на главную страницу

28 Января 2010 года

Страна и мир

Четверг

ВАСИЛИЙ ЛИХАЧЕВ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛОГИКА НА СТОРОНЕ РОССИИ

Василий Лихачев, заместитель председателя Комитета СФ по международным делам, доктор юридических наук.



     Международное сообщество оказалось на исходе первого десятилетия ХХI столетия с грузом серьезных проблем мироуправления. Все они без исключения – организационные, структурные, нормативные, психологические – стали следствием «борения», взаимовлияния (в разной степени) двух тенденций в процессе глобализации политики и экономики.
     Одна устремлена к реформированию международных отношений перед вызовами и угрозами современности, обеспечению их устойчивого развития на основе уважения интересов государств, народов, принципов международного права.
     Другая проявляется в инерционных, в духе «холодной войны», шагах отдельных стран и межгосударственных союзов, их желании строить, в том числе по линии различных географических фобий, новые «берлинские стены» и редуты, свернуть пространство согласования воли, интересов политических и суверенных акторов. Отсюда наличие в мировых процессах такого явления, как «критическая масса». Она охватывает правовой нигилизм, двойные стандарты, иррациональное с точки зрения общественного прогресса мышление и правосознание.
     На этом фоне перед российской внешней политикой встают важнейшие задачи. В 2010 году, особенно с учетом 65-летия завершения Второй мировой войны и создания Организации Объединенных Наций (два исторических события, которые остаются фундаментом современной архитектуры международной безопасности), следует проводить такую работу, которая многофакторно, инициативно, с применением классического и инновационного инструментария позволила бы укрепиться первой тенденции и снизить влияние второй. Готова ли наша страна к подобной роли? Ответ позитивный. Как с точки зрения персональной линии поведения России в мире, так и в аспекте восприятия, признания этих действий рациональными и прагматическими другими национальными государствами, а также международными организациями.
     В пользу такого вывода говорят многие обстоятельства политического сезона 2009 года. В соответствии с Концепцией внешней политики РФ расширились, интенсифицировались географические контакты с зарубежными субъектами. При участии нашей страны стали преодолеваться консервативные догмы в отношениях с США, НАТО, появились новые конфигурации (решение о Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана), возникли новые элементы в работе «восьмерки» и «двадцатки» ведущих государств, заметно активизировался разоруженческий процесс (переговоры РФ–США по СНВ-2). Мощной получилась поддержка нашей страной новых независимых государств – Абхазии и Южной Осетии, ставших дестинаторами международно-правового признания. Россия принимала самое активное участие в решении сложных региональных проблем (Афганистан, нормализация отношений Армении и Турции, диалог двух Корей).
     Особое тому подтверждение – дипломатические предложения и инициативы РФ, с которыми в течение 2009 года системно и активно выступал Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, опираясь на свои конституционные прерогативы. Предложенные им оферты по своей сути актуальны и отвечают фундаментальным запросам мирового сообщества в целом, его отдельным звеньям и сетям. Дипломатические инициативы России в полной мере воплощают ее национальные интересы, позволяют их корректировать, соподчинять с потребностями других государств в силу глубокой проработанности и нацеленности на реализацию. Они обладают, таким образом, высоким уровнем политической и международно-правовой материализации.
     Приведем в качестве примера несколько особо значимых проектов, на которых, вне всякого сомнения, будет сфокусировано внимание, сориентирована энергия международного сообщества в ближайшей и долгосрочной перспективе. Естественно, они относятся и к приоритетам собственной дипломатии России, органично входят в президентскую программу российской внешней политики на период 2010-го и последующие годы. Одним словом, это конкретизация того, что в своем выступлении на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (октябрь 2009 года) Дмитрий Медведев назвал объединительной повесткой дня, продиктованной самой жизнью.
     В условиях финансово-экономического кризиса, который показал многоаспектную зависимость государств друг от друга, необходимость эффективного и ответственного суверенитета, потребности в новых и общих правилах игры, Российская Федерация предложила несколько вариантов поведения, в том числе и с участием международных структур. Так, на саммите «Группы двадцати» в Лондоне (апрель 2009 года) была презентована программа реформирования мировой финансовой системы управления. Она включала такие направления, как регулирование макроэкономической и бюджетной политики, стимулирование внутреннего спроса в период кризиса, регулирование и надзор, реформирование мировой валютно-финансовой системы, реформирование международных финансовых институтов, финансирование развития, финансовая грамотность населения, концепция энергоэффективного роста.
     Не меньшее значение имеет и прикладная реакция России по проблемам энергетической безопасности. Являясь одним из ведущих и глобальных игроков на мировом энергетическом рынке, наша страна четко осознает свои обязательства в области энергетической дипломатии. Подтверждение тому – утвержденный главой Российского государства Концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики (цели и принципы). Исходя из существующих реалий, в частности, того факта, что существующие двусторонние и многосторонние юридически обязательные нормы международных энергетических отношений оказались неспособными предупреждать и разрешать конфликтные ситуации, что многие эти аспекты пронизаны национальным и региональным эгоизмом, русофобией (сентябрьские резолюции Европарламента), Российская Федерация предложила создать новый универсальный юридически обязывающий документ. Он должен охватить, в отличие от существующей системы, построенной вокруг Энергетической хартии, всех участников мирового энергетического рынка (стран-экспортеров, транзитеров и потребителей) и все аспекты глобального энергетического взаимодействия.
     Фундаментальными признаками новой юридической базы, которую предлагает построить Россия, должны быть универсальность, открытость (к ней могут присоединиться третьи страны), всесторонность (охват всех аспектов энерговзаимодействия), равноправие и недискриминационность (без дисбалансов в пользу отдельных категорий субъектов-участников), непротиворечие соответствующим обязательствам в других международных документах, эффективность (должна включать действенный общий механизм реализации). Органичной частью концептуального подхода являются 20 основных принципов новой правовой базы глобального энергетического сотрудничества, а также два приложения – Элементы соглашения о транзите и Перечень энергетических материалов и продуктов. Совершенно очевидно, что представленный Россией документ – четкое предложение к началу широких и эффективных дипломатических переговоров в различных форматах.
     К числу приоритетных направлений внешней политики России относится и экологическая тематика. При ее рассмотрении в международном измерении Российская Федерация имеет собственную позицию, которая согласовывается с дипломатическими установками других политических акторов. Подтверждением тому стала утвержденная Президентом РФ 17 декабря 2009 года Климатическая доктрина Российской Федерации. Она отражает национальные интересы страны и в полной степени отвечает ее международным договоренностям, в частности Декларации «Устойчивое использование природных ресурсов: изменение климата, экологически чистая энергетика и технологии», принятой «восьмеркой» (Италия, Аквила, июнь 2009 года).
     Российский документ пронизан духом международного сотрудничества. В нем подчеркивается, что РФ участвует в выработке коллективных мер международного сообщества по смягчению антропогенного воздействия на климат и оказывает совместно с другими членами международного сообщества содействие развивающимся странам, в том числе наиболее уязвимым по отношению к отрицательным последствиям изменений климата, в реализации мер по адаптации и смягчению негативных последствий изменений климата.
     По смыслу документа, всеобъемлющее и ориентированное на долгосрочную перспективу решение климатической проблемы возможно лишь при условии обеспечения универсального соответствующего международного режима и участия в нем всех основных стран-эмитентов парниковых газов на основе принципов Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, в том числе принципа общей, но дифференцированной ответственности, подразумевающего справедливую нагрузку на страны с учетом их уровня социально-экономического развития и природно-климатической специфики.
     Это положение и другие аналогичные посылы доктрины приобретают особое значение в связи с практически безрезультативными итогами Копенгагенской конференции (декабрь 2009 года), которая продемонстрировала разделение дипломатических позиций 192 государств-участников, неэффективность структур ООН найти общий знаменатель по применению Киотского протокола и определить пути развития международного правового законодательства по климату после 2012 года.
     И еще об одной важной, стратегический по сути, российской инициативе. Речь идет о проекте Договора о европейской безопасности (29 ноября 2009 года), который опирается на выдвинутую 5 июня 2008 года в Берлине Президентом России идею строительства новой евроатлантической архитектуры безопасности в Европе.
     Объективный взгляд на предложение РФ показывает, что в силу многих причин (неэффективность и проблемность «жесткой безопасности», неоэгоизм, ослабленная роль ОБСЕ, проблемы ДОВСЕ) оно в полной мере соответствует реальным тенденциям глобализации и интеграции, отвечает высоким ориентирам Устава ООН. Российская инициатива на фоне очевидного инерционного развития миропорядка в первое десятилетие ХХI века может стать серьезным движением вперед, источником прогрессивных изменений. Она одновременно и фундаментальна по замыслу, и инновационна по сути, предлагая реально жизненные способы и механизмы решения проблемы евробезопасности. Отличительные черты российского предложения: повышенная ответственность государств и международных структур (НАТО, Евросоюз, ОДКБ, СНГ, ОБСЕ), сложение их потенциалов; укрепление основных принципов международного права и Устава ООН; их современное толкование на базе единства и единообразия применения; обеспечение универсальности режимов контроля, разоружения, нераспространения.
     Квинтэссенция российской инициативы – мысль о неделимой и равной безопасности, ненанесение ущерба безопасности друг другу, облеченная в жесткие юридические формы, соблюдение которой опирается как на меры доверия, так и ответственности. На ее базе может быть сформулирована широкая программа содействия прогрессивному развитию международного правопорядка. Прежде всего это касается принципов неприменения силы и угрозы силой, территориальной целостности, уважения государственного суверенитета, сотрудничества, разоружения. Позитивное влияние испытывают целые отрасли и институты международного права – мирное решение международных споров, признание государств, многосторонние договоры, международные организации и конференции.
     Проект о европейской безопасности направлен на создание в международных отношениях атмосферы созидательности, цивилизованности и прагматизма. Он вбирает в себя все положительное, реально позитивное, накопленное в мироуправлении на стыке двух столетий, устраняет последние остатки «холодной войны», делает мир всеобщим и гарантированным. Вместе с другими предложениями и процессами, представленными в миросообществе (переговоры РФ–США по СНВ-2, российско-китайская инициатива по заключению договора о предотвращении размещения оружия в космосе, российское предложение придать универсальный характер российско-американскому Договору о ликвидации ракет средней и малой дальности и др.), дипломатические идеи Российской Федерации по-настоящему стратегически, справедливы.
     Они законно обеспечивают всеобщую и региональную безопасность. Это понимают многие зарубежные страны, международные организации и их лидеры. Однако на пути к их реализации встречаются психологические завалы, проявляется неумение мыслить по-новому, гармонично и в соответствии с действующими закономерностями международных отношений. Но историческая логика на стороне России и тех политических сил, которые ее воспринимают, понимают и содействуют озвученным декларациям.
     Таким образом, политический сезон 2010 года в порядке преемственности принял на себя непростой, но стратегически важный международный груз – решить существующие проблемы таким образом, чтобы мир стал безопаснее, чтобы международное право стало для всех силой, которую для верующих и просто цивилизованных людей олицетворяют Библия, Коран, Катехизис, другие духовные источники.
     В этот процесс вносят значительный вклад внешняя политика и дипломатия России.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex