на главную страницу

3 Февраля 2010 года

Армия и общество

Среда

С почином, «Су»дарь!

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



29 января на аэродроме Дземги Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Ю.А. Гагарина (КнААПО) первый полет выполнил перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА). Самолет 5-го поколения пилотировал заместитель начальника летной службы ОАО «ОКБ Сухого» заслуженный летчик-испытатель России Сергей Богдан (на снимке). Отметим, что только две страны в мире - Россия и США - смогли совершить грандиозный научно-технический прорыв и создать истребитель 5-го поколения.

     
Что в имени твоем...

     Практическое воплощение американской программы по созданию авиационного комплекса 5-го поколения началось в 1983 году. В ответ на это СССР приступил к аналогичным работам. Они были прерваны после распада союзного государства и разразившегося в России экономического кризиса.
     США продолжали реализацию своих планов. В 1990 году состоялся первый полет прототипа. Еще через семь лет Соединенные Штаты приступили к испытаниям опытного истребителя. Серийными истребителями F-22 Raptor первая американская строевая часть была полностью укомплектована в 2006 году.
     Главными отличительными чертами самолета 5-го поколения западные эксперты называют: возможность выполнения сверхзвукового полета на крейсерском режиме без использования форсажа; наличие бортовой радиолокационной станции с активной фазированной решеткой; применение элементов искусственного интеллекта в информационных системах; боевая многофункциональность, позволяющая поражать воздушные, наземные, надводные цели. Необходимо отметить, что требования, активно рекламируемые в США на начальном этапе работ, затем претерпели изменения.
     Например, американские конструкторы не смогли выполнить требование по сверхманевренности. Тогда начались уверения, что она не нужна, и приоритетной сочли возможность всеракурсного применения вооружения. При этом ставка делается на дальний воздушный бой.
     После того как 27 марта 1999 года в районе деревни Будановцы в ходе военной операции НАТО против Югославии был сбит F-117A, широко разрекламированный термин «невидимка» трансформировался в «снижение заметности».
     Российские специалисты в качестве основных признаков авиационного комплекса 5-го поколения называют: сверхманевренность и длительный сверхзвуковой полет, малозаметность во всех физических полях, круглосуточность, всепогодность, скрытность применения, наличие глубоко интегрированного многофункционального комплекса бортового оборудования новой архитектуры с элементами искусственного интеллекта, многоканальность применения авиационных средств поражения и высокоэффективную автоматизированную систему обороны.
     После стабилизации экономической ситуации в России на правительственном уровне приняли решение вернуться к созданию отечественного авиационного комплекса 5-го поколения. В 2002 году по итогам проведенного конкурса разработчиком ПАК ФА выбрано «ОКБ Сухого». Несмотря на имеющиеся научно-технические и конструкторские заделы, работу пришлось начинать практически с нуля. Главной причиной стала необходимость выхода на более высокий технический и технологический уровни авиастроения.
     
В ожидании
     первого полета

     Наиболее тревожным для поклонников отечественной авиации выдался прошлый год. В самом его начале главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин сообщил, что работы по созданию ПАК ФА выполняются в соответствии с намеченными планами. Авиационный комплекс, подчеркнул он, будет способен выполнять крейсерский полет на сверхзвуковой скорости, обладать сверхманевренностью, малой заметностью в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн. Взлетно-посадочные характеристики позволят использовать короткие ВПП. Оборудование и вооружение авиакомлекса позволят поражать воздушные и наземные цели противника. В качестве ориентировочной даты первого полета были названы конец лета - начало осени.
     На МАКС-2009 новостью номер один стало заявление главкома, что один из трех экземпляров авиационного комплекса 5-го поколения находится недалеко от места проведения авиасалона и проходит статические испытания.
     В декабре уходящего года очередной знаковой новостью стало сообщение о наземных испытаниях первого летного образца истребителя 5-го поколения, в ходе которых выполнена рулежка, скоростные пробежки по взлетно-посадочной полосе, а также отрыв передней стойки шасси от поверхности во время разгона и выпуск тормозного парашюта. Первый полет нового самолета перенесли на начало 2010 года.
     За неделю до дебютного полета ПАК ФА в подмосковном Жуковском состоялся первый полет летающей лаборатории Су-27М с двигателем, разработанным НПО «Сатурн» и предназначенным для самолета 5-го поколения. Полет длился 45 минут и был успешным, претензий к работе двигателя не было.
     В целях обеспечения начала летной эксплуатации двигателя, в том числе с принципиально новой системой автоматического управления, проведен комплекс специальных и ресурсных испытаний.
     После завершения необходимого объема испытаний на летающей лаборатории получено заключение о возможности первого полета самолета 5-го поколения с новым двигателем.
     События последних двух месяцев свидетельствуют, что во главу угла ставилась техническая и юридическая готовность ПАК ФА к началу летных испытаний. Никто не стал приурочивать его дебют к какой-то юбилейной дате или ранее указанному сроку. Создание новейшего авиационного комплекса не терпит суеты.
     
Дебют с прицелом
     в будущее

     29 января Сергей Богдан приступил к выполнению полетного задания и в 11 часов 19 минут начал взлет. Опытный образец ПАК ФА провел в воздухе 47 минут. За это время летчик-испытатель выполнил первичную оценку управляемости самолета, работы двигателя и основных систем, а также штатную уборку и выпуск шасси. По оценке Богдана: «Самолет хорошо показал себя на всех этапах намеченной нами летной программы. Им легко и комфортно управлять».
     По сообщению пресс-службы Компании «Сухой», ПАК ФА оснащен принципиально новым комплексом авионики, интегрирующим функцию «электронного пилота», и перспективной радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой. Это в значительной степени снижает нагрузку на летчика и позволяет концентрироваться на выполнении тактических задач. Бортовое оборудование нового самолета позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы.
     Использование инновационных технологий и композиционных материалов, аэродинамическая компоновка самолета, выполненные мероприятия по снижению заметности двигателя обеспечивают низкий уровень радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности. По оценке специалистов фирмы, указанные новшества значительно повысили боевую эффективность в работе как по воздушным, так и наземным целям в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях.
     Не секрет, что для России данный проект имеет большое значение. Все достижения и успехи прошедших десятилетий в боевой авиации базировались на программах, в большей своей части разработанных и реализованных во времена СССР. Создание новейшего авиационного комплекса это своеобразный экзамен для отечественного авиапрома в новом веке.
     Демонстрация полета ПАК ФА подтвердила, что в России авиакомплекс 5-го поколения создан. В настоящее время в средствах массовой информации идут дискуссии о его тактико-технических характеристиках и возможностях. Специалисты к этому относятся более спокойно.
     Во-первых, пока не снят режим секретности.
     Во-вторых, необходимо завершить все связанные с программой проекты. В частности, по двигателю самолета, системам вооружения.
     Третье и не менее важное - подтвердить ТТХ на государственных совместных испытаниях. Например, только для определения и подтверждения боевых возможностей ПАК ФА предстоит модернизировать и оборудовать полигон ГЛИЦ Минобороны в соответствии с заявленными возможностями авиакомплекса.
     Вместе с тем сроки выполнения поставленных задач установлены весьма жесткие. На заседании президиума Правительства России его председатель Владимир Путин отметил: «В 2013 году первая партия должна поступить в наши Вооруженные Силы, а в 2015 должны осуществляться уже серийные закупки». Проект ежегодно финансируется на 100 процентов.
     Генеральный директор ОАО «Компания «Сухой» Михаил Погосян после полета истребителя заявил: «Сегодня мы приступили к выполнению программы летных испытаний самолетов 5-го поколения. Это большой успех российской науки и конструкторской мысли. За этим достижением стоит кооперация более сотни предприятий-смежников, наших стратегических партнеров. Программа ПАК ФА выводит российское авиастроение и смежные отрасли на качественно новый технологический уровень. Эти самолеты наряду с модернизированными авиационными комплексами 4-го поколения будут определять потенциал российских ВВС в течение ближайших десятилетий».
     Косвенным подтверждением имеющихся возможностей по выполнению намеченных планов служат и обнародованные ОАО «Компания «Сухой» итоги 2009 года, о которых сообщили за два дня до знаменательного события.
     Компания в полном объеме выполнила государственный оборонный заказ 2009 года по производству новых боевых самолетов, а также ремонту и модернизации авиатехники, стоящей на вооружении ВВС России.
     Входящие в холдинг заводы - КнААПО и Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова (НАПО) - передали российским ВВС заключительные партии модернизированных фронтовых бомбардировщиков Су-24М2 и многоцелевых истребителей Су-27СМ. Были проведены ремонт и модернизация палубных истребителей Су-33.
     На НАПО развернуто серийное производство новых ударных самолетов Су-34. Они поступают на вооружение ВВС согласно заключенному долгосрочному контракту с Минобороны РФ.
     Изготовленные на КнААПО многофункциональные сверхманевренные истребители Су-35 в течение прошлого года проходили этап предварительных испытаний. На заводе развернуты работы по выполнению нового госконтракта на поставку нашим ВВС 48 Су-35 до 2015 года.
     Все это убедительно доказывает, что руководство страны выбрало правильный путь и принимаемые им меры способствуют выводу отечественного авиапрома из тупика «саморегулируемой рыночной экономики».
     
На мировом рынке
     вооружений

     Как уже говорилось, в мире только Россия и США смогли, опираясь на свой научно-промышленный потенциал, создать авиационные комплексы нового поколения.
     Вместе с тем стоящий на вооружении F-22 Raptor стал самым дорогим истребителем в мире. По оценкам экспертов, стоимость производства каждой машины около 140 млн. долларов. А если учесть все затраты на программу, то цена возрастает до 350 млн. Конгресс принял решение прекратить производство этих самолетов.
     Теперь США реализуют следующую программу по созданию многоцелевого истребителя 5-го поколения - F-35 Lightning II. Запланировано также создание унифицированного типа этого авиационного комплекса для принятия на вооружение ВВС Австралии, Великобритании, Дании, Италии, Канады, Нидерландов, Норвегии и Турции. Всего на разработку проекта указанные страны запланировали расходы в общем объеме 40 млрд. долларов. В США из-за недофинансирования испытания F-35 идут с большим отставанием от графика. Дата завершения разработки истребителя может быть сдвинута на 2015 год.
     Ряд других стран, не входящих в блок НАТО, тоже желают обладать авиационными комплексами нового поколения. К их числу относится Индия. Она несколько десятилетий занимается закупкой современного вооружения вместе со строительством предприятий по его лицензионному выпуску. Кроме того, индийская сторона диктует зарубежным производителям требования к закупаемым образцам.
     Индийские военные сформулировали требования к авиакомплексу 5-го поколения Fifth Generation Fighter Aircraft (FGFA). В декабре 2008 года компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) и ОАК подписали контракт о его совместной разработке и производстве.
     Михаил Погосян, комментируя в КнААПО начало летных испытаний новой машины, отметил: «В планы Компании «Сухой» входит и дальнейшее развитие программы ПАК ФА, над которой мы будем работать совместно с индийскими партнерами. Я уверен, что наш совместный проект превзойдет западные аналоги по критерию стоимость-эффективность и позволит не только укрепить оборонную мощь ВВС России и Индии, но и займет достойное место на мировом рынке».
     Без сомнения, поступление на вооружение индийских и российских ВВС авиационного комплекса 5-го поколения будет свидетельствовать, что Россия сохранила статус мирового лидера авиастроения. Начало полетов по программе испытаний - очередной шаг по пути развития авиапрома страны. Конечно же впереди еще огромный объем работы, но, как гласит народная мудрость, дорогу осилит идущий. С днем рождения, «Су»дарь!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex