на главную страницу

16 Января 2010 года

Страна и мир

Суббота

Год решений

Виктор РУЧКИН.



В американской газете «Вашингтон таймс» 8 января появилась статья Виктора Хэнсона под претенциозным названием «Год решений: проблемы Америки скоро достигнут кульминации». Ее автор - Виктор Хэнсон занимается историей в Институте имени Гувера при Стэнфордском университете, считающемся одним из «мозговых центров» американского истеблишмента. С некоторыми сокращениями предлагаем вниманию читателей эту статью, а также наш комментарий.


     Бывает так, что проблемы накапливаются-накапливаются, а потом единым разом взрываются, и тогда год, в который это случилось, запоминается надолго. Этот феномен можно проследить в глубоком прошлом, даже в пятом веке до нашей эры, и в наше время он тоже проявляется.
     В 480 году до н.э. накапливавшаяся десять лет напряженность в отношениях в Эгейском регионе вылилась в нападение Персии на Грецию. Казалось, что натиск царя Ксеркса ничто не остановит, он прорвался через перевал Фермопилы, но затем греки под предводительством Фемистокла дали морское сражение под Саламином и спасли Запад.
     В 69 году н.э. Римская империя зашаталась до самого основания. Рим сотрясали десятилетия коррупции, заказных убийств, переворотов и военных выступлений. К концу 69 года Веспасиан - четвертый император за тот год - положил конец длившемуся более века правлению династии Юлиев-Клавдиев, и римское правительство снова стало вменяемым.
     Перенесемся в современную эпоху. Подъем фашизма в 1939 году вылился в начало войн и завоевательных походов. В тот год националисты под водительством Франко выиграли гражданскую войну в Испании. Советский Союз победил Японию в пограничном конфликте и в тот же год заключил с Германией Адольфа Гитлера пакт о ненападении Молотова-Риббентропа. Через несколько недель нацисты напали на Польшу, и так началась Вторая мировая война.
     События 1939 года сами по себе не были причиной начала глобального конфликта. Настоящими причинами были, например, последовательное заигрывание с Гитлером, почти полное разоружение демократических стран Запада и некоторый уклон в сторону пацифизма. Подобное поведение как бы говорило всему миру, что Великобритания, Франция и США не хотят и не могут противостоять вызову тоталитаризма. Тогда, в 1939 году, диктаторы перестали блефовать и начали действовать.
     1979 год тоже был решающим. Президент Джимми Картер, несколько лет читавший всем проповеди о дурных привычках Америки, убедил многих отрицательных героев по всему миру в том, что настало время выполнять свои планы, не боясь последствий в виде реакции со стороны Америки.
     А когда начались реальные проявления агрессии, остановить ее стало крайне трудно. Жалкая речь Картера о «кризисе доверия», в которой он жаловался на общую болезнь всех американцев, только ухудшила положение.
     Ах, каким годом был 1979-й! Сандинисты Даниэля Ортеги захватили Никарагуа. Иранская революция вызвала панику на нефтяном рынке. Последовал мировой топливный кризис. Исламские террористы захватили американцев в заложники в посольстве США в Тегеране. Примерно полтора месяца спустя Красная армия Советского Союза вторглась в Афганистан. Еще раньше, но в том же году, Китай напал на Вьетнам.
     Возможно, 2010 год тоже станет таким годом судьбы. В 2009 году США поставили Ирану по крайней мере четыре «крайних» срока на прекращение атомного проекта. Все они были проигнорированы. Уверится ли осмелевший теократический режим, что в этом году он заполучит ядерное оружие и будет готов перекроить весь стратегический расклад на Ближнем Востоке?
     На протяжении большей части 2009 года администрация Обамы хвасталась, что закроет тюрьму для террористов на базе Гуантанамо, хотя так и не определилась с тем, что делать со всеми задержанными, многие из которых родом из кишащего террористами Йемена.
     От старой идеи «войны с террором» мы отказались. Ошибочность войны в притихшем Ираке признали. Перед мусульманским миром за якобы совершенные Америкой грехи извинились, а в придачу преувеличили достижения ислама.
     После нескольких месяцев колебаний мы, как некий двуликий Янус, одновременно пообещали увеличить контингент в Афганистане и начать выводить его оттуда. Мы начали дружить с Россией Владимира Путина, но отреклись от своих союзников в Восточной Европе.
     Мимо исламистов все это не прошло. В общем и целом «Аль-Каида» воспринимает наши действия как признак нашей слабости. После 11 сентября 2001 года более трети всех инцидентов, связанных с терроризмом, пришлось на 2009 год. Череда убийств, которые совершил в Форт-Худе (штат Техас) майор Нидал Малик Хасан, и неудачная попытка взорвать самолет над Детройтом в день Рождества - это всего лишь предзнаменования того, что следует ожидать в этом году.
     Тем временем не дремлют и купающиеся в деньгах китайцы. В этом году они продолжат тратить свой громадный бюджетный профицит на укрепление вооруженных сил, а мы свою армию вынуждены ослаблять, так как наши долги в ближайшие годы будут только расти, причем с бешеной скоростью.
     Америка участвует в двух войнах и буквально утонула в долгах на триллионы долларов, а наши азиатские союзники уже начали оценивающе поглядывать то на президента Обаму, то на коммунистическое правительство в Пекине. Следует ожидать, что наши союзники - Япония, Филиппины, Южная Корея, Тайвань - начнут сближаться с соседствующим и крепчающим Китаем и дистанцироваться от слабеющих и не понимающих, что им делать, США.
     В 2010 году, в этом решающем году, события могут обрушиться лавиной и смести существующий миропорядок, во главе которого стоят США. Это случится, если Обама не сможет зажечь наших западных союзников, чтобы они смогли достойно встретить угрозу.
     

     Наш комментарий
     Статья Хэнсона о будущем Соединенных Штатов - далеко не единственная на эту тему в американских СМИ. Да и по содержанию она мало чем отличается от других. Их авторы по-прежнему исходят из идеологической установки, что Америка превыше всех. Что Соединенные Штаты являют собой ось, вокруг которой поворачивается история. Что они определяют будущее, а мир нуждается, ожидает и стремится к тому, чтобы Америка вела его вперед, гарантируя тем самым окончательный триумф демократии и свободы. Что отказ Соединенных Штатов от этой миссии приведет к подрыву стабильности, за которую держится все человечество, и, скорее всего, откроет путь невыразимым катастрофам.
     Совершенно очевидно, что идеализированный образ, в котором величие сочетается с невыносимым самодовольством, мешает американцам посмотреть правде в глаза. Вот и Хэнсон пишет, что «перед мусульманским миром за якобы совершенные Америкой грехи извинились». Что значит «за якобы совершенные грехи»? Разве не было агрессии против Ирака или США не угрожали войной ряду других мусульманских стран? Или взять еще один посыл Хэнсона: «В 2009 году США поставили Ирану по крайней мере четыре «крайних» срока на прекращение атомного проекта». Но даже если признать несостоятельность позиции Тегерана, разве кто-то уполномочивал США ставить ультиматумы другим странам. Опять же в статье Хэнсона приводится заезженный тезис о том, что Советский Союз, заключив пакт Молотова - Риббентропа, несет равную с фашистской Германией ответственность за развязывание Второй мировой войны. А что, не было Мюнхенского сговора Великобритании и Франции с Германией, который и развязал Гитлеру руки по захвату Европы? Другими словами, в этой статье проявился все тот же менталитет с-нами-или-против-нас, все то же неверное восприятие мира.
     Да, Соединенные Штаты продолжают оставаться первой державой мира в военном и экономическом отношении. И, скорее всего, будут оставаться таковой еще в течение достаточно длительного времени. Однако геополитическое положение Америки, которая на протяжении нескольких десятилетий доминировала на мировой арене, ныне претерпевает существенные изменения. Америке уже не под силу служить мотором роста мировой экономики. Нет у нее и былого авторитета в международных делах. Это убедительно показал климатический саммит в Копенгагене, где проявилось нежелание целого ряда стран разделять американские ценности и взгляды по международным вопросам. А кроме того, и в самих Соединенных Штатах проходят такие процессы, которые заставляют американских консерваторов заявлять, что «эта страна уже не наша».
     Чтобы воспрепятствовать этим тенденциям, был востребован Барак Обама. Однако первый год его нахождения на посту президента США, по оценке самих американцев, не оправдал надежд. Его решение расширить американское присутствие в Афганистане стало, по сути, отказом от своего обещания «изменить то, как работает Вашингтон», продолжением силовой политики предыдущей администрации Белого дома. Предложенные им реформы в области американского здравоохранения и миграции получили ярлык «социалистических» и встретили определенное сопротивление в стране. В результате рейтинг его поддержки в США опустился на уровень ниже 50 процентов.
     И тем не менее Хэнсон прав - нынешний год должен стать решающим. Как для Америки, так и для всего мирового сообщества. Но не в том плане, что Обама должен «зажечь» своих западных союзников и сохранить миропорядок, в котором главенствовали бы США. Перед человечеством действительно стоят серьезные вызовы, справиться с которыми оно может, только объединив все силы. Однако для этого надо отбросить те идеологические шоры, которые мешают верно воспринимать происходящее.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex