![](4_9.jpg)
Когда слышишь неувядаемую «цветочную» песню Максима Дунаевского на стихи Леонида Дербенева «Городские цветы, городские цветы, / Вот опять я кричу вам сквозь грохот и дым: / «Городские цветы, городские цветы, / Навсегда завладели вы сердцем моим», то очень хочется подпеть. Для того чтобы песня стала узнаваемой, важно, кто становится первым исполнителем. Кто сумеет ее спеть так, что захочется слушать снова и снова...
Любовь слушателей к «Городским цветам» пришла вместе с известным в 1980-е годы певцом Эмином Бабаевым. И ему эта песня принесла заслуженную славу. Тогда она стала одним из главных хитов его дуэта с певицей Ириной Мальгиной.
Ныне столь широкой известности, как в те годы, у Эмина нет. Но не по причине профессиональной. Его исполнительская планка с тех пор даже выросла. Просто на отечественной эстраде сейчас в ходу странный термин «неформат». Так вот, творчество Бабаева никак не вписывается в эти карамельно-шлягерные рамки, в которых свирепствует болезнь под названием «фанерное безголосье». Современные «фабричные» звезды отечественной эстрады уже осознают, что исполненные ими «шедевры» канут в Лету, даже не потревожив вод великой реки времени. И пытаются перепевать «старые песни о главном» в различных шоу-проектах, понимая, что только хорошая, добрая песня поможет им удержаться на капризном музыкальном Олимпе. А вот Бабаеву ничего перепевать не надо. Он просто никогда не позволял себе как профессионалу опускать качественную репертуарную планку. Не пел про «муси-пуси», «юбочки из плюша» и «господ офицеров». Ведь почему песни, которым он не изменяет, находят до сих пор путь к сердцам? Потому что у них стихотворный и музыкальный ряд высокой пробы, выражает богатейшее многообразие человеческих чувств, не сводя их до нынешнего примитивизма в текстах.
Сказать, что сегодняшний слушатель певца не знает, было бы безосновательно. Любовь можно заслужить, и не мельтеша на телеэкране, и не проплачивая рейтинг на радио. У Бабаева выходят диски, ему есть чем пополнять репертуар своих сольных программ, цикл его песен под общим названием «Россия - Родина моя» представлен на Госпремию. Его часто приглашают в сборные концерты к праздничным датам, прошлой осенью он дал великолепный концерт в Баку в Театре песни имени Рашида Бейбутова, выступал на праздновании 35-летия начала строительства БАМа.
...Азербайджанец по национальности, Бабаев на самом деле коренной москвич со Сретенки. Родители-художники смирились с тем, что сын не умеет и не любит рисовать. Зато оказалось, что Эмина выбрала другая муза - музыкальная. В результате он окончил знаменитое музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова, где учились в свое время Зыкина, Пугачева, Шаврина, Шуфутинский. Поступил в Московскую консерваторию. Но чтобы в дальнейшем иметь возможность работать в известном Театре песни под руководством народного артиста СССР Рашида Бейбутова, перевелся в азербайджанскую государственную консерваторию по классу скрипки. Параллельно с учебой работал солистом-вокалистом в Азербайджанском государственном театре песни. Позже Бабаев переезжает в Москву, где сотрудничает с крупнейшей концертной организацией «Москонцерт», где служит и поныне. Кстати, именно будучи представителем «Москонцерта», он в 1978 году возглавил военно-шефскую комиссию. И более 15 лет активно сотрудничал с Министерством обороны в этом качестве через нынешний Культурный центр Вооруженных Сил РФ, тогда именуемый ЦДСА, а позже - ЦДРА. Тогда артисты с удовольствием в рамках шефской помощи выступали перед военнослужащими, «десантировались» на флот, в самые отдаленные гарнизоны. И уже заслуженный артист России Эмин Бабаев тогдашней своей гражданской позиции остался верен до сих пор. Он часто участвует в мероприятиях армейского Культурного центра, сотрудничает с ветеранскими организациями. Его обширнейший репертуар исполнителя включает в себя песни народов мира, ретро-песни, песни современных композиторов, многие из которых написаны специально для Бабаева. Культурный центр он не забывает еще и потому, что люди, которые работают там, тоже держат планку мастерства, не позволяют в своих культурных программах путать эстраду с шоу-бизнесом. В нашем с Эмином разговоре он большей частью рассказывал о подвижнической работе коллектива центра, о его начальнике полковнике Иване Чурсине, о сотрудниках - Владимире Лужбине, Наталье Аслановой, Дмитрии Хробостове, Василии Дмитриченко, Ларисе Наумовой, Александре Зубрицком. Именно на сцене Культурного центра Бабаев с 2006 года ведет большую программу «Россия - Родина моя». Тема каждый год меняется, но суть остается. В этом году она будет связана с 65-летием Великой Победы, в ней прозвучат и хорошие песни молодых авторов.
Дело артиста, певца - помогать людям сохранять душевный подъем, жить с позитивным настроем. А государства - способствовать ему в этом. И здесь у шефских концертов особая миссия. Потому что артисты выступают для тех, кому не под силу купить билет на «звезду из телевизора», для тех, кто находится на излечении в госпиталях, кто несет службу на дальних рубежах Отечества, в «горячих точках», для детей военнослужащих, для ребят из детских домов и трудных подростков.
В свое время голос Бабаева могли слышать по всей стране. И он не просто гостем летал на недавний юбилей БАМа. Эмин исколесил чуть ли не весь Транссиб на агитпоезде, участвовал в известном песенном фестивале великой стройки «Огни магистрали», был с бамовцами даже в Монголии. Он часто вспоминает то время, когда приезжал с артистами в тайгу, за сотни верст от ближайшего поселка. Пели в строительных бараках, под открытым небом... В песенной биографии Бабаева был и Афганистан, когда артисты выступали на грузовике, а на ближайшей горе вполне мог затаиться душманский снайпер.
В песне «Городские цветы» есть такие строчки: «...загадка какая-то есть на земле у любой красоты». Некое таинство скрывается и в песнях, которые мы поем и слушаем. Настоящие песни - они, как городские цветы, пробиваясь через десятилетия, вселяют надежду на душевное прозрение, на свежий ветер перемен. И хочется пожелать творческого вдохновения всем, кто поет «песни о главном» своим, подаренным природой голосом.