на главную страницу

22 Января 2010 года

Армия и общество

Пятница

АСЫ ПЕРЕХВАТА

Александр ПИНЧУК, «Красная звезда». Фото автора. Хотилово - Москва.



Важнейшие боевые свойства истребительной авиации (ИА) ПВО - маневренность, высокие огневые возможности, способность уничтожать воздушные цели днем и ночью, в различных метеорологических условиях, на дальних подступах от прикрываемых объектов. Главные принципы боевого применения ИА - быстрый маневр, массирование сил на наиболее важных направлениях и внезапность действий.

     ...После общего построения личного состава на плацу авиабазы Хотилово летный состав собрался в классе штаба. Командир авиационной базы полковник Валерий Кныш проводил беседу. Несколько раз в аудитории раздавался дружный смех летчиков.
     В тот день полеты были отменены. Ударили настоящие крещенские морозы. Рулежные полосы за выходные сильно обледенели. При этом сама взлетно-посадочная полоса, считающаяся лучшей в Военно-воздушных силах, была подготовлена практически идеально. Однако, чтобы не рисковать при рулении самолетов на ВПП со стоянок, было принято решение отложить полеты на следующий день.
     Кроме ВПП летчики в Хотилово гордятся командно-диспетчерским пунктом, выполненным по всем новым технологиям и оснащенным компьютеризированной системой управления полетами.
     В настоящее время личный состав авиабазы несет боевое дежурство по охране и обороне воздушных границ города Москвы и Центрального промышленного района РФ. Экипажи неоднократно принимали участие в учениях, в том числе «Запад-2009», где отрабатывали вопросы перехвата воздушных целей. Кроме того, каждый год проводятся боевые стрельбы на полигонах Ашулук и Ладога, где повышается мастерство летчиков базы.
     За время службы полковника Валерия Кныша в должности командира истребительного авиационного полка в Хотилово, а в новом облике - авиабазы Хотилово, структурные изменения происходили неоднократно. Полк становился то двухэскадрильного состава, то - трехэскадрильного.
     В общем, с переходом на новый облик Вооруженных Сил РФ полк стал авиабазой в составе Оперативно-стратегического командования Воздушно-космической обороны ВВС, то есть переформированного Командования специального назначения. Укрупнившись, авиабаза приняла из Бежецкого истребительного авиационного полка эскадрилью Су-27. А в Бежецке осталась авиакомендатура, структурно вошедшая в состав авиабазы Хотилово.
     Пока шла наша беседа, окна здания содрогались от рева двигателей МиГ-31 и Су-27: взлетали и садились истребители. Летчики и штурманы выполняли полеты по программе восстановления утраченных навыков, готовились к несению боевого дежурства днем и ночью, а также выполняли полеты на квалификационную категорию. Некоторые экипажи отрабатывали посадку, другие - перехват учебной цели, запущенной с другого МиГ-31. Захват мишени, тактический пуск - и цель уничтожена. Таков примерный алгоритм выполнения упражнения.
     Как говорят сами авиаторы противовоздушной обороны, истребитель-перехватчик МиГ-31 остался в Военно-воздушных силах, пожалуй, единственным самолетом, применяемым по его непосредственному назначению. Среди других машин истребительной авиации он один из наиболее тяжелых. При взлете тяга двигателей у МиГ-31 на несколько единиц больше, чем, например, у Су-27. Из-за своих во многом уникальных характеристик и состава экипажа (летчик и штурман) МиГ-31 - единственный из истребителей, который называют кораблем. А еще летчики и штурманы ласково называют МиГ-31 «утюгом»... Возможно, форма планера самолета чем-то и напоминает этот предмет.
     В новых условиях службы у летного состава появились дополнительные служебные нагрузки. Штурман авиационного отряда капитан Владимир Барсуков совмещает свою летную работу с воспитательной. Он нештатный заместитель командира эскадрильи по воспитательной работе. Раз в месяц проводит с личным составом лекции и занятия по общественно-государственной подготовке.
     Помимо этого на авиабазе введена практика ответственных офицеров. По утвержденному заранее графику они несут дежурство в подразделении, где проходят службу военнослужащие по призыву. По мнению капитана Барсукова, дежурство в подразделении - вынужденная мера, и командование идет на это, чтобы ситуация в казармах находилась под контролем. Практически за каждым летчиком и штурманом сейчас закреплен «свой» взвод, так как количество призываемых военнослужащих увеличилось в полтора-два раза. А офицеров, которые должны непосредственно ими заниматься, не хватает.
     Положительной стороной реформирования полковник Кныш назвал оптимизацию управления внутри авиабазы. Теперь авиационно-техническая база и отдельный батальон связи подчинены командиру базы и не являются самостоятельными войсковыми частями. Сейчас полковник Кныш имеет полное право спрашивать и требовать, что называется, по полной программе со своих подчиненных, что ранее было в какой-то степени затруднено. По мнению командира авиационной базы, руководить подразделениями обеспечения стало проще. По сути, появился заместитель по тылу и командир батальона связи, подчиняющийся командиру авиабазы.
     В то же время увеличился документооборот. Если раньше рабочий день у командира завершался в 18.00-19.00, то сейчас - на два-три часа позже.
     Достаточно сложно обстоят дела с техническим составом. Далеко не все военнослужащие изъявляют желание обучаться в учебном центре и после выпуска из него становиться сержантами. Это в первую очередь касается таких категорий военноcлужащих-техников, как прапорщики и офицеры - выпускники военных вузов среднего специального образования.
     В последние годы проблем с топливом нет. Однако естественное старение техники не позволяет использовать ее на максимальных возможностях по скоростям. Хотя в реальных боевых условиях, конечно, об этом никто думать не будет. Любой экипаж выполнит поставленную задачу так, как этого будет требовать обстановка, считает полковник Кныш.
     Что касается налета, то он уже давно стабилен и находится на уровне 60-80 часов, а у комэска-инструктора и 100 часов в год. Те времена, когда налетать 20 часов считалось за счастье, уже давно прошли. Летную программу осваивают все экипажи, подчеркнул командир базы. Сейчас на всей авиабазе остался только один нелетающий летчик, который просто изъявил желание служить на МиГ-29 и теперь ждет перевода в другую часть.
     Заместитель командира авиaбазы по летной подготовке подполковник Александр Сидоров - надежный помощник командира. Именно он два года назад на аэродроме Дорохово вместе с подполковником Костенюком сажал неисправный Су-27 на «брюхо», уводя полностью обесточенный самолет от населенных пунктов. Тогда обошлось без катапультирования и жертв. А летчики были награждены орденом Мужества.
     ...Тем временем продолжались полеты. На аэродроме все четко и отлаженно. Техники делают свою работу, летчики в соответствии с таблицей полетов готовятся к вылету. Погода выдалась хорошая. Морозный день (температура воздуха порядка минус 30 градусов). Разведчик погоды после приземления доложил, что в небе есть небольшие перистые облака. Летчики довольны, возвращаясь в учебный корпус после вылета. Подполковник Сидоров шутит, смотря на ясное небо: «Облачность до 2.000 метров - ничего не видно!» У коллег эта ирония вызывает улыбки и смех...
     Обучение молодежи на авиабазе находится на высоком уровне. Формируются группы выпускников летного училища и по мере подготовки каждого отправляются либо в Котлас, либо в Саваслейку на сборы. Иногда они проводятся и на базе Хотилово, как это было два года назад.
     Между тем командир корабля лейтенант Заур Шаушев, выпускник Краснодарского ВВАУЛ 2008 года, по решению командования не отправлялся на сборы. Они ему просто не понадобились, так как он в рамках общей подготовки шел впереди многих своих сослуживцев. Так, сейчас Заур сдал на 3-й класс, успешно освоил программу полетов днем в простых и сложных метеоусловиях, в ближайшее время будет приступать к подготовке к полетам ночью.
     Если раньше на МиГ-31 не брали летчика ниже 2-го класса, то сегодня, по словам полковника Валерия Кныша, многие из молодежи и без классности отлично пилотируют истребитель и справляются с тем уровнем задач, который им предписан по программе подготовки на 3-ю квалификационную категорию и выше. При этом не так давно, по словам командира базы, приходилось ждать по 3-5 лет, пока летчик займет свое место в строю.
     Молодых летчиков обычно «обкатывают» на стрельбах на полигоне Ладога. Уже в марте этого года им предстоят маневры с боевым применением в составе авиабазы.
     Что ж, остается пожелать всем авиаторам авиабазы Хотилово чистого неба над головой и летной удачи.
     На снимке: командир авиационной базы полковник В. КНЫШ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex