на главную страницу

26 Января 2010 года

Тема номера

Вторник

НА ВАХТЕ «НЕУСТРАШИМЫЙ»

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда». Фото автора.



Большой противолодочный корабль Северного флота «Адмирал Чабаненко» передал функции обеспечения безопасности мореплавания в районе Африканского Рога сторожевому кораблю Балтийского флота «Неустрашимый».


     Моряки-балтийцы уже успешно провели первый конвой гражданских судов через опасные районы Аденского залива и Африканского Рога. В конвой входило 12 судов под флагами различных государств. На некоторых из них в составе экипажей были граждане РФ.
     «Неустрашимый» продолжит выполнение возложенной на него миссии. Материальная часть и вооружение корабля функционируют нормально. Экипаж здоров и несет вахту по расписанию.
     Напомним, что в соответствии с поручением Президента Российской Федерации и резолюцией Совета Безопасности ООН наши корабли с октября 2008 года осуществляют сопровождение российских и иностранных торговых судов, обеспечивая безопасность морского судоходства у побережья Сомали. В числе тех боевых единиц, которым доводилось в разное время решать эти задачи, были тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», большие противолодочные корабли «Адмирал Левченко», «Адмирал Виноградов», «Адмирал Пантелеев», «Адмирал Трибуц». Действия кораблей обеспечивали танкеры «Борис Бутома», «Лена», «Печенга», «Ижора», «Иркут», спасательные буксиры «Фотий Крылов» и МБ-37. «Неустрашимый» уже во второй раз выполняет подобные задачи. Этот СКР был первым нашим кораблем, который нес вахты по охране гражданских судов от нападений пиратов.
     Всего же по маршруту из Аденского залива в Аравийское море и обратно в составе караванов нашими кораблями сопровождено порядка 200 российских и иностранных судов, предотвращено несколько попыток захвата судов флибустьерами ХХI века. Вклад Военно-морского флота России в коллективные усилия международного сообщества по борьбе с пиратами у берегов Сомали некоторое время назад высоко оценил, в частности, Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. В его докладе Совету Безопасности ООН говорилось о том, что операции по защите судов и граждан от актов пиратства и вооруженного разбоя на море у побережья Сомали и в Аденском заливе проводятся в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву и резолюциями Совета Безопасности, разрешающими странам применять силу для подавления морского разбоя у берегов Сомали.
     Тем временем количество нападений на морские суда со стороны пиратов не снижается. Несколько подобных случаев зарегистрировано уже в этом году. В году минувшем было зафиксировано 406 пиратских нападений на гражданские суда, что на 39 процентов превысило показатели 2008 года. Более половины инцидентов связаны с действиями сомалийских пиратов. Причем количество нападений современных флибустьеров увеличивается уже четвертый год подряд. По данным Международного морского агентства, в последней четверти 2009 года пираты переместили свою активность из Аденского залива, где несут вахты корабли ряда стран мира, в том числе и России, к непатрулируемому восточному побережью Сомали, где с октября зафиксировано 33 нападения на суда и 13 захватов.
     Всего за прошлый год пиратам удалось захватить около полусотни судов с 1.052 членами команд на борту. Восемь моряков были убиты и 68 получили ранения. Вот некоторые из судов, что в настоящее время находятся в плену у пиратов. Сухогруз Filitsa под флагом Маршалловых Островов с гражданами Греции и Филиппин, захваченный в 500 морских милях к северо-востоку от Сейшельских островов во время перехода из Кувейта в ЮАР. Химовоз Theresa VIII с 28 гражданами КНДР, попавший в плен на юге Аравийского моря к северо-западу от Сейшельских островов; по некоторым сведениям, капитан судна скончался от огнестрельных ран, полученных при захвате судна пиратами. Танкер Maran Centaurus с 2 гражданами Украины, 16 гражданами Филиппин, 9 гражданами Греции, 1 гражданином Румынии и примерно 2 миллионами баррелей сырой нефти на борту захвачен во время перехода из Кувейта в Мексиканский залив. Индийское судно Neseya с 13 гражданами Индии захвачено в декабре 2009 года у порта Кисмайо на юге Сомали. Йеменское судно Socotra1 с 6 гражданами Йемена на борту попало в плен в самом конце декабря 2009 года в Аденском заливе. В числе тех судов, что были захвачены пиратами, также числятся химовоз St James Park под флагом Великобритании с гражданами России, Украины, Индии, Болгарии, Турции, Филиппин, Румынии, Грузии и Польши и судно Navios Apollon под флагом Панамы с 19 членами экипажа...
     О том, что победить пиратство сегодня крайне сложно, заявляют различные международные специалисты. В частности, командующий ВМС Великобритании адмирал Марк Стэнхоп, отметив, что борьба международного флота с пиратами в районе Африканского Рога ведется успешно, в то же время подчеркнул, что к полному искоренению пиратства она не приведет. По словам Стэнхопа, истребить пиратство на площади 1,1 миллиона квадратных миль не под силу даже международному флоту. «Благодаря высокой численности сил флотов нам удалось значительно снизить количество успешных нападений пиратов на суда. ВМС стран мира делают все возможное в этом огромном регионе, но устранить сам источник пиратства они не смогут никогда», - подчеркнул Стэнхоп.
     Пиратство у берегов Сомали обусловлено гражданской войной, нищетой и практически полным отсутствием возможностей законного труда в этом государстве. С конца 2008 года в Красном море, Аденском заливе и части Индийского океана борьбу с пиратами ведут корабли ряда стран.
     В свою очередь известная лондонская брокерская компания ICAP Shipping считает, что, возможно, весь Индийский океан необходимо включить в зону военного риска, что повлечет за собой резкий рост стоимости страхования и в конечном счете приведет к росту расходов судовладельцев и фрахтователей.
     Количество пиратских нападений также выросло в Южной Америке, где в ушедшем году было зафиксировано 37 подобных инцидентов. Также увеличилось количество пиратских нападений в Бангладеш, Южно-Китайском море и Сингапурском проливе.
     Стало известно и о том, что новая система оповещения для борьбы с пиратством, которая поможет значительно сократить время реагирования военных кораблей на угрозу приближения пиратов к гражданскому судну, начала действовать в Аденском заливе. SSRS (Ship Security Reporting System) использует и дополняет уже существующую систему SSAS (Ship Security Alert System), которая сейчас работает на 50 тысячах судов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex