на главную страницу

23 Января 2010 года

Армия и общество

Суббота

Штурман – работа творческая

Светлана БЕЛОЦКАЯ, «Красная звезда».
Фото Олега ЩЕБЛЫКИНА и автора.



309 лет назад по указу Петра I в России была создана школа математических и навигацких наук (Навигацкая школа). С тех пор 25 января считается официальной датой основания Штурманской службы Российского флота. В канун Дня штурмана ВМФ «Красная звезда» беседует с главным штурманом Балтийского флота капитаном 1 ранга Эдуардом ЛУЙКОМ.


     - Штурман - это тот специалист, без которого не может обойтись ни один корабль?
     - У нас говорят так: выйти в море может любой моряк, а вот привести корабль обратно в порт - только штурман. Недаром необходимость таких специалистов была признана еще в петровские времена. Это действительно специальность, которой можно гордиться, это ответственная и творческая работа каждый день - и в море, и на берегу. Подготовка корабля к дальнему походу - это объемная работа с навигационными картами, с лоциями, особенно если осваивается новый морской район.
     


     

     Уважаемые товарищи матросы и старшины, мичманы, офицеры и адмиралы!
     Дорогие ветераны!
     25 января в Военно-морском флоте отмечается День штурмана.
     В указе Петра Первого от 25 января 1701 года говорится: «Быть навигацких, то есть мореходных искусств учению». Этот день в истории Военно-морского флота стал днем рождения штурманской службы Российского флота, который чтят многие поколения военных моряков.
     От знания и умения штурманов всегда в огромной степени зависел исход дальних походов, географических открытий и морских сражений. О подвигах и славе российских моряков говорят названия на карте мира, которые увековечили память о тех, кто прославил наше Отечество.
     Россия с древнейших времен была и остается великой морской державой, и история флота тесно связана с историей навигации и кораблевождения. Неоценимую лепту в развитие штурманского дела внесли великие русские ученые М.В. Ломоносов, П.К. Пахтусов, В.В. Каврайский и многие другие выдающиеся сыны Отчизны.
     Многие известные военачальники начинали свою службу с должности штурмана. Среди них такие прославленные флотоводцы, как Адмиралы Флота Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов и Сергей Григорьевич Горшков, которые заложили основу современного Военно-морского флота.
     Лучшие традиции школы российского штурманского искусства сегодня поддерживаются, сохраняются и развиваются. Молодые представители этой почетной военной специальности достойно несут штурманскую вахту на просторах Мирового океана, внося огромный вклад в повышение боевой готовности кораблей Военно-морского флота.
     На современном этапе, который характеризуется автоматизацией решения задач кораблевождения, в целях повышения боевой готовности кораблей продолжается работа по совершенствованию существующих методов и поиску новых способов решения навигационных задач. Сегодня внедряются в практику новейшие методики решения задач кораблевождения при плавании во всех широтах, активно ведется освоение электронной информационной навигационной системы.
     Товарищи! Современный Военно-морской флот держится на вашем самоотверженном труде, ваших знаниях и профессиональном мастерстве. Слова благодарности ветеранам, которые передают свои знания, умения и опыт молодежи.
     Поздравляю вас с Днем штурмана.

     Желаю вам крепкого здоровья, семейного счастья и благополучия, успехов в вашем нелегком, но так необходимом Родине и флоту труде!
     

     
С уважением
     главнокомандующий Военно-морским флотом РФ
     адмирал Владимир ВЫСОЦКИЙ.

     


     Ведь именно штурман первым изучает этот театр действий, чтобы оказать помощь командиру корабля, вахтенным офицерам и всем остальным службам разработать специальные планшеты, определить и установить меры безопасности, чтобы ничто не помешало кораблю в море выполнить все поставленные задачи. Вот это я и называю творческой работой штурмана. Может быть, поэтому именно штурманская служба дает впоследствии так много командиров кораблей. Например, штурман эсминца «Настойчивый» капитан-лейтенант Роман Дроздов два года подряд был назван лучшим штурманом Балтийского флота, а сейчас назначен старшим помощником на новейший корабль «Ярослав Мудрый». Кстати, у нас успешно служат и выпускники Балтийской государственной академии (БГА) рыбопромыслового флота. Так, флагманский штурман Балтийской базы капитан 2 ранга Роман Пистанюк и флагманский штурман дивизии надводных кораблей капитан 2 ранга Андрей Мухонько – выпускники БГА. Попали по распределению и собственному желанию в бригаду ракетных катеров, там прошли становление, а сейчас возглавляют штурманские службы таких вот крупных соединений. Эта профессия как никакая другая учит принимать взвешенные решения. Наверное, поэтому штурманы и свой жизненный путь строят по принципам навигационной прокладки, стараясь учесть все наиболее опасные участки и маршруты, просчитать риски и серьезно подготовиться к плаванию в океане жизни.
     - Эдуард Эндельевич, как бы вы обозначили главную задачу штурманской службы?
     - Штурманские службы соединений подводных лодок, десантных и противолодочных кораблей, бригады ракетных катеров в Балтийске и Кронштадте, конечно, имеют свою специфику. Но везде главная задача штурманов – обеспечение безаварийного выхода кораблей в море.
     - Насколько эффективно удалось решить эту задачу в завершившемся году?
     - Каждый год имеет свои особенности. Минувший был отмечен проведением на Балтике масштабных оперативно-стратегических учений «Запад-2009» под руководством Верховного Главнокомандующего РФ. Интенсивность подготовки кораблей и значительное количество ходовых суток в море потребовали от штурманов проявления их лучших морских и специальных качеств. Анализ итогов учения показывает, что штурманские службы Балтфлота, Черноморского и Северного флотов, которые принимали участие в стратегических учениях, с поставленными задачами справились. Не допущено ни единого случая навигационной аварийности. А это значит, что и гидрографическое, и навигационное обеспечение сработало эффективно. Подобные стратегические учения будут проводиться на Военно-морском флоте и в будущем, что требует от штурманов максимальной отдачи, умения решать конкретные задачи в сжатые сроки.
     Безаварийность судовождения можно назвать основной характеристикой работы нашей службы в течение всего 2009 года. Но то, что на Балтийском флоте не допущено навигационных происшествий – совсем не простые слова. За ними повседневная деятельность многих людей, которые предпринимают меры организационного и технического характера, чтобы предотвратить любые происшествия и устранить всякие предпосылки к возникновению аварийных ситуаций. После каждого выхода в море мы производим детальный разбор всех обстоятельств и допущенных недостатков, предупреждая таким образом навигационную аварийность, которая может повлечь за собой вывод из строя корабля, оружия и личного состава.
     Балтийский флот – старейший флот России, и он традиционно является испытательной площадкой для освоения новых кораблей, новой техники, в том числе и навигационной. Сегодня продолжаются испытания нового сторожевого корабля «Ярослав Мудрый» и многоцелевого корвета нового поколения «Стерегущий», на завершающем этапе – подготовка к передаче в состав Военно-морского флота подводной лодки «Санкт-Петербург». Наши штурманы активно осваивают здесь новую навигационную технику. Их опытная эксплуатация и анализ существующих недоработок помогают значительно улучшить боевые и навигационные возможности этих судов. Важно и то, что названные корабли остаются в составе Балтийского флота.
     В прошлом году корабль Балтфлота – сторожевик «Неустрашимый» – первым в российском флоте осуществил миротворческую деятельность у берегов Сомали. Да и сегодня он вновь направляется в район Аденского залива, чтобы противодействовать сомалийским пиратам. Для штурманов, которые идут на кораблях далеко и в неизвестный морской театр, это большая ответственность по их подготовке, по изучению района плавания, лоций, особенностей захода в иностранные порты. Первым всегда тяжелее. Сейчас на борту «Неустрашимого» подготовленные опытные штурманы – флагманский штурман бригады надводных кораблей капитан-лейтенант Максим Филинов, капитан-лейтенант Максим Дуб. Они выполняли задачу и в прошлом году на «Неустрашимом» в том же районе – надеюсь, что полученный опыт станет гарантией их максимально эффективной работы. Ведь здесь задача штурмана связана с точным движением корабля по установленному пути следования для сопровождения судов, которые идут в караване. Ну а кроме того – постоянное наблюдение за обстановкой, координирование не только проводимых судов, но и всех внезапно появляющихся быстроходных целей, документирование на карте обстоятельств их плавания и выработка рекомендаций командиру для маневрирования по защите судов от пиратов. В море всегда нужно быть начеку и уметь своевременно реагировать на любые внезапные ситуации.
     Возвращаясь к кратким итогам года, добавлю, что в минувшем году число дальних походов и визитов в иностранные порты на Балтфлоте сокращено. Но по количеству пройденных миль и часов в море наплаванность кораблей и судов не сократилась, она увеличилась, только уже не в учебных целях, а для решения боевых задач. Наши корабли перешли к реальным действиям по защите судоходства. Следовательно, главной задачей штурманской службы становится подготовка офицеров на фоне решения боевых задач.
     - Навигационные особенности театра свои на каждом флоте. Каковы они на Балтийском?
     - Пространство внутреннего Балтийского моря достаточно ограничено, выйти в Северное море и дальше в океан наши корабли не могут, не пройдя проливную зону, а навигационная обстановка в зоне Балтийских проливов весьма непроста. Здесь очень много островов, мелей, мостов, близко берег. Для штурмана это сложная и ответственная задача – вести корабль в таких условиях.
     - Что тем более повышает требования к профессионализму офицеров штурманской службы...
     - Специфика военных штурманов отличается от гражданских судоводителей тем, что они выполняют задачи боевого кораблевождения. Кроме того, обеспечивают выработку и выдачу тех навигационных данных, которые требуются оружию. От этого зависит точность поражения цели. Но, к сожалению, сегодняшний уровень подготовки выпускников не соответствует тем требованиям, которые сейчас имеются. Нам приходится долгое время доучивать выпускников вузов. Для этого специально планируем штурманские походы на боевых корабля, танкерах, судах с гражданскими экипажами. Мы просто «подсаживаем» молодых офицеров-штурманов на суда вспомогательного флота, которые выходят в Атлантику. Практическую помощь лейтенантам в этих походах оказывают флагманские штурманы.
     Очень эффективную подготовку штурманов по специальности дают высшие офицерские классы, здесь очень хорошая школа, традиции и высокие требования.
     Благодаря тесному контакту с Балтийской государственной академией рыбопромыслового флота мы имеем возможность использовать их учебно-техническую базу для подготовки своих штурманов. Здесь они получают практические навыки эксплуатации аппаратуры ГМССБ – глобальной морской системы связи при бедствиях на море. Аппаратура очень эффективна для решения именно навигационного обеспечения плавания кораблей. Она имеет возможность принимать прогнозы погоды в системе всемирной службы навигационных предупреждений, вести навигационное оповещение оперативно, по районам судоходства, с высокой эффективностью и оправдываемостью. К сожалению, выпускники вузов часто просто не готовы к ее эксплуатации. Но хочу особо отметить, что к проблеме подготовки штурманских кадров с пониманием относятся Главный штурман Военно-морского флота Александр Шеметов и начальник Военного учебно-научного центра Адам Римашевский. Сегодня программы и требования подготовки штурманов кардинально меняются.
     - Эдуард Эндельевич, какие еще проблемы штурманской службы Балтфлота вы могли бы отметить?
     - Низкий уровень знания английского языка и недостаток современной навигационной техники.
     - Поясните, пожалуйста.
     - Как известно, именно английский язык является основным разговорным в море. Мы же постоянно сталкиваемся с тем, что офицеры не владеют в должной мере этим языком и вынуждены обучать штурманов деловому морскому английскому языку для общения, для работы с лоцманом и для выполнения указаний в системах судовых сообщений в Балтийских проливах.
     Что касается технического обеспечения, то 5 лет назад мы начали опытную эксплуатацию новейшей на то время навигационной техники – универсальной электронной навигационной системы «Сегмент» с комплектом электронных навигационных карт, с отображением в реальном масштабе времени местонахождение корабля на этой карте и рядом других возможностей решения навигационных задач. Все это время аппаратура активно использовалась на наших кораблях, в период несения боевых служб. Сейчас она уже начала поступать штатно, и мы готовы к ее эксплуатации. В настоящий момент на Балтфлоте 8 комплектов такой аппаратуры. Хотя, конечно, этого недостаточно, потому что требования к точности навигации выросли на порядок. Поэтому сегодня самое важное – своевременно корректировать программы подготовки и эффективно внедрять новую технику для решения конкретных задач. Чем мы и занимаемся.
     - Каким обещает быть для штурманской службы Балтийского флота наступивший 2010 год?
     - Мы продолжим изучение морского театра, но особенностью наступившего года станет подготовка к учениям «Восток-2010» и выполнение кораблями Балтийского флота задач в новых океанских районах. Мы уже начали готовиться к этим дальним походам.
     - О каких новых районах идет речь?
     - Это Индийский и Тихий океаны. На Балтийском флоте строились корабли, которые затем передавались на Тихоокеанский и Черноморский флот, но у наших кораблей и офицеров пока такого опыта нет. Поэтому сейчас основная работа штурманов – собрать достаточный материал для подготовки к этим походам, изучить детально театр плавания, особенности навигационно-гидрографического обеспечения для оказания в дальнейшем помощи командирам кораблей и вахтенным офицерам. Это главная новая задача, которую ставит перед нами год. Ну а боевые службы, дальние походы в нашей зоне, походы судов вспомогательного флота, боевая подготовка, испытания новых кораблей, которые сейчас строятся, – все это задачи традиционные, они также будут решаться.

     

     На снимках: Штурманская практика будущих офицеров Российского флота; главный штурман Балтийского флота капитан 1 ранга Эдуард ЛУЙК; на сторожевом корабле БФ «Ярослав Мудрый».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex