на главную страницу

21 Января 2010 года

Армия и общество

Четверг

«Школа» эксклюзивных профессий

Юрий БОРОДИН, «Красная звезда».
Фото автора.



Учебный центр инженерных войск России, которым командует полковник Владимир Макуха, ежегодно готовит порядка 2,5 тысячи специалистов различных, в том числе и эксклюзивных, профессий. Да как готовит! Из войск идут только восторженные отклики. Неудивительно поэтому, что самая крупная «учебка» российских инженерных войск по итогам прошлого периода обучения названа лучшей. Так что в самый раз в день профессионального праздника не просто рассказать с наших страниц об отличниках боевой подготовки Волжского учебного центра, но и попытаться выяснить секреты его успехов в новых реалиях.

     
Истории немеркнущие
     строки...


     У этой части богатая история. Созданная в мае 1951 года для выполнения специального задания по разминированию территории строительства Сталинградской ГЭС как отдельная инженерная рота разминирования, спустя более полстолетия она стала Межвидовым региональным учебным Псковским ордена Красной Звезды центром инженерных войск России. Здесь есть, чем гордиться. К примеру, разминирование территории будущего строительства было выполнено на один год раньше срока. Работу проделали колоссальную: проведено поверхностное разминирование без малого 13 тысяч га, глубинное разминирование на суше - свыше 2.700 га, еще более 200 га - глубинное разминирование под водой (старое русло Волги). При этом было обнаружено и обезврежено 288 авиабомб, свыше 2,5 тысячи артиллерийских снарядов, десятки тысяч минометных, противотанковых и противопехотных мин, гранат и других боеприпасов.
     До 2009 года на воинском коллективе этой части лежала ответственность по выполнению важной задачи: обезвреживание взрывоопасных предметов, которыми были щедро нашпигованы места кровопролитных боев. Так, зимой 1975 года группа военнослужащих части почти два месяца в трудных условиях проводила работы по обезвреживанию дна судоходной реки Протоки, извлекая взрывоопасные предметы при плохой видимости и низкой температуре из глубокого грунта. Тогда за время работ было уничтожено свыше 1,5 тысячи авиабомб, снарядов и мин. В дальнейшем подразделение разминирования то и дело привлекалось для обезвреживания боеприпасов, найденных в Волгоградской и Астраханской областях и Республике Калмыкия.
     Сегодня никто не берется назвать точные цифры - сколько смертоносного металла было извлечено из земли за эти годы. А ведь приходилось порой совершать поистине чудеса саперного дела, когда боеприпасы неожиданно обнаруживались в крупных населенных пунктах. Отлично зарекомендовали себя военнослужащие и в ходе выполнения воинского долга в «горячих точках»: Афганистане, Абхазии, Таджикистане, на Северном Кавказе.
     Не менее показательны примеры мужества и высокого мастерства личного состава части в ходе спасательных работ. В 1957 году наводнение захлестнуло Уфу, Уральск, Оренбург, Орск и Гурьев. Тогда волжскими военнослужащими из затопленных районов были эвакуированы свыше 43 тысяч человек, более 800 голов крупного рогатого скота, 3 тысяч тонн различных грузов. Спустя много лет - весной 1991-го - военнослужащим этой части вновь пришлось проводить спасательные и эвакуационные работы. В этот раз - в период паводка на реке Ахтуба в Волгоградской и Астраханской областях.
     
На воде и под водой...

     В учебном батальоне подполковника Юрия Чередниченко готовят специалистов плавающей группы техники (иначе говоря - десантно-переправочных средств). Для того чтобы курсанты знали свое ремесло на все сто, занятия с ними проводятся на должном уровне. Для подготовки механиков-водителей УР, ПТС-М, ГСП, ПММ и других плавающих машин оборудованы специальные учебные аудитории, тренажеры, отдельная трасса и вододром.
     - Нет ни одной темы, ни одного вопроса, которые бы мы не могли отработать теоретически и практически, - поясняет комбат подполковник Чередниченко. - Выпускаемые нами курсанты приходят в войска всесторонне подготовленными специалистами.
     Это можно сказать и о подготовке водолазов. Что касается Волжского учебного центра, то это единственная сухопутная «учебка», где обучают водолазным премудростям. Возглавляет водолазную подготовку командир роты майор Дмитрий Иванов. А практику с будущими «ихтиандрами» отрабатывает инструктор-водолаз Александр Храмов. Он в этом деле не новичок. За плечами долгие годы преподавательской деятельности, около 3 тысяч часов, проведенных под водой, и порядка 10 тысяч подготовленных высококлассных водолазов. Причем не просто ныряльщиков на глубину, а водолазов-саперов. У них, конечно, много общего, но и различий уйма. Если первые - чистые инженеры, отличающиеся от своих сухопутных коллег лишь «местом работы», то вторые - больше разведчики. Это ведь им в случае необходимости придется проводить разведку водных преград, разминировать «донные дорожки» и гидротехнические сооружения, устанавливать в воде мины, устраивать взрывные и невзрывные заграждения. В этом деле не только водолазная сноровка и знание инженерных дисциплин необходимы, но и тактико-специальная подготовка.
     С подготовкой, к слову, здесь все в порядке. За этим тщательно следят и командиры взводов, и преподаватели, и представители учебного отдела центра. Ведь приходящий с «гражданки» контингент оставляет желать лучшего в плане здоровья и физической подготовленности. При этом предъявляемые к будущему водолазу требования по-прежнему остаются очень жесткими (определенные медицинские показатели, рост, вес, становая сила, надежный вестибулярный аппарат и легкие). Попадающих в водолазную роту курсантов приходится учить с нуля - до армии большинство из них даже с аквалангом не плавало. Так что подводные учителя досконально разбирают все без исключения темы: классификацию водолазных подразделений и водолазного снаряжения, подаваемые под водой сигналы и организацию спусков в различных условиях. А еще - спасательно-эвакуационные мероприятия и проведение работ под водой. Последние включают в себя многое: от глубинной разведки до монтажных работ на дне. Ежегодно здесь готовится порядка 200 специалистов.
     Впрочем, инструкторы хорошо помнят те времена, когда выпускали за полугодие 12 специалистов. Но не только это внушает оптимизм: в последние годы несколько улучшилось снабжение водолазной роты - получены новые водолазные комплекты, снаряжение. В том числе 15 новых аппаратов АКМ-12К. Кстати, именно здесь в конце 90-х годов прошлого века это водолазное оборудование проходило испытания.
     Преподаватели и инструкторы стараются дать своим ученикам как можно больше знаний, предоставить возможность побольше поработать на глубине (в бассейне и на полигоне каждый курсант проводит в общей сложности несколько десятков часов, чтобы получить практические навыки и классность). В войсках выпускникам Волжского учебного центра не требуется доподготовка. А после «дембеля» большинство из них без промедления приглашают на работу по профилю: в МЧС, на гидросооружения, в спасательные отряды.
     
Звезды майора
     Звездина

     В Волжском учебном центре - десятки подразделений. Но есть среди них лучшее - учебная рота майора Евгения Звездина. В ней ведется подготовка механиков-водителей землеройной техники. Командир роты cчитает, что эта специальность в инженерных войсках едва ли не самая важная. С этим трудно спорить, особенно если вспомнить, что названные войска изначально предназначались для создания собственных фортификационных сооружений и помощи в разрушении укрытий и инженерных преград противника.
     - Успехи роты объясняются стараниями всего личного состава, - уверяет ее командир.
     Исключений, по мнению майора Звездина, здесь нет. Взять командиров взводов. Это действительно профессионально подготовленные офицеры, нацеленные служить добросовестно. В 2009-м в роту после окончания военно-учебных заведений пришли два лейтенанта - Никита Демидов и Денис Лебедев. Их тут же закрепили за более опытными товарищами - старшими лейтенантами Иваном Савиным и Дмитрием Ковалем. В итоге - процесс адаптации новоиспеченных взводных прошел совершенно гладко. Сильны в этом подразделении и военнослужащие контрактной службы. Заместители командиров взводов, старший сержант Александр Брызгунов и сержант Ринат Сафаргалеев, не просто блестяще справляются со своими обязанностями, но могут в случае необходимости заменить командира, что не раз и демонстрировали.
     Если говорить о военнослужащих переменного состава, то и они, пусть и частично, «виновны» в общем успехе. Дело в том, что качественный уровень курсантов в последнее время стал повышаться. Все больше среди них ребят со средним специальным и даже высшим образованием, у некоторых из них за плечами обучение в школах и на курсах организаций ДОСААФ. Да и сам подход к военной службе меняется на глазах: у военнослужащих по призыву стало все чаще появляться стремление добросовестно отслужить положенный срок.
     Занятия с курсантами ведется по специально разработанной методике. С одной стороны - все традиционно. Вначале теоретическая подготовка, затем - практическое закрепление изученного материала. Последнее, кстати, проводится в полевом классе, где представлены узлы и агрегаты в разрезе, машины и механизмы, на специальных тренажерах, в классах центрального командного пункта машинодрома. При выпуске курсантам вручаются их тетради с конспектами по технической подготовке и созданные в центре памятки механика-водителя. Как показывает практика, в войсках эта «литература» пользуется повышенным спросом: самим выпускникам она чаще всего без надобности, а вот командиры инженерных подразделений, в которые подготовленные здесь специалисты попадают, проявляют к этим «наставлениям» повышенный интерес. Различные методические пособия в войсках имеются, но очень ценятся те из них, которые отвечают современным реалиям.
     - Очень порадовало нас введение в центре новых штатов. Теперь преподавательская работа снята с командиров подразделений, и мы можем больше времени уделить работе с личным составом и общевойсковой подготовке военнослужащих, - майор Евгений Звездин анализирует переход на новый штат.
     Изменение штатного расписания привело к тому, что в рамках учебного отдела центра созданы четыре цикла. А это серьезный преподавательский актив - начальник цикла, старшие преподаватели, преподаватели и вспомогательный персонал (инструкторы, техники, заведующие кабинетами). Именно на этих наиболее подготовленных офицеров и гражданский персонал возложены отныне задачи по организации и проведению учебного процесса. Качественно готовить ежегодно специалистов по 17 профессиям - дело непростое.
     
Дисциплинарные
     рекорды

     - Успех наш был закономерен. Мы старались комплексно решать все проблемные моменты. А где была возможность - заблаговременно эти вопросы предусмотреть, - полковник Владимир Макуха объясняет, как его часть не только смогла стать лучшей в инженерных войсках в минувшем периоде обучения, но и установить своеобразные рекорды. К примеру, за 2009 год в Волжском учебном центре не совершено ни одного преступления или правонарушения. Или - из 19 пришедших в минувшем году в часть молодых офицеров ни один даже не подумал написать рапорт на увольнение или перевод. А вот еще - в прошлом учебном периоде несколько сотен курсантов представляли республики Северо-Кавказского региона. И при этом дисциплину удалось удержать на высоком уровне.
     - Конечно же, пришлось проделать большую работу, - берет слово заместитель командира центра по воспитательной работе подполковник Николай Флора. - Перед военнослужащими неоднократно выступали представители духовенства, родительского комитета, военной прокуратуры. Все они нацеливали курсантов на добросовестное выполнение воинского долга.

     

     На снимках: начальник учебного центра полковник Владимир МАКУХА (второй слева); занятия с личным составом проводит майор Евгений ЗВЕЗДИН.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex