на главную страницу

20 Января 2010 года

Альпинизм

Среда

Десятый Новый год вдали от дома

Максим ШАКИРОВ.
  Фото автора.

Проект «Новый год на абсолютных вершинах континентов, стран и горных массивов земли», который «Красная звезда» регулярно освещала на протяжении всех лет его существования, отметил первый юбилей - 10 вершин!

Изначально в планы входила необычная встреча нового тысячелетия - Время (именно так, с заглавной буквы) очень хотелось провести на соответствующем ему Пространстве. Была выбрана высшая точка Европы и России - Западная вершина Эльбруса (5.642 м). 31 декабря 2000 года в 23 часа 30 минут по московскому времени Сергей Ларин, Юрий Савельев, Игорь Череску и, собственно, ваш автор стояли на отметке 5.642 метра над уровнем моря. Увидев «воочию Пространство и Время», мы, счастливые, начали спуск в повседневную жизнь нового тысячелетия...
     Как потом отметили эксперты российского аналога Книги рекордов Гиннесса, это было первым новогодним восхождением на Эльбрус. Впрочем, наверное, это было вообще первым ночным зимним восхождением на эту гору.
     Спустя некоторое время возникла мысль сделать новогоднее восхождение традицией, и почти тем же составом утром 1 января 2002 года мы стояли на вершине Монблана - высшей точке Франции и Италии... Затем были Килиманджаро (5.895 м) - высшая точка Кении, Танзании и всего африканского континента; Аконкагуа (6.962 м) - высочайшая вершина Западного полушария Земли и высшая точка Аргентины; Фудзияма (3.776 м) - высшая точка Японии; Чимборасо (6.310 м) - самая удаленная от центра нашей планеты точка земной поверхности и главная вершина Эквадора; Олимп (2.917 м) - высшая точка Греции; Охос-дель-Саладо (6.937 м) - самый высокий вулкан на Земле и высшая точка Чили. 2009 год я встретил на высшей точке Германии - Цугшпице
     (2.962 м), а на 2010 год наметил пик Тубкаль (4.167 м) - высшую точку Марокко и горной системы Высокий Атлас.
     Так получилось с самого первого новогоднего восхождения, что моим единственным бессменным партнером по путешествиям на вершины стал флаг России. Один и тот же флаг побывал на всех этих вершинах, так что можете себе представить, какую ценность он представляет.
     В нынешней экспедиции я чуть было не лишился своего единственного постоянного друга-партнера, и этот момент был одним из самых тяжелых с эмоциональной стороны за все восхождение. Но об этом чуть позже...
     Итак, 22 декабря 2009 года. Древний город Марракеш встретил меня пасмурно-дождливой погодой. В гостинице я познакомился с семейной парой из ЮАР. Достаточно опытные альпинисты, стоявшие на вершинах Килиманджаро и Аконкагуа, не смогли взойти на Тубкаль - много снега и ураганный ветер. Первый звоночек прозвенел!
     Спустя два дня я приехал в селение Имлил, на высоту 1.800 метров над уровнем моря и приступил к акклиматизации. Прогулки на этой высоте вытесняли московскую суету, наполняя освободившееся место спокойным и чистым, хотя и влажным, горным духом. Оказывается, восхождение на высшую точку Северной Африки очень популярно среди западных альпинистов. Культовая и очень красивая гора привлекает к себе взоры французов, испанцев, англичан, норвежцев, австралийцев, греков... Многие из них приезжают сюда не первый раз, часто еще и потому, что не всем удается достичь вершины с первой попытки.
     Вот и в этот раз Тубкаль был неприступен как минимум неделю до моего приезда. Я видел много разочарованных людей, долгое время прождавших погодного «окна», но так и спустившихся ни с чем.
     27 декабря состоялось знакомство с гидом Мохаммедом. Оказалось, это он работал с той семейной парой из ЮАР, которая так и не взошла на вершину. Сертифицированный гид, за три года побывавший на вершине более пятидесяти раз, сказал, что уже несколько дней Тубкаль особенно неприступен. Ближе к вечеру Мохаммед узнал, что с приюта, куда мы должны были подняться на следующий день и откуда собственно и совершают восхождения на Тубкаль, вертолетом спустили тело погибшего альпиниста. Достоверной информации о том, что произошло, в Имлиле не было, и мы с Мохаммедом стали ждать завтрашнего дня.
     28 декабря стартовали на гору.
     14-километровый путь с набором 1.450 метров по высоте дался не сказать, чтобы легко, но подгонял интерес узнать, что же все-таки произошло и чье тело спускал вчера вертолет. По дороге стало понятно, что мои вчерашние усилия по обучению Мохаммеда работе с камерами большим успехом не увенчались - «кадр» он полностью не видит. На приюте, он расположен на высоте 3.207 м - за километр по вертикали от вершины, нам рассказали, что погиб молодой англичанин, ходивший сложные ледовые маршруты в одиночку.
     Утром 29 декабря пришлось искать место для снимков, которые надо было днем с оказией передать вниз. Я заранее договорился в интернет-кафе в Имлиле, что кто-нибудь из восходителей спустит первые фотографии с маршрута вниз, а хозяин кафе отошлет их в Москву. Оказия нашлась, снимки ушли вниз и 30 декабря уже были в Москве.
     30 декабря пошли на акклиматизационный выход. Но пошли не туда, куда обычно все ходят, а сразу же на маршрут. Я настоял на этом, так как необходимо было рассмотреть места будущих съемок. Дошли до высоты 3.800 метров, где уже виден предвершинный гребень (была даже мысль напрячься и сходить на вершину), я поснимал фантастической красоты горные пейзажи, и мы двинули вниз. Дойдя до приюта, стал смотреть отснятый материал и спустя 10 минут почувствовал какую-то не характерную для этого места суету. Выбежав на улицу, столкнулся со своим гидом Мохаммедом. Тот выхватил у меня из рук перчатки и побежал вверх, сказав только, что произошел несчастный случай (НС). Я быстро обул «кошки», схватил видеокамеру и начал съемки. Снял рассказ очевидца, издалека место происшествия и побежал к месту НС. Подбегая, увидел, что началась транспортировка пострадавшего на носилках. Предложил помощь, но, к счастью, в одной из групп уже были медики, и мои знания не понадобились.
     Состояние пострадавшего было очень тяжелым - три перелома со смещением и разбитое лицо. Как оказалось потом, у него был поврежден еще и позвоночник. Вертолет прилетел только через три часа. Когда поступил звонок, что вертолет вылетел, впятером спустились к площадке для приземления. Ветер усиливался, и нам надо было срочно изготовить ветроуказатель для пилота. Сначала в ход пошли куртки, но они были слишком тяжелы для этой миссии. Прозвучала фраза - флаг бы сюда...
     Флаг России у меня всегда с собой в рюкзаке, и он пришелся как нельзя кстати. Марокканский летчик, прилетевший на высоту 3.207 метров спасать жизнь французского альпиниста, в крайне сложных метеоусловиях ориентировался на развевающийся флаг России (эти кадры вы можете посмотреть завтра, 21 января, в программе «Точка отрыва» на телеканале «Россия-2»).
     Вечером стало понятно, что же произошло. Парень на спуске не удержался на очень крутом склоне во время сильного порыва ветра (его просто сдуло), а ледоруб не понятно почему у него был в рюкзаке. Это пренебрежение техникой безопасного передвижения по горному склону будет стоить ему очень дорого. Помогая доктору спуститься к вертолету, я слышал два понятных мне даже на незнакомом французском языке слова: гангрена и ампутация.
     Утром в последний день 2009 года за завтраком я услышал от одного из гидов о возможном ухудшении погоды. Обычно на восхождение из приюта выходят в 7-8 часов утра, мы же вышли в 10. К высоте 3.800 метров мы уже догнали группу англичан. Ветер заметно усилился. В тот день на вершину все группы выходили не по обычному маршруту, а по запасному (более крутой, но защищенный от ветра склон). За 50 метров от вершинного плато я одел на Мохаммеда свою теплую куртку. Уже стало понятно, что ни о какой ночевке на склоне недалеко от вершины не может быть и речи - мой коллега по восхождению стал замерзать (парень при росте около 170 см весил 54 кг).
     Такого ветра, как на этой вершине, я не видел нигде. Подойдя к пирамиде, венчающей вершину, еле разглядел Мохаммеда. Он лежал между камнями, спасаясь от ураганного ветра.
     На вершину мы взошли 31 декабря в 16 часов по московскому времени. Достав страховку, я пристегнул гида к металлической грани пирамиды (его реально сдувало с ног), затем встегнул в карабин флаг России. Пока снимал держащего флаг России гида, ветер поднимал от «земли» застрахованный ледорубом тяжелый рюкзак. Стали подходить англичане. Съемки российского флага закончились, и мой гид, окончательно замерзнув, решил опять «прилечь», где меньше дует. Но вместо того чтобы отстегнуть страховку от пирамиды, оставив флаг защелкнутым в карабин, марокканец сделал все наоборот! Увидев, а точнее, почувствовав неладное, я прыгнул вдогонку за флагом. Время для меня замедлилось. Как в боевике, в полете я успел подумать об абсурдности этой ситуации, о том, что я его предупреждал еще внизу: флаг очень дорог для меня, о том, что ветер дует быстрее, чем я лечу в прыжке...
     Мне повезло, что сидевшая внутри пирамиды англичанка (обычно все же на вершине стоят, но она сильно устала) удобно расположила ногу и острым «зубом» своей «кошки» приостановила полет флага в пропасть. Я успел!!!
     Англичане ушли вниз, мой гид все сильнее замерзал, а я все не мог сделать нужные мне кадры. Съемки закончились в 17 часов 15 минут по московскому времени, и мы двинули вниз. На Дальнем Востоке России уже наступило 1 января - все сделано в срок. Только догнав англичан, на 3.800 метрах я понял, что, прыгая за флагом, сильно ушиб колено и сломанный еще в 1989 году локоть...
     Очередной этап новогодней эпопеи подошел к концу. В этом году было эмоционально заметно тяжелее, чем раньше, - эти несчастные случаи, ураганный ветер, неудовлетворенность от съемок... Как-то на приюте, за ужином, в разговоре с ребятами из ЮАР я услышал от них такую мысль: в мире не найдется ни одной страны, чей флаг столько лет подряд поднимается на вершины в Новый год. Они правы - таких флагов нет ни у одной другой страны в мире. Мне было очень приятно слышать это из уст иностранцев.
     Я всем рассказываю (некоторые смотрят на меня, как на очень обеспеченного человека, зная, как дорого стоят такого рода восхождения), что в одиночку невозможно осуществлять такой проект столько лет подряд. Много, очень много людей предпринимали и предпринимают разного рода усилия, чтобы все получалось так, как получается. Я не могу упомянуть всех - не хватит места в газете. Но именно сегодня хочу сказать большое спасибо моим давним друзьям - компании «Балтика», без помощи которой не состоялось бы это восхождение.
     На снимках: Вид на массив Тубкаль из деревни Имлил; Автопортрет восходителя; Флаг на вершине.

Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства