на главную страницу

27 Января 2010 года

Родом из СССР

Среда

СЫН ОТЕЧЕСТВА

Сергей ВАСИЛЬЕВ, «Красная звезда».
Фото из личного архива генерал-лейтенанта запаса Владимира Чиковани.



«Красная звезда» уже рассказывала о воспитаннике Тбилисского нахимовского военно-морского училища генерал-лейтенанте запаса Владимире Чиковани. На такое не вполне обычное для газетного формата повествование меня подвигло то, что на одном из сайтов, посвященном выпускникам ТНВМУ, прочитал: «В.О. Чиковани - нахимовец с неимоверно сложной служебной судьбой». К этому я бы добавил, отразившей как в зеркале судьбы многих тысяч советских офицеров, в одночасье, в декабре 1991 года, оказавшимися гражданами почти двух десятков новых государственных образований. В Москве он был заместителем начальника Штаба по координации военного сотрудничества государств - участников СНГ. Одновременно Владимир Окропирович являлся военным атташе Грузии в странах Содружества...

     ДЕТСТВО Володя Чиковани провел в Грузии, куда родители Окропир Ивлианович и Нина Михайловна, познакомившиеся в Саратовском государственном медицинском институте, получили распределение. Непродолжительное время они работали в Арамянцевской больнице в Тбилиси, где и родился Чиковани-младший. Однако вскоре руководство страны провозгласило лозунг «Врач на деревню», и молодых специалистов направили в Абхазию.
     С началом Великой Отечественной войны курортный район стал фронтовым тылом, его больницы - военными госпиталями, а Чиковани-старший, военврач 3 ранга, - их главным врачом. Окропир Ивлианович пользовался большим авторитетом среди населения. Мать, также военный врач, работала главврачом в гарнизонной поликлинике в местечке Кодори, близ деревни Варча в Сухумском районе, где дислоцировалось большое количество воинских частей. После ее скоропостижной смерти по просьбе варчинских жителей «оставить любимого доктора с ними» ее похоронили на местном кладбище. Володе в то время было всего лишь пять лет.
     Прошло время. Отец женился во второй раз на доброй и прекрасной души женщине Нали Михайловне Маргания, которую и ныне Владимир Окропирович не называет мачехой: столь близким человеком она для него оказалась.
     Однако вскоре судьба вновь ударила восьмилетнего мальчика: в 1946 году Володя стал сиротой. Его забрали к себе на воспитание отцовские родители - бабушка и дедушка.
     - Детство было трудным, голодным, - вспоминает генерал-лейтенант запаса Владимир Чиковани. - Как выжили, не знаю. В пять часов утра меня, еще сонного, бабушка Нюра ставила в очередь за хлебом. К 16 часам я получал его по карточке и еще доплачивал
     1 рубль и 60 копеек. В итоге выходила буханка серого хлеба с небольшим довеском. Полдовеска съедал по пути домой. Меня не ругали, так как это была награда за стояние в очереди. С тех пор мерой ценности продаваемых вещей и предметов для меня стал хлеб. Когда говорят, что пластмассовая детская погремушка стоит сто рублей, значит - это десять буханок хлеба. Ничего не поделаешь - наследство того времени.
     Бабушка с дедушкой обратились с письмом в ЦК ВКП(б) с просьбой определить их внука, «сына замечательных людей», в суворовское военное училище. Вот так в 1950 году Владимир стал воспитанником Нахимовского военно-морского училища, созданного в Тбилиси по распоряжению Правительства СССР.
     - Определение меня в училище, - рассказывает Владимир Окропирович, - было сродни вхождению в рай! Сейчас часто думаю о том, что как все же были мудры государственные деятели того времени, сумевшие создать условия для проживания, образования, воспитания и развития обездоленных детей.
     НО ГЛАВНОЕ, что дало Тбилисское нахимовское военно-морское училище воспитаннику Чиковани и его однокашникам-сверстникам, другим питомцам училища разных лет, не по-детски испившим злую чашу лихолетья, - это надежду на достойную жизнь в будущем, на то, что страна не отбросит их на обочину вновь зарождающейся жизни.
     - Нас в прямом смысле спасли, - говорит Чиковани. - Нас воспитали настоящими людьми, защитниками Родины. Мы всегда были готовы на самопожертвование ради нее. Я часто сравниваю свою жизнь с историей спартанцев: они были щитом общества. А мы - своего народа. И я очень горд и доволен тем, что в свое время был нахимовцем, затем - офицером. Однако самая главная заслуга Нахимовского военно-морского училища, считаю, в том, что я стал полноценным человеком общества. Как, впрочем, и многие мои однокашники - тбилисские нахимовцы.
     Широко известны данные, что суворовские, нахимовские и иные специальные военные училища и школы воспитали 65 Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда и Героев России и более 1.000 генералов и адмиралов. Четверо из них стали заместителями министра обороны; более 20 - командующими войсками военных округов, флотами и их заместителями; более 100 - командующими армиями и представителями командного состава оперативно-стратегического уровня. Эти училища дали «путевку в жизнь» двум академикам Российской академии наук, около 500 докторам наук, десяти народным артистам СССР и России. Они воспитали целую плеяду известных творческих работников, более тридцати чемпионов и призеров Олимпийских игр, десятки чемпионов мира и тысячи мастеров спорта.
     - Приятно осознавать, - делится сокровенными мыслями Владимир Окропирович, - что принадлежу к категории людей, взращенных государством для государства. И тем обиднее слышать в средствах массовой информации о реформах в этих «кузницах», которые выхолащивают традиции дисциплины, чести, готовности к самопожертвованию во имя высших целей и Родины!
     Дальнейшее образование Чиковани получил в Кронштадтском техническом военно-морском училище связи и Военно-инженерной академии имени А.Ф. Можайского. Это позволило офицеру стать инженером радиотехнических космических наземных и бортовых комплексов, послужило основой его вовлечения в новую область человеческой деятельности - освоение космического пространства.
     Летом 1960 года Чиковани для прохождения службы направили на ракетный полигон, строительство которого полным ходом шло в Казахстане. Его географическое название - Тюра-Там. Однако то был славный период зарождения будущего космодрома Байконур, известного теперь всему миру. Служба и работа офицера, как и всего коллектива полигона, были направлены на организацию космических полетов. Он был среди непосредственных участников подготовки запуска первых космонавтов страны: Юрия Гагарина, Германа Титова, Андриана Николаева, Павла Поповича, Валерия Быковского, Владимира Комарова, Бориса Егорова и Константина Феоктистова.
     В 1966 ГОДУ он отправился служить на Камчатку. На полигоне, служившем для приема головных частей баллистических ракет после испытательных и тренировочных запусков и контроля параметров их входа в атмосферу и точности попадания, Чиковани назначили начальником телеметрической станции «Трал» на измерительном пункте № 12 - самой дальней точке в поселке Ука. Это был в прямом смысле край света.
     И вот на далеко не совершенной телеметрической станции капитан технической службы Владимир Чиковани сумел в метровом частотном диапазоне получить телеметрическую информацию через плазму, окутывавшую в плотных слоях атмосферы летящий к Земле космический объект. Покрытый огненной «рубашкой», летящий объект был радионепрозрачным (невидимым) для служб наблюдения и управления наземного комплекса. Поэтому сведения Чиковани стали большой удачей для ученых, занимавшихся поиском решения проблемы связи с объектом или кораблем на плазменном участке траектории их полета в космическом пространстве.
     Летом 1974 года, уже майора-инженера Чиковани назначили первым командиром воинской части, образованной специальным постановлением правительства и приказом министра обороны СССР. Она предназначалась для испытания новейшей в ту пору радиоэлектронной системы, главной особенностью и ценностью которой было то, что она с точностью до десяти метров определяла координаты точки встречи космического объекта с поверхностью Земли в момент их соприкосновения.
     К назначенному сроку воины установили новую систему, и она начала давать результаты. С ее помощью была подтверждена и продемонстрирована на практике небывалая точность стрельбы советских межконтинентальных баллистических ракет.
     Вот так научно-технические достижения огромного коллектива ученых и конструкторов, проверенные на практике в далеких от Москвы воинских частях, одной из которых командовал майор-инженер Владимир Чиковани, обеспечили стране приоритет в обладании сверхточным космическим оружием.
     - Наука и все работы в космической области в то время были технологически прорывными, - вспоминает Владимир Окропирович. - Страна жила и дышала космосом. Однако советское руководство всему этому придало политическую подоплеку. Достижения страны в космосе трактовали как великое достижение социалистического государственного строя и его безусловное преимущество перед капитализмом. С одной стороны, бюджетных проблем у космической отрасли СССР не было, а с другой - наше отставание от космических достижений США нам не простилось бы.
     КОСМОС тогда стал основным полигоном «холодной войны», в которую вступили бывшие союзники по антигитлеровской коалиции СССР и США, создав в мире двуполярную систему государственных отношений. В гонке за паритет было допущено много просчетов. В спешке не очень рационально тратились миллиардные средства на все новые и новые технические и электронные системы, которые после пусков сразу же устаревали и требовали обновления. К сожалению, в таком «соревновании» гибли космонавты, военнослужащие стартовых позиций и даже руководство космического полигона Байконур. Чиковани не раз оказывался свидетелем этих трагедий. Как бы то ни было, тогда Советский Союз оставил американцев далеко позади себя на почти десяток лет.
     А свой богатый практический опыт, который был сродни экспериментаторскому творчеству, Владимир Окропирович успешно использовал во время учебы в Военно-инженерной академии имени А.Ф. Можайского. Материалы его дипломной работы, посвященной получению разных видов информации через плазму в абсолютно новом для того времени радио- и рентгеновском частотном диапазоне, сразу же были востребованы конструкторами ракетной техники и специалистами систем управления. А затем...
     - Распад СССР застал меня в Грузии, - рассказывает генерал-лейтенант запаса Чиковани. - И я стал свидетелем того, как тяжело приходится людям в век перемен. Особенно тогда, когда эйфория, связанная с политической новизной, сменяется жизненной безысходностью, нищетой, отчаянием, полной потерей социальной ориентации и нравственных ценностей, разгулом анархии, гибелью родных и близких. В начале девяностых годов прошлого столетия мне довелось стать свидетелем начала «горячей войны» родственных народов - грузин, осетин и абхазов.
     Она никак не подпадала под классификацию понятия «война», настолько стихийными, хаотичными, неуправляемыми и кровавыми были те столкновения вооруженных людей разных возрастов, национальностей, профессий и религиозной принадлежности. Беда была в том, что этими страшными процессами зачастую руководили личности, движимые отнюдь не общенациональными интересами и вовлеченные, возможно, в управляемый извне дележ «советского наследства». По данным ООН, только грузино-абхазский вооруженный конфликт унес жизни, покалечил и лишил крова 300 тысяч человек - граждан еще недавно единого государства.
     - Я очень доволен прожитыми годами, - рассказывает генерал-лейтенант запаса Владимир Чиковани. - Господь не лишал меня оптимизма даже в самые тяжелые моменты моей жизни, а их было немало. Но я всегда был востребован. И это постоянно давало силы для выживания, учебы, честного и добросовестного служения Отечеству, для служебного роста и создания достойной семьи. Я богат не деньгами и имуществом. Я богат и горд пройденным офицерским путем, большим опытом, данным мне самой жизнью, многочисленными друзьями и знакомыми, которым всегда помогал и сейчас продолжаю быть им нужным. А также я безмерно богат тем, что со своей женой Светланой прожил более 43 лет и у нас трое сыновей и шестеро внуков...
     Всю жизнь генерал-лейтенант запаса Владимир Чиковани был свято верен присяге. Человек чести, он всегда был и остается верным сыном своего горячо любимого и до недавнего времени единого Отечества!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex