходит от героя Сергея Гармаша, отца Димы. И житейская его мудрость, необходимость жизненной ее преемственности - от отца к ребенку - ставит во всей этой сказочной истории не точку, а многоточие...
     Важно отметить, что высокая мораль не предпринимает в фильме лобовых атак подобно «Черной молнии». Создателям удалось картинками в хорошо прописанном комиксе показать всю палитру нашей жизни с ее страстями, взлетами, падениями и хорошим юмором.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex