О планах работы в 2010 году Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности «Красной звезде» рассказал председатель комитета Виктор ОЗЕРОВ.
- Виктор Алексеевич, какие направления деятельности руководимого вами комитета, Совета Федерации в целом вы могли бы назвать приоритетными в наступившем 2010 году.
- Как недавно отметил председатель Совета Федерации Сергей Миронов, наша палата будет строить свою работу, исходя из Послания Президента РФ Федеральному Собранию. Ориентирами в деятельности комитета являются положения Послания о необходимости завершения основных мероприятий «по переходу Вооруженных Сил России на новый уровень, по созданию современной, боеспособной и мобильной армии, которая не даст шанса угрожать нам и нашим союзникам», а также о «переоснащении войск новыми системами и образцами вооружений и военной техники».
В связи с вышеизложенным из задач я бы выделил дальнейшее развитие военного законодательства, содействие финансированию в полном объеме государственного оборонного заказа, повышение уровня жизни военнослужащих, социальной защищенности. Эти приоритеты непосредственно связаны с процессами, происходящими в Вооруженных Силах.
- Практика проведения выездных заседаний продолжится?
- Такой формат заседаний доказал высокую эффективность, он, несомненно, способствует получению информации из первых рук. Напомню, что в 2009 году мы провели три заседания в регионах. На 2010 год запланированы также три выездных заседания.
Особый акцент я хотел бы сделать на первом, которое состоится 30 марта на базе ДОСААФ России. Оно будет посвящено вопросам нормативно-правового обеспечения допризывной подготовки молодежи. Напомню, что накануне Нового года было принято решение о преобразовании РОСТО в Общероссийскую общественно-государственную организацию «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ДОСААФ России). Сейчас очень остро стоит вопрос подготовки молодого человека, которую он должен получить до призыва в армию. Это связано с сокращением срока службы до 1 года и соответственно с увеличением количества призываемых. В заседании примут участие представители как заказчика - Министерства обороны, так и исполнителя -
ДОСААФ, а также различных ветвей власти, надзорных органов, всех заинтересованных министерств и ведомств, общественных организаций.
Кроме того, на выездных заседаниях мы также рассмотрим практику применения Технического регламента о требованиях пожарной безопасности - актуальность проблемы после известных событий в Перми объяснять никому не надо, а также на примере Удмуртской Республики - реализацию Федерального закона «О противодействии терроризму».
- В минувшем году одно из выездных заседаний комитета было посвящено реформированию военного образования...
- Заседание провели в филиале Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации» - Московском высшем военном командном училище (военном институте).
Напомню, что отправной точкой и правовой основой этой работы явилось решение Президента Российской Федерации от 21 июля 2008 года о формировании перспективной сети военно-учебных заведений, соответствующих новому облику армии и флота. С учетом проведенных мероприятий общее количество военно-учебных заведений сокращено с 64 до 16. Это 3 военных учебно-научных центра, 11 военных академий и 2 военных университета.
Подводя итоги состоявшегося разговора, должен признать, что тема эта действительно актуальная и сам ход разговора и те вопросы, которые задавались, и прозвучавшие ответы говорят о том, что не реформировать военное образование нельзя. Одновременно мы отчетливо видим, что Министерство обороны занимает в этом вопросе очень осторожную и выверенную позицию - я практически цитирую сейчас статс-секретаря - заместителя министра обороны Николая Панкова.
- Как вы оцениваете успехи законодателей, государства в целом в повышении социального статуса военнослужащего, его семьи?
- Семья военнослужащего, как и военная служба, должна иметь особый, высокий статус в общегосударственной системе института семьи, где особую роль следует придать формированию достойного образа жизни военнослужащих и членов их семей.
Надо сказать, что за последние годы, в том числе законодателями с участием Правительства Российской Федерации, принят ряд законодательных актов, которые направлены на повышение уровня материального обеспечения семей военнослужащих. Так, были внесены изменения в законодательство, связанное с пенсионным обеспечением, где женам или супругам военнослужащих-женщин до пяти лет теперь будет засчитано в трудовой стаж и будут производиться выплаты в страховые взносы из федерального бюджета в случае, если они проходят службу с супругами в местностях, где нельзя трудоустроиться.
Во-вторых, был принят федеральный закон, который теперь позволяет детям военнослужащих независимо от организационно-правовых форм дошкольных учреждений в первоочередном порядке быть устроенными в детские дошкольные учреждения, и увеличить отчисления на содержание ребятишек в этих дошкольных учреждениях.
Принят федеральный закон, который увеличит сумму страховых взносов женам военнослужащих по призыву в случае, если у них в семье имеется ребенок-инвалид в возрасте до одного года.
В этом контексте хочется отметить, что нам удалось приравнять к участникам боевых действий российских военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях в Южной Осетии и Абхазии в августе 2008 года, что, безусловно, повысило статус многих военнослужащих и, как мне представляется, членов их семей.
Многие вопросы повышения социально-экономического статуса семей военнослужащих планируется решить в стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации до 2020 года, которая была утверждена на коллегии Министерства обороны и которая предусматривает осуществление перехода от функций по обеспечению минимальных жизненных стандартов семей к функциям социальных стандартов, соответствующих особому характеру воинского труда и условий жизни для наших военнослужащих. Для достижения этих целей потребуется активно использовать возможности приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем военнослужащих, а также внутренние возможности Вооруженных Сил и правоохранительных органов.
Мы считаем, что этому будут способствовать и итоги заседания Координационного совета при председателе Совета Федерации по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей «Семья военнослужащего в условиях формирования нового облика Вооруженных Сил Российской Федерации», которое было проведено в декабре прошлого года.
Если говорить о денежном довольствии военнослужащих, то нынешняя его структура безнадежно устарела. Поставлена задача до 2012 года разработать новую, основой которой станут не многочисленные надбавки, а денежные оклады по званию и воинской должности. В ближайшие время проект этого закона, который в настоящее время активно разрабатывается при участии членов нашего комитета, входящих в рабочую группу по подготовке законопроекта, поступит в Правительство Российской Федерации.
- Важнейшим вопросом был и остается жилищный?
- Наступивший, 2010 год по праву может стать в этом отношении прорывным. Запланировано, что именно в этом году квартирами будут обеспечены все ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Это несколько десятков тысяч человек.
До конца года должен быть решен вопрос и с обеспечением военнослужащих постоянным жильем. Напомню слова президента о том, что «поставленная задача по обеспечению постоянным жильем в 2010-м, а служебным - в 2012 году должна быть неукоснительно выполнена». Темпы строительства жилья и выделяемые на это денежные средства позволяют решить эти задачи в срок.
Но для сегодняшнего дня построить «коробки» - мало, важно совершенствовать социальную инфраструктуру. Об этом я говорил на одной из последних встреч парламентариев с Президентом России, этот вопрос неоднократно поднимался на заседании нашего комитета. И надо отметить, что нам удалось включить в бюджет ушедшего года 15 млрд. рублей на социальную инфраструктуру военных городков. А это уже немало...
- Глава государства одной из острых проблем назвал коррупцию...
- Напомню, что в прошлом году был принят закон, в соответствии с которым антикоррупционная экспертиза стала неотъемлемой составной частью нормотворческого процесса. На сегодня уже выделен и описан ряд коррупционных факторов, на которые делается акцент при проведении антикоррупционной экспертизы. В 2009 году по инициативе нашего комитета на заседаниях Совета Федерации было рассмотрено два вопроса, посвященных данной проблематике. С информацией «О системных мерах по противодействию коррупции и обеспечению эффективного взаимодействия государства и общества» выступил и ответил на вопросы членов Совета Федерации министр юстиции Российской Федерации Александр Коновалов, а о состоянии работы по противодействию коррупции в органах внутренних дел рассказал министр внутренних дел Российской Федерации Рашид Нургалиев.
Эту работу мы, безусловно, продолжим и в 2010 году.
- Виктор Алексеевич, что еще в законотворческом портфеле Комитета по обороне и безопасности?
- В запасниках у нас имеется ряд проектов федеральных законов, над которыми ведется активная работа. Так, можно отметить проекты федеральных законов «О государственном контроле (надзоре) в сфере обеспечения безопасности полетов авиации в Российской Федерации» и «О развитии малой авиации в Российской Федерации». При активном участии представителей комитета продолжается работа над подготовкой и внесением в Государственную Думу таких законопроектов, как «О военной службе Российской Федерации в добровольном порядке (по контракту)» и «О воинской обязанности граждан Российской Федерации».
Как видим, задачи стоят большие и члены комитета Совета Федерации по обороне и безопасности готовы их решать. Причем мы готовы как выступать субъектами законодательной инициативы, так и поддерживать нужные законы, вносимые в Государственную Думу другими субъектами законодательной инициативы.