на главную страницу

3 Февраля 2010 года

Культура

Среда

Истории суровый суд

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».




     С 18 февраля в кинотеатрах страны можно будет посмотреть продолжение фильма «Мы из будущего», появление которого на экранах в 2008 году вызвало активнейшее обсуждение, особенно в молодежной среде. И что удивительно по отношению к российскому кино, со знаком «плюс». Особенно если учесть, что речь шла о современном фильме, посвященном Великой Отечественной войне. И что вообще редко происходит с избалованным спецэффектами и прочими нанотехнологиями зрителем, на этот раз поглощать непременный для залов поп-корн казалось неприличным. Потому что происходящее на экране, даже без всяких суперэффектов, буквально перемещало в ставшее вдруг необъятным пространство экрана. Кажущийся на первый взгляд фантастическим сюжет, когда четверо наших молодых соотечественников вдруг оказываются на фронтах Великой Отечественной 1942 года, стал для современного молодого поколения духовным потрясением, побудил к серьезнейшему пересмотру жизненных ценностей и ориентиров.
     Настолько профессионально и с любовью снятого патриотического (в лучшем смысле слова) кино в нашей стране не появлялось давно. В один ряд с ним можно поставить, быть может, только ремейк старого советского фильма «Звезда», снятого в 2002 году Николаем Лебедевым.
     В первом фильме «Мы из будущего» режиссер Андрей Малюков, переплетая реальную историю и фантастику, связывая в гордиев узел патриотизм, нацизм и неонацизм, сумел показать дружбу, мужество, любовь к Родине в их самом высоком понимании. А в более пафосном смысле - жестко определил меру персональной ответственности всех живущих за будущий мир. Актеры - Екатерина Климова, Данила Козловский, Владимир Яглыч, Дмитрий Волкострелов, Андрей Терентьев, Даниил Страхов, Борис Галкин, Сергей Маховиков - сумели создать настоящий фильм-притчу, рассказывающий совсем не плакатно о живой связи времен и поколений. Музыка, написанная молодым композитором Иваном Бурляевым, тоже помогла создателям в такой подаче картины.
     У фильма «Мы из будущего-2» одного режиссера как такового нет. В титрах указано: постановка Александра Самохвалова и Бориса Ростова. В принципе из прошлой команды осталось буквально несколько человек. Из актеров - Екатерина Климова, играющая фронтовую медсестру Ниночку - любимую девушку одного из героев, и Владимир Яглыч.
     ...Их снова четверо. Они встречаются на современной Украине на своеобразной игре - реконструкции военных событий 1944 года. Место - эпицентр тогдашних боев, где попавшие в окружение немецкие части 13-го армейского корпуса, в том числе дивизия СС «Галичина», состоявшая в основном из украинцев, были практически полностью уничтожены. Но игры в прошлое оборачиваются не просто страшным настоящим, но и четко определяют жизненно важные приоритеты будущего...
     Герои первой части, бывшие некогда «черными копателями» россияне Борман и Череп (Владимир Яглыч и Игорь Петренко), после неудачной «шутки» молодых украинцев, которых друзья зовут Таран и Серый (Алексей Барабаш и Дмитрий Ступка), все вместе попадают в самое пекло знаменитой Львовско-Сандомирской операции. Здесь Борман, которого теперь играет Петренко, снова встретит свою Ниночку.
     Нашим экранным современникам, чтобы вернуться из прошлого в XXI век, придется каждому совершить свой подвиг, а главное и самое трудное, - объединиться перед лицом ОБЩЕГО врага, забыв безумные политические междоусобицы новой эпохи. В смертельных перипетиях рождается и крепнет осознание того, что только через связь прошлого и настоящего возможно будущее. И оно мыслится только ОБЩИМ. Ведь корневая система наших народов - едина. Создатели фильма напоминают еще одну истину: «Тот, кто не помнит прошлого, обречен на его повторение». Этот узел - патриотизм, нацизм и неонацизм - все еще не разрублен. И не только в кино. Но благородный посыл этого фильма - необходимость исторической связи двух братских народов - к сожалению, должным образом в картине не прописан. Кстати, в первой ленте интернациональная борьба с фашизмом, именно как многонационального СССР, была показана не менее ясно и эмоционально. Но без многозначительных, нынешнего толка акцентов (в том числе и в языковом плане) и была более близкой сердцу и важной по сути. Было понятно, что с врагом сражаются солдаты великой многонациональной державы. Так что фильм еще не вышел на экраны, а уже есть опасение, что на Украине его могут воспринять неоднозначно, что там возникает повод для обид на создателей. Но те в свою очередь утверждают: «Мы из будущего-2» - фильм прежде всего о любви.
     С точки зрения реализма к фильму особых претензий нет. Предметы быта, одежда, военные реалии соответствуют времени. Художник по костюмам Вероника Хлебникова грамотно воссоздала костюмы гражданского населения Западной Украины и украинской повстанческой армии УПА того времени. Кстати, многие предметы одежды, быта, аксессуары нашлись в Киеве на рынке у знаменитого Андреевского спуска. Интересен и «взгляд» композитора Александра Пантыкина, который определяется по-новому поданной темой «Мы из будущего - 2». Получился некий сплав суперсовременного постмодерна и ретромузыки 1940-х. Правда, то, как дополнили звукоряд песни известных групп «Океан Эльзы» и «Ночные снайперы», лично меня не впечатлило. А песню Дианы Арбениной «Армия» продюсеры выбрали как определяющую музыкальную тему картины. Они считают, что благодаря именно ей в фильме правильно передано «современное восприятие войны».
     ...О любви ли новая работа отечественных кинематографистов, о войне или об иных материях, судить зрителям и истории. А мне почему-то вспомнились строчки из стихотворения «Товарищ» поэта Евгения Горфина, который погиб на фронте в 1941 году. Ему было 32 года. «Я верю, как и ты, деливший все со мною, - От корки до последних сил своих, - Что даже смерть, рожденная войною, Не вырвет нас из лагеря живых».
     Такое вот послание из прошлого нам, живущим в настоящем. В котором, как напоминает нам эта экранная дилогия, мы просто обязаны помнить общее прошлое ради нашего благополучия в будущем.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex