на главную страницу

27 Января 2010 года

История Отечества

Среда

ИСТОРИЯ, НАПИСАННАЯ КИСТЬЮ

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



В Центральном выставочном зале Манежа в Москве состоялась художественная выставка «Летопись ратной славы. 75 лет Студии военных художников имени М.Б. Грекова», посвященная истории уникального творческого коллектива Министерства обороны Российской Федерации. В ее открытии приняли участие представители Минобороны РФ, федеральных органов исполнительной власти, Русской православной церкви, руководство Союза художников России и Академии художеств страны, члены Общественного совета при Минобороны РФ, ветеранских и общественных организаций, военные атташе ряда иностранных государств. Для курсантов и слушателей военно-учебных заведений Московского гарнизона, суворовцев Московского суворовского военного училища и учащихся федерального государственного общеобразовательного учреждения «Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации» были проведены тематические экскурсии и организованы встречи с ведущими художниками студии. Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил РФ организовало посещение вернисажа военнослужащими, получившими ранения в ходе боевых действий и находящимися на излечении в 6-м ЦВКГ. На открытии выставки первый заместитель начальника ГУВР ВС РФ генерал-майор Юрий Дашкин подчеркнул, что известная на весь мир Студия военных художников продолжает и развивает художественные традиции русской реалистической школы, оставаясь непревзойденной в монументально-историческом жанре в искусстве. По его словам, художники студии в августе 2008 года находились в Южной Осетии, на переднем крае, участвовали во всех крупнейших учениях Российской армии последних лет. В канун праздника министр обороны наградил художников студии Дмитрия Белюкина, Алексея Федорова, братьев Владимира и Михаила Переяславцев медалями Министерства обороны.
Столь грандиозную выставку грековцы провели впервые. Большую подготовительную работу проделали начальник студии капитан 1 ранга Андрей Соколов и ее художественный руководитель народный художник Российской Федерации Александр Самсонов. Значительную помощь организаторам выставки оказали правительство Москвы, ряд общественных организаций и творческих союзов. Экспозиция вызвала огромный интерес. За несколько дней около 10 тысяч человек пришли, чтобы ознакомиться с более чем 600 работ художников и скульпторов студии. И это только малая толика из творческого багажа студийцев. В него входят более семидесяти диорам и панорам, которые обрели мировую славу, в том числе панорамы о переходе Суворова через Альпы, «Сталинградская битва», «Плевенская эпопея», «Плацдарм на Днепре». Выполнены целые серии работ для ведущих вузов и государственных учреждений в нашей стране и за рубежом, росписи Храма Христа Спасителя и скульптурные комплексы по всей стране.

     ...Тачанка несется по пыльной осенней степи. Красноармейцы в шлемах с трудом удерживаются в ней при бешеном беге коней. Вперед, к победе революции! Эта картина «Красноармейская тачанка. (Выезд на позиции)» 1933 года находится в Государственной Третьяковской галерее. Так, с одной стороны, просто, но так понятно показано мятущееся стремительное время перемен той далекой Гражданской войны. Донес его до нас батальный живописец Митрофан Борисович Греков. Он родился на Дону в 1882 году. Служил в царской армии, а в 1920 году ушел добровольцем уже в Красную Армию, был у Буденного в Первой Конной армии. Так что войну изображал ту, которую видел лично. Учился он в том числе в мастерской великого Ильи Репина, а школу батального искусства проходил у самого Франца Рубо, участвовал в реставрации известной панорамы учителя «Оборона Севастополя». Тогда и пришел к нему интерес к панорамно-диорамной живописи, и в 1934 году Греков получил заказ на исполнение панорамы «Перекоп». С группой художников он выехал для его исполнения в Крым, но завершить работу не смог, 27 ноября того же года он скоропостижно скончался. И 29 ноября 1934 года нарком обороны Климент Ворошилов, большой поклонник его искусства, издает приказ, в котором предписывалось организовать изомастерскую самодеятельного красноармейского искусства имени художника, который ныне считается основоположником советского батального жанра. Вот так из скромной изомастерской при отдельной кавбригаде Первой Конной армии выросла мощная Студия военных художников имени М.Б. Грекова. Между тем тесное сотрудничество живописцев и армии сложилось еще при императорской Академии художеств. Тогда мастерская батальной живописи находилась под покровительством царской фамилии. Славу русского оружия воспевали Верещагин, Айвазовский, Ковалевский, тот же Рубо. Дань военной теме - это только одна сторона творчества студийцев. Коллектив студии по праву считается старейшим объединением художников-баталистов, создающих ключевые и социально значимые для России памятники культуры и искусства. Шедеврами монументального исторического жанра считаются монументы «Родина-мать зовет!» Евгения Вучетича на Мамаевом кургане в нынешнем Волгограде, «Воину-освободителю» в Трептов-парке в Берлине. Полотно «Кто к нам с мечом придет - от меча и погибнет» Сергея Присекина находится в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. Художниками-грековцами воссоздана панорама Франса Рубо «Бородинская битва», расписана центральная часть Храма Христа Спасителя в Москве, оформлен мавзолей Ататюрка в Анкаре и главный военный музей в Стамбуле. В творческой копилке военной студии и диорамный комплекс в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на Поклонной горе в Москве и первая советская панорама «Сталинградская битва». Знаменитые агитационные плакаты 1940-1950 годов (помните известные плакаты Леонида Голованова «Дойдем до Берлина!» и «Дошли!»), фронтовая графика времен Великой Отечественной войны, на основе которой были созданы десятки знаменитых произведений, серия работ «Нюрнбергский процесс» Николая Жукова, полотна «Победа» Петра Кривоногова и Бориса Неменского «Мать». Среди работ студии и художественное оформление Пансиона воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации, жилых и учебных корпусов Нахимовского училища в Санкт-Петербурге.
     Одно упоминание об этих работах воскрешает целые эпохи в жизни нашей страны.
     Ныне Студия военных художников имени М.Б. Грекова - уникальный творческий коллектив, не имеющий аналогов в мире, в котором работают мастера живописи, графики и скульптуры. Служить сюда приходят на конкурсной основе. И не только яркая творческая индивидуальность каждого мастера выстраивает художественное полотно студии. Каждый из грековцев осознает свою роль в идее служения своим искусством Отечеству. До сих пор раз в год баталисты в обязательном порядке выезжают на учения в воинские части. Например, совсем недавно художник Валерий Мокрушин создал серию картин по российско-белорусским учениям.
     Основа деятельности всех поколений студии - художественный метод реализма и эстафета лучших традиций русского реалистического искусства. И та же диорама «Крещение дружины князя Владимира в Херсонесе» Павла Рыженко и Александра Самсонова, художников уже нового, современного поколения, которая была представлена на юбилейной выставке в Манеже, эту связь еще раз подчеркнула. После завершения экспозиции диорама будет находиться в храме Рождества Христова в поселке Ласпи в Крыму. Вообще диорама - особое искусство. На ней живописный фон совмещен с объемными предметами на переднем плане. И самое сложное - сделать так, чтобы на расстоянии человек не мог понять, где заканчивается реальная деталь и начинается написанная. На той же диораме «Крещение в Херсонесе» костер, хотя и не настоящий, конечно, а кажется, что он тлеет. Вот подует ветерок, подбросят в него хвороста - и пламя вспыхнет с новой силой. Именно диорамы передают основную суть работ военных художников: максимальный реализм даже в тщательно переданных деталях.
     Кстати, за годы существования студии образовались целые художественные династии. Александр и Дмитрий Ананьевы, Вениамин и Андрей Сибирские, Владимир и Михаил Переяславцы, Николай и Сергей Присекины, Марат и Александр Самсоновы... Каждая фамилия - это имя на Олимпе художественной культуры.
     За время существования студии ее художники создали своеобразную художественную летопись Вооруженных Сил России, в своих работах воспевая славу русского оружия, героизм защитников Отечества и мужество народа страны.
     Всегда быть в гуще войск - это творческий девиз грековцев, которому они следуют и в дни мира, и в дни лихолетья. Таджикистан, Чечня, Дагестан, Приднестровье, Югославия, Южная Осетия - из всех этих мест есть наброски в альбомах студийцев. Порой работать приходилось в боевых условиях. В свое время, например, Андрей Сибирский помогал выносить раненого с поля боя.
     Достойно работали грековцы в годы Великой Отечественной войны. Работы той боевой поры - особая, боевая часть творческого наследия студии. Вглядываясь в них, словно читаешь книгу о тех суровых буднях нашей страны. И исполнены они с душевным теплом и любовью, без всяких парадности и напыщенности. Тогда военные художники прошагали вместе с нашими войсками от Сталинграда до рейхстага. Алексей Михайлов в картине «Юность грековцев» 1983 года изобразил шестерых из них в военной форме на фоне развалин немецкого города. Работа исполнена с реально существующей фотографии. Тогда «шестеро смелых» в составе разных армий дошли до Берлина. Работающим в войсках живописцам в то суровое время приходилось вместо кисти и карандаша брать в руки автомат, высаживаться с десантами на плацдармы, летать в немецкие тылы к партизанам и даже опускаться в морские глубины на подводных лодках. Потому-то и трогают сердца работы того времени, что дышат они великой правдой личной причастности к событиям. Рассказывают, кстати, что небольшая по размерам картина Петра Мальцева «Изучают мотор» находилась в бункере Сталина.
     Во время войны времени на написание полноценных полотен, конечно же, не было. Художники на мини-холстах, в рабочих блокнотах делали быстрые скетчи-наброски. Некоторые из них лишь спустя десятилетия превращались в большие картины. Остались еще в студии мастера, которые с документальными подробностями, как, например, старейший художник-грековец Владимир Переяславец, рассказывают о своих работах той поры. Героев картин он до сих пор помнит, как будто вчера с ними расстался. Он вместе со своими товарищами-фронтовиками Сергеем Годыной, Борисом Неменским не забывает и своих коллег-грековцев, тоже хлебнувших фронтового лиха и оставивших нам художественные приметы той войны: Владимира Богаткина, Виктора Бибикова, Константина Китайки, Виктора Климашина...
     Но не только военная тематика прославила грековцев. «Утро в горах. Здесь пройдут олимпийские трассы» Олега Авакимяна, «Пушкин и Языков в Михайловском» Дмитрия Белюкина, «За чтением. Портрет митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима» Юрия Бирюкова, «Петровский путевой дворец в XVIII веке» Евгения Данилевского, «Букет» Алексея Евстигнеева, «Дневной прилив» Олега Ездакова, «Вид на Архангельский и Благовещенский соборы Московского Кремля» Игоря Задеры, «Иван - крестьянский сын» Николая Колупаева, «Под питерским небом. Памятник Николаю I» Евгения Корнеева, «Поля» Николая Короткова, «Село Великоретское» Валерия Мокрушина, «Колумб» Сергея Присекина, «Петр Великий» Виктора Псарева, «Подвижник (Преподобный Серафим)» Павла Рыженко, «Анна Павлова» Александра Самсонова, «Озеро Селигер» Андрея Сибирского, «С дальнего тока» Вениамина Сибирского, «Портрет Марии Ермоловой» Александра Сытова, «Горный пейзаж» Владимира Таутиева, «Надежда, Покров и Утешение» Алексея Федорова, «Утро на море» Леонида Штрикмана. Только по названиям картин видно, что тематика работ студийцев выходит далеко за рамки батальной. И вернисаж в Манеже это зримо отразил. В экспозицию вошли монументальные и камерные, батальные и лирические, светские и сакральные образы и масштабная диорама.
     Особо стоит отметить внимание художников к духовным ценностям нашего Отечества. Об этом на открытии выставки сказал по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря игумен Мангупского Благовещенского монастыря Иоакинф. Он, в частности, обратил внимание на то, что «мастера студии приняли участие в воссоздании жемчужины православной Таврики, Свято-Никольского храма-памятника на Братском кладбище Севастополя. Они возродили исторические фрески этого храма, которые десятилетиями разрушались в годы лихолетья и под воздействием природных стихий. Фрески этого храма, как и он сам, являются зримым свидетельством исторической памяти нашего народа о событиях Крымской войны, данью уважения нашим славным предкам».
     Обычно, говоря о Студии им. М.Б.Грекова, больше упоминают именно живописные работы художников. Но скульпторы-грековцы - это тоже неотъемлемая и важная ее творческая часть. Посетители Манежа с не меньшим интересом останавливались возле скульптурных композиций народного художника РФ Михаила Переяславца, очень интересны и работы молодого скульптора Алексея Игнатова.
     А новая работа Александра Таратынова и Михаила Дронова «Ночной дозор», где в бронзе воплотились герои знаменитой картины Рембрандта, просто покорила посетителей Манежа. Причина, по которой грековцы выбрали для созидания именно эту работу великого живописца, не так уж и важна. Но вот название ее - в некотором роде знаковое. Ночным дозором проходит стража по уснувшему городу, охраняя покой его жителей. В скульптурных изображениях удалось передать главное: у этих закованных в стальную униформу ратников даже в металлическом воплощении остаются живые, «теплые» лица: «Спите спокойно, жители города. Мы на страже». Здесь мрачная стилистика полотна Рембрандта получает живое продолжение. Поэтому желающих запечатлеть себя на память рядом с грозными бронзовыми фигурами было множество.
     О каждом из грековцев можно писать книги. И имена замечательных художников Николая Жукова, Петра Мальцева, Федора Усыпенко, Виктора Дмитриевского, Николая Жукова, Николая Бута, Николая Овечкина, Петра Кривоногова уже навечно занесены на скрижали золотого фонда отечественной живописи. И замечательно, что есть кому продолжить эту творческую эстафету. Имена Евгения Данилевского, Сергея Присекина, Александра Самсонова, Дмитрия Белюкина, Александра Сытова, Николая Короткова, Михаила Переяславца, Николая Соломина, Павла Рыженко знакомы очень многим в мире культуры не только в нашей стране, но и за рубежом.
     ...Выставка в Манеже продолжалась всего несколько дней. И каждый, кто на ней побывал, запомнит ее как праздник российской культуры.

     

     

     Николай СОЛОМИН. «Правда о стране Советов».
     Евгений КОРНЕЕВ. «Кирасиры Его Величества».
     Павел РЫЖЕНКО. «Александр Ярославович Невский».
     Александр САМСОНОВ. «Мотострелки на привале».
     Юрий БИРЮКОВ. «Будни ракетчиков».
     Александр СЫТОВ. «Малая авиация».
     Сергей ПРИСЕКИН. «Г.К. Жуков».
     Александр СЫТОВ. «Встреча на Эльбе (Автограф на память)».
     Посетители выставки: военнослужащие,получившие ранения в ходе боевых действий и находящиеся на излечении в 6-м ЦВКГ. Фото Павла ГЕРАСИМОВА.
     Андрей СИБИРСКИЙ. «Казарма батальона миротворцев под командованием Героя России Константина Тимермана после отбитой атаки грузинских войск».
     



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex