В ближайшее время должны возобновиться российско-американские переговоры по новому договору по стратегическим наступательным вооружениям, которые Москва и Вашингтон, несмотря на обоюдное обещание и стремление, не смогли завершить к концу 2009 года. В результате возникла пауза, связанная с рождественскими и новогодними праздниками и необходимостью проведения «домашней работы», как образно выразился министр иностранных дел России Сергей Лавров, над отдельными формулировками договора и теми проблемами, которые возникли при его подготовке. В частности, если судить по отдельным высказываниям российских и американских представителей, поскольку стороны не раскрывают деталей переговоров, и над тем, каким образом отразить в нем взаимосвязь между наступательными и оборонительными стратегическими вооружениями, то есть между СНВ и ПРО.
Ее наличие президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама признали еще на своей первой встрече в Лондоне, отметив, что, «взаимосвязь между наступательными и оборонительными вооружениями будет обсуждаться двумя правительствами». Затем они подтвердили это на московском саммите, зафиксировав в «Совместном понимании», что новый договор должен содержать положение о взаимосвязи стратегических наступательных и стратегических оборонительных вооружений. Развивая эту идею, премьер-министр России Владимир Путин в конце прошлого года заявил, что наша страна готова передавать США информацию о российских наступательных вооружениях в обмен на информацию о планах в сфере ПРО, подчеркнув, что обе эти системы обеспечивают силовой баланс. И добавил, что для сохранения этого баланса Россия, которая не создает систему ПРО, как это делают США, должна развивать ударные наступательные вооружения.
В ответ на слова Владимира Путина государственный департамент США выступил с заявлением, в котором говорится, что вопрос создания американской системы ПРО и вопрос заключения нового договора по СНВ являются абсолютно независимыми друг от друга. Как говорится в заявлении госдепа, обсуждение этих вопросов будет и дальше вестись раздельно. В документе также подчеркивается, что общая позиция России и США, признающая взаимосвязь между наступательными и оборонительными системами, не изменилась, и содержится призыв к нашей стране снять всякие опасения относительно планов по созданию американской системы противоракетной обороны.
Однако снять эти опасения не очень-то просто. Как известно, Соединенные Штаты уже давно приступили к развертыванию глобальной ПРО. На настоящее время они создали шесть позиционных районов ПРО: два на своей континентальной части - на Аляске и в Калифорнии; один - корабельно-наземный в зоне Тихого океана - совместно с Австралией, Тайванем, Южной Кореей и Японией, своими ближайшими союзниками в этом регионе; один на Европейском континенте в виде стратегических РЛС ПРО, установленных в Великобритании, Дании и Норвегии, и систем ПВО/ПРО «Пэтриот» РАС-3, а также еще один на Ближнем Востоке, обслуживаемый вместе с Израилем.
Особым районом американской глобальной противоракетной обороны вполне можно считать системы ПРО морского базирования «Иджис» с ракетами-перехватчиками «Стандарт» (SM-3), установленные на трех крейсерах и 15 эсминцах УРО ВМС США, которые способны нести боевую вахту практически в любой точке Мирового океана. Пентагон уже использовал эту систему ПРО в качестве противоспутникового оружия, уничтожив в 2008 году ракетой-перехватчиком потерявший управление падающий американский спутник-шпион. В настоящее время завершена модернизация всех этих кораблей под более усовершенствованный вариант данной системы. В 2011 году будет проведен очередной этап ее модернизации, важной частью которого станет установка нового процессора с улучшенными характеристиками для отслеживания сложных баллистических ракетных целей, а также располагающего возможностями по выведению из строя программ преодоления систем ПРО вероятного противника. В ближайшее десятилетие система ПРО «Иджис» будет установлена еще на 47 кораблях ВМС США. Одновременно агентство по противоракетной обороне США разрабатывает компоненты ПРО воздушного базирования для установки на самолетах ВТА.
Администрация Барака Обамы намерена также резко повысить количественные и качественные характеристики системы ПРО на европейском континенте, в несколько раз усилив ее противоракетный потенциал по сравнению с «планом развития ПРО в Европе», который в 2007 году предлагал его предшественник. Так, в соответствии с проектом нынешнего президента США по реконфигурации трансатлантической системы ПРО, именуемым как «Поэтапный адаптированный подход», на континенте появятся ударно-боевые противоракетные системы широкого спектра действий: ЗРК средней дальности «Пэтриот» РАС-3 и комплексы по уничтожению баллистических ракет на заключительной фазе их траектории THAAD, а вокруг континента - дополнительные ракеты-перехватчики «Стандарт» (SM-3), которые впоследствии будут усилены их специально разработанным наземным вариантом. Эксперты не исключают возможности, что США завезут во многие страны НАТО модернизированные ракеты-перехватчики наземного базирования типа GBI, подобные тем, которые уже давно установлены на базах ПРО США на Аляске и в Калифорнии, для уничтожения МБР и БРПЛ межконтинентальной дальности. Для сравнения: «восточноевропейская противоракетная архитектура» Джорджа Буша-младшего предусматривала размещение только ограниченного количества ракет-перехватчиков класса GBI в пределах десяти единиц, да и то исключительно на территории Польши.
Еще одна особенность «противоракетного щита» Барака Обамы заключается в том, что он будет прикрывать не только американские вооруженные силы, дислоцированные в Европе, как это предполагал ранее сверстанный план его предшественника, но и вооруженные силы всех 28 стран -членов НАТО, а также их средства передового базирования. В отличие от бушевской противоракетной стратегии обамовский план по трансформации системы ПРО значительно усилит натовскую составляющую в комбинированной системе ПРО США – ПРО НАТО на европейском континенте. Со временем эта разветвленная структура, имеющая в настоящее время в основном характеристики тактической системы ПРО, будет преобразована в стратегическую систему. Но и в первом, и во втором случае она будет проецирована против России.
Следует особо подчеркнуть: ни Советский Союз, ни Российская Федерация никогда не развертывали своих противоракетных средств на чужих территориях. Не имеет их Россия и сейчас. СССР располагал только одним районом ПРО стратегического назначения, прикрывающим Москву. Аналогичной линии придерживается и Россия: она сохраняет все тот же район ПРО и продолжает придерживаться положений специального протокола к советско-американскому Договору по ПРО 1972 года, который ограничивал количество противоракетных районов только одним для каждой стороны и запрещал в нем развертывать свыше 100 ракет-перехватчиков.
Соединенные Штаты, которые вышли из Договора по ПРО летом 2002 года в одностороннем порядке, располагают примерно 500 ракетами-перехватчиками, как тактическими, так и стратегическими. В ближайшее пятилетие Пентагон может нарастить ударно-боевой компонент ПРО до уровня 800 – 1.000 единиц, что существенно увеличит разрыв между американскими и аналогичными российскими возможностями. Под это запланированы значительные средства. По данным счетной палаты США, в 2002–2009 годах агентство по ПРО израсходовало на развитие «противоракетного щита» 56 млрд. долларов, а к 2013 году потратит на эти цели еще около 50 млрд. долларов.
Резко наращивая группировку тактической и стратегической систем ПРО в региональном и в глобальном измерениях, Вашингтон нарушает принцип объективной органической взаимосвязи, существующий между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями. То есть тот логический принцип, который всегда определял уровень стратегической стабильности между ведущими ракетно-ядерными державами мира и в планетарном масштабе в целом. Осуществляемый сейчас форсированный рывок США в горизонтальном (географическом) и вертикальном (технологическом) совершенствовании архитектуры стратегической и тактической ПРО ставит своей главной целью не сдерживание «ядерных амбиций» Ирана или Северной Кореи, как это пытаются представить в Вашингтоне. Для этого Пентагон располагает необходимыми средствами противодействия, развернутыми на постоянной основе в непосредственной близости от этих государств.
Главная цель такого рывка - это обесценение потенциала российских ракетно-ядерных средств сдерживания с помощью наращиваемой системы ПРО. Ведь даже сокращаемой стратегической ядерной триадой можно нанести непоправимый ущерб другой стороне, прикрывшись многослойным, разбросанным по многим странам и весям высокоэффективным противоракетным частоколом.
Вполне очевидно, что на этом фоне нашей стране необходимо принять некоторые меры противодействия военно-технического и политико-дипломатического характера. И прежде всего необходимо совершенствовать потенциал наших СНВ, повышая их тактико-технические и боевые характеристики, выживаемость и способность преодоления глубоко эшелонированной системы ПРО США. Следовало бы модернизировать и противоракетные средства России, повысив их боевые возможности и расширив зону их размещения по периметру наших границ.
Целесообразность проведения такой национальной политики диктуется еще и тем, что Соединенные Штаты, однажды навязав нашей планете ядерное оружие, не намерены двигаться к безъядерному миру, хотя и попытаются представить дело в ином свете. Но ни при жизни нынешнего американского президента, как об этом 5 апреля прошлого года в Праге заявил сам Барак Обама, ни при жизни «последующих поколений», как это публично пообещала государственный секретарь Хилари Клинтон 22 октября того же года в Американском институте мира, Соединенные Штаты не будут стремиться к полному уничтожению ядерного оружия. Дополнительным доказательством этого утверждения является тот факт, что Белый дом до сих пор не пересмотрел унаследованные от бывших американских президентов ни ракетно-ядерную доктрину, ни космическую военную стратегию, ни перспективные военно-политические установки на ведение масштабных операций с использованием обычных видов вооружений без санкции на это со стороны Совета Безопасности ООН. Не ратифицирован Соединенными Штатами и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, разработанный еще в 1996 году.
После подписания нового российско-американского Договора по СНВ следовало бы в политико-дипломатическом плане на какое-то время приостановить переговорный процесс о сокращении указанных видов вооружений с Вашингтоном и вплотную заняться проблематикой сдерживания навязываемой им гонки противоракетных вооружений. Сокращать свои СНВ мы умеем и без посторонней помощи.
Можно было бы также предложить всем странам, имеющим противоракетные потенциалы, заключить международный договор, который ограничивал бы развертывание противоракетных систем определенными количественными и качественными параметрами, а также гарантировал бы примерный паритет не только по ракетно-ядерным вооружениям стратегического и тактического назначения, но и по противоракетным системам глобального предназначения.