на главную страницу

13 Января 2010 года

Путевка в новую жизнь

Среда

Военный университет ждет вас

Полковник юстиции Александр ЗЕМЛИН, начальник кафедры военной администрации административного и финансового права Военного университета, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.
Фото автора.




     Формирование нового облика Вооруженных Сил повлекло за собой высвобождение значительного числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, имеющих как возможность, так и желание продолжить трудовую деятельность в новом для себя качестве. Увольняемые военнослужащие, имея незаменимый опыт организаторской работы, навыки и умения руководства подчиненными, работы в коллективе, обладая такими свойствами, как дисциплинированность, исполнительность, ответственность, преданность делу, умение принимать быстрые и обоснованные решения в сложных условиях обстановки, представляют собой весьма привлекательный для работодателей кадровый ресурс. Эти качества не только делают кандидатуру увольняемого военнослужащего в глазах нанимателя значительно более предпочтительной, нежели, скажем, выпускника престижного вуза, не имеющего опыта работы, но и обеспечивают бывшему военнослужащему карьерный рост на новом поприще. Как показывает практика, даже в условиях экономического кризиса трудоустройство военнослужащих, уволенных в запас, не вызывает особых проблем.
     Перспективу получения интересной работы после увольнения существенно увеличивает переподготовка по гражданской специальности. Так, большая часть слушателей первого выпуска программы переподготовки, проводимой в Военном университете по специализации «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления», трудоустроилась немедленно после увольнения либо по месту прохождения практики, либо в иных органах государственной власти и местного самоуправления.
     В норме пункта 4 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г.
     № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с посл. изм.) закреплено право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в случае их увольнения в запас по ряду оснований, на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей. Правовую основу переподготовки увольняемых военнослужащих составляет также ряд подзаконных нормативных правовых актов. К числу наиболее значимых из них следует отнести приказ министра обороны РФ от 18 марта 2009 г. № 95 «О порядке и условиях профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту» (зарегистрирован в Минюсте РФ 20 апреля 2009 г. Рег. № 13798) (далее - Приказ № 95), которым утвержден указанный Порядок и условия, а также предписано всем командирам (начальникам) обеспечить в соответствии с утвержденным Порядком организацию профессиональной переподготовки.
     Следует иметь в виду, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на профессиональную переподготовку при соблюдении следующих условий: он является гражданином Российской Федерации и общая продолжительность военной службы его составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования). Помимо того, военнослужащий должен подлежать увольнению по одному из перечисленных ниже оснований. При соблюдении указанных условий профессиональная переподготовка военнослужащих по одной из гражданских специальностей проводится без взимания с них платы за обучение.
     Согласно пункту 5 Приказа № 95 военнослужащие, изъявившие желание пройти профессиональную переподготовку, подают рапорт по команде:
     увольняемые с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе или по истечении срока военной службы - не ранее чем за год до наступления предельного возраста пребывания на военной службе или истечения срока контракта;
     увольняемые с военной службы по состоянию здоровья - при наличии заключения военно-врачебной комиссии о признании их негодными (ограниченно годными) к военной службе;
     увольняемые с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями - не ранее принятия решения соответствующими должностными лицами Министерства обороны о проведении организационно-штатных мероприятий.
     Рапорт подается с учетом сроков, обеспечивающих направление военнослужащего на профессиональную переподготовку во время прохождения военной службы. К рапорту прилагается копия документа об образовании. Дело в том, что согласно Положению профессиональная переподготовка специалистов является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования и проводится с учетом профиля ранее полученного образования. Действительно, для успешной переподготовки по ряду специальностей (специализаций) необходимо иметь необходимую базу. Речь, например, идет о филологическом профиле. Приказом № 95 закреплена обязательность учета не только профиля, но и уровня ранее полученного военнослужащими образования. Кроме того, п. 9 Положения содержит общее требование о том, что уровень образования специалистов, проходящих профессиональную переподготовку, должен быть не ниже уровня образования, требуемого для нового вида профессиональной деятельности.
     В отличие от ранее действовавшего порядка, предусматривавшего переподготовку военнослужащих, увольняемых в запас, на конкурсной основе в образовательных учреждениях профессионального образования, приказ № 95 устанавливает, что профессиональная переподготовка осуществляется военным образовательным учреждением. Видимо, это вызвано, во-первых, необходимостью экономии бюджетных средств, а во-вторых, стремлением к повышению качества образовательной услуги.
     Действительно, реализация программ профессиональной переподготовки в военных образовательных учреждениях по самым скромным и достаточно элементарным подсчетам позволяет обеспечить экономию бюджетных средств в три-четыре раза.
     Что касается второй причины, то логика и здесь вполне очевидна. Дело в том, что качество переподготовки в ряде образовательных учреждений, особенно в регионах, невысокое. В то же время уровень подготовки и переподготовки специалистов в военных образовательных учреждениях общепризнан. Так, Военный университет, выступая в качестве ведущего военно-учебного заведения по гуманитарному, филологическому и юридическому профилям подготовки благодаря уникальной учебно-материальной базе и профессорско-преподавательскому составу традиционно занимает лидирующие позиции по этим направлениям подготовки специалистов среди российских вузов. В частности, по данным опроса, проведенного в столичных агентствах по подбору персонала, результаты которого опубликованы в журнале «Карьера» за сентябрь - октябрь 2009 года, среди «топовых» столичных вузов (формулировка приведена дословно) с сильной юридической подготовкой после юридического факультета МГУ, МГЮА, МГИМО названы Военный университет, Российская академия государственной службы при Президенте РФ, Российская академия адвокатуры.
     Немаловажным фактором является и оперативность решения задач переподготовки военнослужащих: если конкурсный вариант предусматривает не менее трех месяцев для проведения всех подготовительных процедур, то, например, в Военном университете к занятиям слушатели первого набора по программам переподготовки приступили практически немедленно - в апреле 2009 года. При этом при составлении учебно-методических комплексов были оперативно учтены наработки вузов, наиболее успешно реализующих аналогичные программы. Так, при подборе дидактических блоков по программе «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» проанализирован опыт Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Московской академии государственного и муниципального управления, Московского городского университета управления при Правительстве Москвы, Учебного центра «Нахабино» и др.
     Согласно приказу № 95 переподготовка увольняемых военнослужащих осуществляется по дополнительным профессиональным образовательным программам в объеме свыше 500 часов аудиторных занятий, которые обеспечивают совершенствование знаний военных специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности в рамках одной из гражданских специальностей. Указанная норма соответствует приказу Министерства образования Российской Федерации от 6 сентября 2000 г. № 2571 «Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 октября 2000 г. Рег. № 2424) (далее - Положение). Права на профессиональную переподготовку для получения дополнительной квалификации (1000 часов трудоемкости) военнослужащих, увольняемых в запас, не предусмотрено. Продолжительность профессиональной переподготовки военнослужащих не должна превышать четырех месяцев.
     Согласно пункту 3 Приказа № 95 переподготовка может проводиться по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, а также с применением дистанционных образовательных технологий. При этом занятия могут организовываться военными образовательными учреждениями на базе воинских частей и организаций Вооруженных Сил, в которых проходят военную службу военнослужащие. Согласно пункту 12 Приказа № 95 военнослужащие, обучающиеся по программам профессиональной переподготовки, в период обучения считаются прикомандированными от соответствующих воинских частей. Речь, видимо, должна идти о военнослужащих, обучающихся по очной форме обучения.
     Согласно пункту 19 Приказа № 95 военнослужащие проходят профессиональную переподготовку, как правило, с таким расчетом, чтобы она заканчивалась до дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Следует иметь в виду, что в период обучения военнослужащий может быть уволен с военной службы, но в этом случае, во-первых, он имеет право на завершение учебы бесплатно, а во-вторых, поскольку согласно пункту 12 Приказа № 95 он является прикомандированным, исключение его из списков личного состава воинской части должно быть осуществлено с соблюдением установленного порядка.
     Согласно пункту 13 Положения освоение дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки специалистов завершается обязательной государственной итоговой аттестацией, включающей защиту выпускной аттестационной работы и (или) государственный экзамен. Военнослужащие, успешно прошедшие итоговую государственную аттестацию, получают дипломы о профессиональной переподготовке государственного образца, которые удостоверяют их право (соответствие квалификации) на ведение профессиональной деятельности в определенной сфере. Согласно пункту 20 Приказа № 95 в послужном списке личного дела военнослужащего делается запись о прохождении профессиональной переподготовки с указанием полного наименования образовательного учреждения, номера диплома и даты его выдачи.
     В настоящее время в Военном университете осуществляется обучение слушателей по программам переподготовки военнослужащих, увольняемых в запас, второго набора. В соответствии с заданием Военный университет будет ежегодно переподготавливать 720 увольняемых военнослужащих по 12 гражданским специальностям:
     - перевод и переводоведение;
     - юриспруденция (правовое регулирование предпринимательской деятельности) и (правовое обеспечение государственного и муниципального управления);
     - социальная работа;
     - социология;
     - дирижирование;
     - социально-культурная деятельность;
     - педагогика высшей школы (преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин);
     - педагогика высшей школы (преподавание правовых дисциплин);
     - педагогика высшей школы (преподавание иностранных языков);
     - специалист информационного обеспечения и связей с общественностью;
     - профессиональный психологический отбор;
     - специалист по управлению экономикой на предприятии (промышленности).
     Вместе с тем в связи с проводимыми в Военном университете организационно-штатными мероприятиями, результатом которых станет полная ликвидация воинских должностей на кафедрах юридического и филологического профиля, может осложниться реализация программ переподготовки военнослужащих по месту прохождения ими службы, поскольку очевидно, что направление в служебные командировки для проведения занятий преподавателей из числа гражданского персонала с учетом имеющихся норм командировочных расходов весьма затруднительно.
     Узким местом, опять-таки по причинам исключительно финансового характера, является невозможность привлечения к проведению занятий на курсах переподготовки признанных ученых и практических работников, поскольку нормы почасовой оплаты, установленные в Министерстве обороны ведомственными актами, отстают от реально действующих в образовательной сфере уже в десятки раз.
     Создает существенные проблемы и действующая система расчета численности преподавательского состава военного образовательного учреждения, когда для расчета учебной нагрузки по переподготовке используются пониженные относительно учебных занятий с курсантами и слушателями коэффициенты. Это при том, что в гражданских вузах эти коэффициенты повышены, поскольку учитывается сложность и специальная направленность занятий. В результате занятия на курсах переподготовки кафедрам становятся попросту невыгодными.
     Устранение указанных проблем, несомненно, способствовало бы более качественному решению важнейшей государственной задачи, имеющей особое социальное значение, затрагивающее судьбы многих защитников Отечества.

     

     На снимке: на занятиях - будущие юристы.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex