на главную страницу

27 Января 2010 года

Геополитика

Среда

ОТ АДЕНА ДО МАЛАККСКОГО ПРОЛИВА

Игорь НОВИКОВ, эксперт Института геополитической информации «Энергия».



Тела 20 саудовских солдат были обнаружены в субботу, 23 января, возле границы Йемена и Саудовской Аравии, сообщает информационное агентство «Ассошиэйтед пресс». Помощник министра обороны Саудовской Аравии рассказал, что все они числились пропавшими без вести после столкновений с экстремистами. Таким образом, число саудовцев, погибших в столкновениях с боевиками, достигло 133 человек. Еще шесть военнослужащих по-прежнему числятся пропавшими без вести.


     ЭТА ИНФОРМАЦИЯ - лишь одна из потока тревожных сообщений, поступающих с Аравийского полуострова. В этом и без того неспокойном регионе складывается еще одна зона напряженности. И США, похоже, склонны открыть еще один фронт войны против «международного терроризма». Правда, пока Йемен возражает против ввода войск США или других государств на территорию страны для борьбы с боевиками «Аль-Каиды». Об этом однозначно заявил в начале этого года глава йеменского МИД Абубакр аль-Кирби. Вместе с тем он признал, что в Йемене присутствуют военные инструкторы из США, хотя и отметил, что они могут находиться в стране «исключительно в этом качестве».
     Проблема безопасности в Йемене, поясним, встала на повестку дня после рождественского инцидента на борту пассажирского самолета, следовавшего из Амстердама в Детройт. Гражданин Нигерии, который, как потом выяснилось, проходил террористическую подготовку в одном из лагерей «Аль-Каиды» в Йемене, попытался привести в действие взрывное устройство. К счастью, неудачно.
     О том, что международная экстремистская организация «Аль-Каида» пытается сделать Йемен плацдармом для террористических действий против стран ближневосточного региона, было известно и ранее. Ее лидеры инициировали создание в Йемене организации «Каида - Джихад Аравийского полуострова», что привело к наплыву в страну экстремистских элементов, в том числе и из соседней Саудовской Аравии. Но случай с фанатиком-нигерийцем дал удобный повод для военного присутствия США на юго-западе Аравийского полуострова.
     Наша справка. Йеменская Республика создана 22 мая 1990 года на базе объединения Йеменской Арабской Республики и Народно-Демократической Республики Йемен (Южный Йемен). В стране действуют сепаратистские организации, выступающие за отделение южных провинций от северного района Йеменской Республики. Сепаратисты действуют и на севере, вблизи границы с Саудовской Аравией.
     Ситуацию в стране усложняет религиозная неоднородность населения. Большинство жителей являются приверженцами суннитского течения в исламе (доминирует в соседней Саудовской Аравии) - именно они являются сейчас объектом для распространения идей ваххабизма. Но более 40 процентов населения - шииты (шиизм является государственной религией в Иране). До недавнего времени йеменские шииты относительно спокойно жили на севере страны, обладая ограниченной автономией. И буквально несколько лет назад ситуация изменилась для шиитов в худшую сторону: начались вооруженные столкновения между ними и отрядами просаудовских организаций, на стороне суннитов выступили правительственные войска.
     В ноябре прошлого года, как сообщала арабская печать, в конфликт вмешалась армия Саудовской Аравии. Начались бомбардировки позиций шиитских повстанцев саудовскими самолетами, в бой вступили подразделения спецназа. Представители Саудовской Аравии объяснили свои действия опасениями относительно перспектив превращения йеменских приграничных районов в базу для террористов.
     ОЧЕВИДНО, что члены «Аль-Каиды» (принадлежат по религиозным убеждениям к суннитской ветви ислама) никак не смогут прижиться в контролируемых вооруженными шиитами районах Йемена. Опасения Эр-Рияда обусловлены, видимо, наличием «шиитской проблемы» в самом королевстве. Исторически саудовское королевство состоит из трех частей: Неджд - системообразующая столичная часть, западная часть страны Хиджаз с двумя мировыми святынями ислама (Мекка и Медина) и прилегающая к Персидскому заливу Эль-Хаса, где сосредоточена нефть и проживают шииты.
     Наша справка. Некоторые западные аналитики, прорабатывающие варианты «перекройки» карты Ближнего Востока, предлагают создать государство арабов-шиитов на территориях саудовской Эль-Хасы, южного Ирака (Басра и т.д.) и иранской провинции Хузестан. Это примерно 80 процентов ближневосточной нефти.
     Успешная борьба йеменских шиитов за свою автономию неизбежно даст толчок к политической активизации шиитов в Саудовской Аравии и Омане. Дальше может последовать цепь стремительных событий с «эффектом домино», и на выходе - новая геополитическая конфигурация на Аравийском полуострове, которую США рассматривали после Второй мировой войны как надежно находящийся в сфере влияния «атлантической цивилизации». Вследствие нехватки у американцев «свободных» соединений сухопутных войск из-за их задействованности в Ираке и Афганистане сил для нового военного вмешательства Запада может оказаться недостаточно.
     Сопротивление шиитов в северном Йемене институализируется в какой-то мере по модели поддерживаемой Ираном «Хезболлы» в Ливане - то же стремление наладить автономную жизнедеятельность в экономической, социальной, культурной сферах. Некоторые аналитики предполагают, что за многими событиями в Ближневосточном регионе может стоять сегодня именно Тегеран, стремящийся распылить внимание Вашингтона и помешать ему сконцентрироваться на волнующей его иранской «ядерной проблеме». Но, скорее всего, активно играют в регионе, в том же Йемене, и иные геополитические силы. Где-то год назад йеменские власти обнародовали информацию, что их силы безопасности задержали группу исламистов, связанных... с израильской разведкой. Затем эту историю «спустили на тормозах», но сам факт заслуживает осмысления.
     Основной игрок в регионе по-прежнему США. И американцев волнует даже не то, что усиление шиитов в Йемене может привести к росту влияния Ирана в стратегически важном Баб-эль-Мандебском проливе («ворота» в Красное море). Речь идет о куда более важном - о борьбе за контроль над Индийским океаном, за его судоходными коммуникациями. И главным конкурентом Соединенных Штатов выступает Китай. Соперничество между этими государствами приобретает все более глобальный характер. Речь идет не только об Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и Латинской Америке, Африке, зоне Индийского океана.
     Наша справка. В отчете западной консалтинговой фирмы PriceWaterhouseCoopers утверждается, что к 2030 году в число пяти ведущих экономик мира войдут Китай, США, Индия, Япония, Бразилия. В 2008 году «пятерка» выглядела так: США, Япония, Китай, Германия, Франция. Прогнозы предполагают, что Китай может стать крупнейшей экономикой в мире еще в 2020 году. Индия после 2020 года может расти еще быстрее, чем Китай, благодаря своему молодому и быстро увеличивающемуся населению.
     В докладе указывается на увеличение доли в глобальном ВВП Китая и Индии по сравнению с США и Евросоюзом. В 2010 году доли будут распределяться так: 20 процентов - США, 21 процент - ЕС, 13 процентов - Китай и 5 процентов - Индия. К 2030 году 19 процентов мирового ВВП будет приходиться на долю Китая, 16 процентов - на США, 15 процентов - на все страны Евросоюза и 9 процентов - на Индию.

     Еще ни одна мировая держава добровольно не отдавала пальму первенства. Очевидно, что и США постараются всеми доступными им средствами остановить победную поступь конкурента - «Срединной империи». В этой связи бросается в глаза, что обе державы все большее внимание уделяют Индийскому океану, через который Китай получает значительную часть необходимой нефти из стран Персидского залива.
     В иностранных СМИ можно встретить утверждения, что Китай реализует так называемую стратегию «жемчужной нити» - помогает в создании морских баз на побережье ряда стран. Называются порты Янгон (Мьянма, бывшая Бирма), Хамбантота (Шри-Ланка) и Гвадар (Пакистан).
     Военно-морские силы Китая обдумывают строительство своей первой базы за границей, сообщает 30 декабря прошлого года английская газета «Дейли телеграф». Как следует из ее публикации, китайский адмирал Инь Чжуо заявил, что его страна, возможно, построит базу снабжения в Аденском заливе, чтобы поддержать борьбу с сомалийскими пиратами. Китайские военные корабли уже участвуют в международной борьбе с ними.
     Китай не только закупает огромные объемы нефти за рубежом, но и сам участвует в ее добыче. Крупнейшая китайская компания CNPC в 2009 году увеличила добычу нефти за рубежом на 12 процентов по сравнению с предыдущим годом - до 70 млн. тонн. В частности, в Судане добыто 15 млн. тонн «черного золота», более 18 млн. - в Казахстане, 10 млн. - в Латинской Америке.
     В Пекине, разумеется, отдают себе отчет в том, что в случае непредвиденного обострения военно-политической обстановки и нового всплеска активности «международного терроризма» снабжение Поднебесной нефтью по морским коммуникациям может стать проблематичным. Отсюда китайский интерес к постсоветской Средней Азии. Уже несколько лет функционирует нефтепровод, связывающий Китай с Казахстаном, в декабре прошлого года введен в эксплуатацию газопровод из Туркмении, проложенный через территорию Узбекистана и Казахстана. Достигнуты договоренности с Россией о поставках нефти по фиксированной цене не только по железной дороге, но и по трубопроводу. Однако отказаться от импорта по морю арабской и иранской нефти Китай в ближайшие годы не сможет.
     У АМЕРИКАНЦЕВ есть свои козыри в «большой игре» в регионе Индийского океана. Судя по действиям нынешней администрации США, Вашингтон надеется использовать в свою пользу естественное геополитическое соперничество Китая и Индии. В США в свое время довольно спокойно отнеслись к тому, что Индия вошла в «ядерный клуб». Ныне американцы готовы к сотрудничеству с индийцами в области атомной энергетики (помогут построить 14 атомных реакторов), снимут, видимо, эмбарго на поставки в Индию технологий двойного назначения.
     В связи с этим будет уместным привести размышления по этому поводу индийского аналитика, бывшего посла Индии в Узбекистане и Турции М.К. Бхадракумара. Самым важным, считает он, «для глобальной стратегии США будет получение контроля над портом Аден в Йемене... Контроль над Аденом и Малаккским проливом поставит США в недосягаемое положение в «большой игре» в Индийском океане. Морские пути Индийского океана представляют собой, литературно выражаясь, кровеносные сосуды китайской экономики. Путем их контроля Вашингтон направляет весомое послание Пекину, что любое упоминание последним, что США в Азии являются державой в состоянии упадка, будет ничем иным, как нелепой случайной фантазией.
     В регионе Индийского океана Китай все больше попадает под давление. Индия является естественным союзником США в регионе Индийского океана. Оба они не благосклонны к любому морскому присутствию китайцев. Индия является посредником при восстановлении отношений между Вашингтоном и Коломбо, что поможет отбросить китайское влияние в Шри-Ланке. США совершили поворот в политике относительно Мьянмы и привлекают режим военного правления с намерением разрушения китайского влияния. Китайская стратегия нацелена на усиление влияния в Шри-Ланке и Мьянме так, чтобы открыть новые транспортные пути в направлении Ближнего Востока, Персидского залива и Африки, где Китай начал соперничать с традиционным экономическим доминированием Запада».
     В этом геополитическом контексте надо, видимо, понимать причины повышенного внимания индийского руководства к вопросу укрепления национальных ВМС. Индийский флот, заявил в декабре минувшего года командующий ВМС Индии вице-адмирал Нирмал Верма, расширит свое присутствие у южных берегов страны. По словам адмирала, командование флота разрабатывает проект обеспечения защиты морских интересов страны в Индийском океане, который предусматривает присутствие в регионе десятков новых кораблей и боевых самолетов. Ожидается, что в течение нескольких лет в состав флота поступят 40 новейших кораблей, включая фрегаты, эсминцы и подводные лодки. «Потребность в энергии в значительной степени удовлетворяется за счет Индийского океана, - отметил командующий ВМС Индии, - и Китай об этом знает». В этой обстановке интересы Индии в Индийском океане и за его пределами будут соблюдены, заверил он.
     В ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ комбинациях аналитики США отводят Индии роль противовеса Китаю в регионе и своего рода «полюса притяжения» сырьевых ресурсов стран Среднего Востока и Центральной Азии. В СМИ появлялись упоминания о некоем документе, в котором Джордж Буш-младший в 2006 году якобы ставил задачу по организации «перетока» энергетических ресурсов Центральной Азии в Южную. Очевидная цель этой установки в том, чтобы предотвратить наметившуюся ориентацию нефтяного и газового экспорта стран Центральной Азии на Китай.
     В этом контексте можно рассматривать два не реализованных пока трубопроводных проекта. Один из них - газопровод Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия. Пока проект задерживается из-за войны в Афганистане, но вполне реализуем, если Вашингтон решится передать власть представителям умеренного крыла Талибана, имеющего реальную поддержку значительной части населения. Формально США уже достигли своих целей в Афганистане, лишив «Аль-Каиду» тренировочных лагерей в этой стране. Как признал советник Обамы по национальной безопасности генерал Джеймс Джоунс, «Присутствие «Аль-Каиды» в Афганистане значительно уменьшилось. По оценкам, максимальное число ее членов составляет менее 100 человек, действующих внутри страны, без баз и возможности устраивать нападения на нас или наших союзников».
     Другой газопровод должен быть проложен по маршруту Иран - Пакистан - Индия. Переговоры о его строительстве ведутся с 1995 года.
     Наша справка. Предполагаемая пропускная способность газопровода - 55 млрд. кубометров в год, из которых 62 процента объемов предназначались бы Индии, а остальное Пакистану. На первом этапе трубы будут проложены к 2014 году на участке Иран - Пакистан. Пакистанская экономика стала бы получать до 11 млрд. кубометров в год с последующим удвоением. Ресурсной базой для газопровода должно стать иранское гигантское месторождение Южный Парс с запасами 14 трлн. кубометров газа.
     Может быть на первый взгляд это и удивительно, но далеко не все в американском истеблишменте желают дальнейшего ухудшения отношений с Ираном и тем более сомнительной по результатам военной операции против его ядерных объектов. С одной стороны, официальный Вашингтон под влиянием Израиля и его влиятельного лобби в американском конгрессе по-прежнему ставит вопрос о международном контроле за ядерными исследованиями в Иране и о новых санкциях. Но, с другой стороны, Збигнев Бжезинский, к чьему мнению прислушиваются в политических кругах США, настаивает на мирном урегулировании американо-иранских отношений. Он считает, что нормализация отношений с Ираном станет для США фактором благоприятного решения многих международных проблем в этом регионе.
     Группа аналитиков, примыкающая к Бжезинскому, полагает целесообразным предоставить Ирану возможность включиться в реализацию международных газопроводных проектов. Это снизило бы его зависимость от экспорта нефти, в том числе в Китай. В конечном счете речь идет опять же о переориентации, по геополитическим соображениям, потока иранских энергоресурсов. Именно сдерживание Китая становится, видимо, на ближайшие десятилетия одной из основных целей внешней политики и военного строительства США.

     

     Маршруты поставки нефти в Китай (схема из западного журнала).


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex