на главную страницу

21 Января 2010 года

Светлая память

Четверг

ПАМЯТИ БОЕВОГО ТОВАРИЩА

Маршал Советского Союза Дмитрий ЯЗОВ.



     Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин выразил глубокие соболезнования в связи с кончиной писателя и публициста В.В.Карпова.
     В телеграмме, адресованной супруге писателя Е.В.Карповой, в частности, говорится:
     «Владимир Васильевич Карпов прожил долгую, насыщенную героическими событиями и творческими свершениями жизнь. Он мужественно преодолел трудности, выпавшие на его долю, с честью прошел сквозь горнило тяжелых испытаний, вписал немало ярких страниц в огненную летопись Великой Отечественной.
     Огромный жизненный и фронтовой опыт, стремление донести до читателей всю правду о прошедшей войне помогли Владимиру Карпову в полной мере реализовать свой талант на литературном поприще, создать целую галерею замечательных произведений.
     Светлая память об этом замечательном человеке, настоящем патриоте и герое навсегда сохранится в сердцах близких, коллег, всех, кто гордится славной историей нашего Отечества».


     Умер Владимир Васильевич Карпов, замечательный русский писатель, внесший неоценимый вклад в художественную литературу о наших Вооруженных Силах. Он сумел философски осмыслить армейские будни, рельефно и правдиво показать, что армия - это неразрывная органическая часть нашего общества, а воин - полноправный его гражданин, творец, созидатель и защитник. Широкую известность получили его повести «Командиры седеют рано», «Не мечом единым», «Маршальский жезл» и другие. Помню, какую большую аудиторию собирали читательские конференции по роману «Вечный бой», в которых мне довелось участвовать во время службы в Среднеазиатском и Дальневосточном военных округах. Да и позже, бывая в войсках, не раз убеждался: круг читателей произведений Владимира Карпова достаточно широк. Показательно, что среди них немало молодых людей. Причем особой популярностью у них пользуются такие исторические произведения писателя, как роман о герое Великой Отечественной генерале армии Петрове, роман о выдающемся полководце, Маршале Советского Союза Жукове, другие исследования о полководцах минувшей войны.
     Большинство произведений Владимира Карпова, посвященных жизни военных, носят документальный и во многом биографический характер. Это, как и в целом его приверженность к военно-исторической теме, вполне закономерно. Четверть века Владимир Васильевич сам отдал службе в Вооруженных Силах. На его долю выпало немало испытаний. Будучи осужденным в апреле 1941 года по доносу однокашника по Ташкентскому пехотному училищу на 5 лет лишения свободы якобы за участие в заговоре против существующего строя, Карпов с первого дня войны посылал многочисленные ходатайства в Москву с просьбой отправить его на фронт. В октябре 1942-го его зачислили в одну из штрафных рот Калининского фронта. А в феврале 1943 года за проявленное отличие в боях с него была снята судимость и сам он переведен в стрелковый полк разведчиком. В разведке Владимир Карпов лично привел 45 и участвовал в захвате 79 «языков» (фронтовики знают, что «нормой» для представления разведчика к высшей воинской награде было 20), получил медаль «За отвагу», орден Красной Звезды, звание старшего лейтенанта, стал командиром отделения, затем взвода разведки. В июне 1944 года он был удостоен звания Героя Советского Союза.
     Вот такую, можно сказать, абсурдную ситуацию прощения за несовершенное преступление пришлось пережить этому мужественному, сильному духом человеку, что тоже явилось своего рода подвигом. Впоследствии Владимир Васильевич проанализирует эту ситуацию в ряде своих произведений.
     Вообще говорить о поистине героической боевой биографии Владимира Карпова непросто. Наверное, не хватит и целой книги. Хотя такая книга - роман «Взять живым!» - есть. Ее написал он сам, за что удостоен премии имени Александра Фадеева. Это была первая книга Карпова, которую я прочитал. Вот строки из нее о том, как был взят один из первых «языков».
     «...Ночь выдалась морозная, снежная. Карпов напряженно вглядывался в нейтральную полосу - погода была очень подходящая для внезапного нападения противника. И вдруг заприметил, что к нашим окопам передвигаются какие-то белые бугорки. Фашисты, одетые в белые маскировочные костюмы! Карпов едва не открыл огонь из станкового пулемета. Но, приглядевшись, понял, что их, вражеских лазутчиков, немного. И они не подозревают, что уже обнаружены.
     Карпов разбудил бойцов, отдыхавших в блиндаже. Они выскользнули в траншею, подготовили оружие, гранаты. Фашисты подползали все ближе. Едва они поднялись, как Карпов застрочил по ним из пулемета. В фашистов полетели гранаты. Враги в панике заметались. Карпова охватил азарт боя - такое бывало и на ринге, когда напрягаешь все силы, чтобы добиться победы. (Во времена курсантской юности В. Карпов был чемпионом Узбекистана и республик Средней Азии по боксу в среднем весе. - Ред.).
     - За мной, ребята! Хватай их! - выскакивая на бруствер, крикнул Карпов. Ему захотелось во что бы то ни стало взять врага живым. Он нагнал последнего из убегавших гитлеровцев и хорошим хуком в челюсть свалил его на снег. Догнал еще одного и нокаутировал ударом левой. Тут подоспели бойцы, поймали еще одного фашиста. Налет на наше боевое охранение закончился крахом. Три «языка» оказались в руках наших разведчиков.
     Карпова вызвали в штаб полка. Командир полка майор Кортунов (ставший впоследствии министром газовой промышленности СССР), глядя на Карпова веселыми глазами, воскликнул: «А у тебя нюх на живого фашиста! Самое ценное качество разведчика!»
     Эти строки дороги мне еще и тем, что напомнили о многом из собственной биографии: будучи старшим лейтенантом, тоже ходил в разведку, брал «языка».
     Осенью 1944 года, оправившись после тяжелого ранения, Владимир Васильевич поступает в Военную академию имени М.В. Фрунзе, затем оканчивает Высшие академические курсы Генерального штаба. До 1954 года он работал в Генеральном штабе и в этот же период окончил вечернее отделение Литературного института имени А.М. Горького. Затем военная стезя увела его в дальние гарнизоны Средней Азии - на Памир и в Каракумы, где он пять лет командовал полком, еще пять лет был заместителем командира дивизии, начальником штаба механизированной дивизии и заместителем начальника своего родного училища в Ташкенте по строевой части. С 1965 года В. Карпов - полковник запаса. Прослужив 25 лет, он уволился в запас, уже будучи членом Союза писателей СССР и автором нескольких книг. В бытность министром обороны мне не раз приходилось встречаться с Владимиром Васильевичем как по службе, так и в домашней обстановке. Он откровенно делился творческими планами, всегда очень внимательно прислушивался к советам и замечаниям по ходу их реализации. Особенно плодотворными в этом плане, по его признанию, были наши контакты во время работы Карпова над книгой «Генералиссимус».
     Горько сознавать, что Владимир Васильевич не встретил 65-летие Великой Победы. Но с нами остаются его книги. Это книги-бойцы. Они и впредь будут благотворно влиять на людей, формируя в их душах чувство любви к своей Отчизне, готовность защищать ее до последней капли крови, всегда быть на высоте тех сложных ратных задач, которые ставит перед нами великая Россия.
     Вечная память тебе, боевой товарищ!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex