на главную страницу

20 Января 2010 года

Без камуфляжа

Среда

Одноклассники – разноклассники

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



Осенью прошлого года известному прозаику, публицисту, поэту, драматургу, заместителю председателя Общественного совета при Министерстве обороны РФ, главному редактору «Литературной газеты» Юрию Полякову исполнилось 55 лет. Центральный академический театр Российской Армии практически к юбилейной дате сделал Юрию Михайловичу подарок: новый театральный сезон главного армейского театра страны начался с премьеры его пьесы «Одноклассники». Такую пьесу о современной нашей жизни зритель ждал давно. И она стала событием театральной жизни страны. Вообще в разных театрах столицы с успехом идет чуть ли не десяток пьес Полякова, жанр которых сам автор определяет больше как комедийный. Эту же работу он относит к ряду мелодраматических, «смех сквозь слезы». Но все не так просто в этих определениях формата. Поляков с первых же своих работ, повестей «Сто дней до приказа», «ЧП районного масштаба», «Работа над ошибками» заявил себя мастером психологической прозы.

     В последнее время людей приучили, что их развлекают. Но говорить о том, что Поляков в своем творчестве откровенный публицист, предпочитающий художественно обобщать правду о нелицеприятных страницах нашего бытия, было бы все же неправильно. Поэтому стилем подачи проблем в «Одноклассниках» избран именно «смех сквозь слезы». Поляков как проницательный психолог (а Юрий Михайлович в свое время окончил пединститут и некоторое время учительствовал) выбрал подачу диалогов идеально. В некотором смысле у него негатив - это вывернутый наизнанку позитив. Любопытно, что в отличие от Москвы пьеса уже давно и с успехом нашла путь к зрителю на периферии страны - во Владикавказе, Тобольске, Владивостоке, Шадринске, где критический реализм в культуре еще не пал под натиском новомодных форматов. Кстати, в свое время Юрий Поляков вывел свою формулу национальной идеи, которую назвал «Три Д»: духовность, державность, достаток.
     Как говорит сам писатель, пьеса «Одноклассники» о том, как мечты и цели молодости отличаются от того, что потом происходит в жизни. И время для человеческого становления героев писатель выбрал сложнейшее. Когда судьба страны, что называется, на двойном переломе. Юность нынешнего «поколения сорокалетних» совпала с событиями в Афганистане, с распадом СССР. Последовавший за этим хаос вместо ожидаемых маршевых, победных аккордов бытия заполнил пространство трагическими вариациями социальной нереализованности. Как ни странно, но Полякову удается восстановить в своей пьесе прерванную связь времен. И не только бывшего Союза и современной России. Переброшен прочный, хотя и социально жесткий мостик к дореволюционной кастовости общества. В пьесе так определенно и говорится: мы уже не одноклассники, мы нынче - РАЗНОклассники. Но на каких бы ступенях финансового благополучия ни находились герои, их личное счастье тоже во многом определяется потерей жизненных, нравственных ориентиров в связи с государственными потрясениями. И здесь можно наблюдать эффект бумеранга непредсказуемой разрушительной силы. Душевная, материальная неустроенность мешает выстраивать взаимоотношения. Таким образом рушится традиционно крепкий для России институт семьи. А ведь в том числе и на его силе базируются государственные устои. Поляков виртуозно выстраивает интригу личных проблем героев вплоть до самой последней сцены. Но не забывает параллельно исподволь задавать вопросы, на которые каждый должен ответить сам.
     А вся история начинается со встречи бывших одноклассников на сорокалетии товарища Ивана Костромитина. Его сложнейшую роль без слов великолепно исполнил артист ЦАТРА Вадим Пожарский. Костромитин - герой-»афганец», вернувшийся с той необъявленной войны парализованным инвалидом, человеком-растением. И только его мать, Евгения Петровна (народная артистка России Алина Покровская), верит, что ее Ванечка все слышит и понимает. По нему, по своему единственному сыну она до сих пор меряет свою жизнь, через его предполагаемые ответы пытается понять парадоксы современной действительности. Покровская блестяще справляется со сложнейшей задачей: через материнские переживания о сыне подняться до духовных высот общечеловеческого понимания и прощения. В ходе действия становится понятным, как важно было собраться в этот доме совершенно разным людям: Мише Тяблову (заслуженный артист России Николай Лазарев), ставшему неожиданно для всех священником, Анне Фаликовой (Ксения Хаирова), когда-то победившей в местном конкурсе красоты, Феде Строчкову (заслуженный артист России Игорь Марченко), некогда признанному в школе поэту, а ныне - бомжу-алкоголику, Борису Липовецкому (Константин Денискин), семья которого в свое время эмигрировала в далекую Австралию. И особенно - Светлане Погожевой (заслуженная артистка России Алиса Богарт), вокруг которой строятся неоднозначный любовный треугольник и главная интрига: кто же отец ее дочери Ольги (Екатерина Сахарова)? Любимец всей школы, с которым она дружила с первого класса, Ваня Костромитин, или его вечный соперник во всем Виктор Черметов (заслуженный артист Татарстана Николай Козак), ставший в современных реалиях могущественным олигархом?
     Потерявший возможность говорить и двигаться, а по мнению врачей, и что-либо понимать, «афганец» Костромитин до сих пор остается для одноклассников мерилом нравственной чистоты, исповедником и даже судьей теперь уже поколения сорокалетних. Невинные воспоминания собравшихся о школьных влюбленностях поднимают сложнейшие пласты взаимоотношений, и к Ивану, как к вершителю судеб, обращаются со своим потаенным и священник, и олигарх, и поэт-бомж, и рефлексирующий эмигрант, и школьная учительница, и так и не нашедшая себя в жизни бывшая королева красоты...
     Придать пьесе, все действие которой происходит в интерьере скромной провинциальной квартиры, необходимую масштабность помогает режиссер Борис Морозов, который сумел понять всю боль, любовь, иронию автора по отношению к своим героям. Сыгранность актерского ансамбля, точно выстроенная Иосифом Сумбаташвили сценография, «точечная» работа художника по костюмам Алены Сидоровой, бережная, проникновенная музыкальная стилистика спектакля, которую разработал композитор Рубен Затикян, - все это тоже «Одноклассники».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex