на главную страницу

3 Февраля 2010 года

Армия и общество

Среда

На подмосковных рубежах

Александр ПИНЧУК, «Красная звезда». Фото Юрия БЕЛОУСОВА.



Эта бригада воздушно-космической обороны (ВКО) вооружена самой современной, не имеющей в мире аналогов зенитной ракетной системой (ЗРС) С-400 «Триумф». Части и подразделения бригады дислоцируются на территории столичной области и охраняют небо Москвы и региона. С августа 2009 года бригадой командует полковник Эдуард Сигалов. В соединении, которое уже приведено к параметрам нового облика наших Вооруженных Сил, побывал корреспондент «Красной звезды» и в беседах с командиром, офицерами бригады выяснил то, что их радует и вдохновляет, и то, что беспокоит, требует решения.


     Полковник Эдуард Сигалов с удовлетворением рассказывал об итогах испытаний ЗРС С-400 в 2009 году в ходе учебно-боевых стрельб на астраханском полигоне Ашулук. Система еще не до такой степени освоена, чтобы все обходилось, как говорится, без сучка и задоринки. И тем не менее все убедились в способности комплекса уничтожать различные типы целей, в том числе имитирующие оперативно-тактические, тактические баллистические, а также крылатые ракеты. Все задачи, которые ставились перед бригадой на полигоне, были решены успешно.
     Полковник Сигалов подчеркнул, что зенитный ракетный комплекс проверялся в самых разнообразных условиях обстановки. Ракетчики доказали, что умеют его развертывать в нормативные сроки (а это считаные минуты) и уничтожать цели.
     По мнению комбрига, комплекс задуман и сделан таким, что не обнаружить цель практически невозможно. Он способен работать в автоматическом режиме и выдавать информацию на всех экранах индикаторов. Полковник Сигалов убежден, что с поступлением С-400 в войска они действительно обретают новый облик благодаря заметно возросшим боевым возможностям.
     Важно, что на полигоне в Капустином Яре вместе с расчетами дивизиона трудились представители промышленности. Возникавшие проблемы оценивались совместно, чтобы затем оперативно их устранять. А проблемы чаще всего зависели не столько от техники, сколько от человека, специалиста.
     Комбриг рассказывает далее, что одну из мишеней обнаружили, а затем уничтожили на высотах, о которых раньше и речи не было. ЗРК С-300ПМ предыдущего поколения способен решать такого характера задачи лишь на гораздо меньших высотах. Следовательно, боевой потенциал бригады при перевооружении возрастает, и значительно.
     С переходом на новую организационно-штатную структуру бригада стала соединением постоянной готовности, поэтому повседневные требования к подразделениям возросли как со стороны штаба бригады, так и со стороны оперативно-стратегического командования ВКО.
     По результатам итоговой проверки за 2009 учебный год все части бригады получили оценку «хорошо». Значит, до отличной не доросли, есть еще над чем основательно трудиться. А требования на итоговых занятиях были выше, чем прежде, особенно в плане боевой готовности. Временные параметры ужесточились, и, полагает полковник Сигалов, личный состав еще предстоит многому обучить.
     Основательно проверялась физическая подготовка военнослужащих соединения. Показатели тут возросли. Стало меньше офицеров, которым выставлены неудовлетворительные оценки. Но они есть. В бригаде офицерам теперь еженедельно выделяется пять часов на занятие спортом. Физическая выносливость офицерам-зенитчикам в условиях современного боя крайне необходима.
     Лучшей частью бригады, по итогам ушедшего года, объявлен зенитный ракетный полк, которым командует полковник Валерий Филиппов.
     У комбрига особое мнение о материальном стимулировании офицеров. Тут, полагает он, есть еще над чем размышлять. Как максимально объективно оценить профессионализм офицера, его самоотдачу, если хотите, самоотверженность. Помимо личностных качеств человека, имеет значение и то, где, в каких условиях он служит. А место службы не выбирают.
     В целом при общих положительных результатах боевой подготовки в бригаде еще немало проблем самого разного характера - с техникой, организационно-штатными мероприятиями, состоянием воспитательных структур, социальной сферой.
     Среди приоритетных, по мнению командования бригады, проблема, связанная с готовностью к мобильным боевым действиям. Подразделения привыкли нести боевое дежурство в условиях, когда техника находится в местах постоянной дислокации и задача сводится к тому, чтобы содержать ее исправной. Сейчас же требования изменились. Сегодня важно, чтобы любое из подразделений могло в сжатые сроки выйти для выполнения боевой задачи в другой позиционный район. Этому людей надо учить. Где и как? На Дальнем Востоке таких вопросов нет. В Подмосковье же вывести колонну на какую-то из автодорог для совершения марша не так просто.
     Командование бригады ищет возможности для совершенствования маршевой подготовки водительского состава. Марш планируется и совершается в условиях полигона. После стрельб подразделениям вменяется определенное тактическое маневрирование, продиктованное теми или иными особенностями реальной боевой обстановки.
     Бригада укомплектована офицерами еще не полностью. Принимает соединение и молодых офицеров с общевойсковой подготовкой. В обозримом будущем бригаде понадобятся специалисты из войсковой ПВО, поскольку техническое переоснащение с целью расширения боевых возможностей соединения продолжается.
     Офицеры бригады на регулярной основе проходят переучивание в своих учебных центрах. Туда направляются и желающие перейти в структуры ВКО из других видов Вооруженных Сил и родов войск. И тем не менее не до конца укомлектованы должности, занимаемые преимущественно лейтенантами и старшими лейтенантами, то есть низовое, но исключительно важное звено.
     В соединении сожалеют, что недополучили квалифицированных младших специалистов: крановщиков, водителей всех категорий (для автомобилей МАЗ, КрАЗ, БАЗ), поваров. Среди призванных практически нет выпускников школ ДОСААФ.
     В бригаду поступают радиолокационные станции нового парка. Это поставило перед командованием соединения новые задачи. И дело не столько в освоении техники, сколько в условиях службы персонала, обслуживающего станции. Полковник Сигалов побывал во всех радиолокационных ротах бригады и пришел к выводу, что бытовые условия повсеместно нуждаются в улучшении. Возьмем любую роту. Организацией службы, дежурства и в целом всей жизнедеятельности подчиненного личного состава занимается молодой офицер в звании старшего лейтенанта или капитана. Заместителя по воспитательной работе ему не положено. Обязанность по воспитанию личного состава, а это и операторы РЛС, операторы ручного сопровождения, техники, электрики, линейные надсмотрщики, водители-операторы, возложена прежде всего на самих ротных. Это очень серьезная дополнительная нагрузка.
     Роты и их инфраструктура создавались в 50-70-е годы прошлого века. Многое из обустройства выслужило установленные сроки и требует обновления.
     В бригаде есть роты, которые значительно удалены от детских садов и школ, находятся в лесу, и ближайший населенный пункт от них расположен на расстоянии 15—20 км. Командование вынуждено направлять в такие радиолокационные роты несемейных офицеров. И, проходя службу на позиции РЛС, им не так-то просто устроить личную жизнь.
     Возможно, в Сибири, где вокруг радиолокационных позиций глухие деревушки, 23-летний старший лейтенант считается высокооплачиваемым специалистом. Здесь же, в столичном регионе, все иначе.
     Отдел воспитательной работы, как и некоторые другие структуры бригады, ныне преобразован в отделение. По словам заместителя командира бригады по воспитательной работе подполковника Марата Ахметова, количество офицеров-воспитателей уменьшилось в четыре раза.
     Контингент же в бригаду поступает такой, что воспитательная работа с ним, особенно в начале службы, должна быть активной, разнообразной и непрерывной. Причем важно сочетать ее с постоянным контролем. А контроль над деятельностью подчиненного личного состава сегодня по сравнению с недавним прошлым затруднен из-за сокращения числа офицеров. В бригаде подумывают о введении нештатных заместителей командиров по воспитательной работе с частичным освобождением их от других обязанностей.
     Еще одна проблема - обеспечение офицеров жильем. В связи с возросшими требованиями к частям постоянной готовности офицер обязан в минимальные сроки прибыть на служебное место и быть полностью экипированным. Многие из-за этого вынуждены неделями жить в кабинетах, а то и в подсобных помещениях, а на выходные, если не заступают на дежурство, разъезжаются по домам, к семьям. А они весьма далеко от места дислокации части.
     На территории управления бригады имеется жилой городок, населенный 2.500 жителями. Он ныне открыт и переподчинен администрации района, а его обитатели давно потеряли какую-либо связь с армией. Многие квартиры и дома оформлены в собственность и проданы. Коммуникации и котельная находятся в ведении КЭЧ Московского военного округа, а жалобы на плохое отопление поступают к комбригу.
     Все могло бы быть иначе, если бы в 2002 году удалось реализовать планы инвестиционного развития городка, которые предполагали снос ветхого и морально устаревшего жилья и строительство нового для военнослужащих тогда еще дивизии ПВО. Однако из-за бюрократических проволочек благие намерения канули в Лету...
     В разговоре офицеры бригады отмечают, что мотострелковые бригады в бытовом и жилищном отношении обеспечены пока лучше, чем их коллеги из зенитных ракетных и радиотехнических войск. Там современный ремонт, телевизоры и холодильники в комнатах общежитий, другие удобства для жизни...
     Но в целом в офицерских коллективах настрой оптимистичный, на решение стоящих перед соединением боевых и учебных задач. Когда прощался с ракетчиками, подумалось: пока в частях ВКО служат столь преданные воинскому долгу офицеры, ключи от столичного неба в надежных руках.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex