В Республике Татарстан на базе 84 общеобразовательных учреждений на сегодняшний день действует 223 кадетских класса, которые охватывают своей работой 6.134 воспитанника. Среди них особо стоит отметить 13 кадетских школ-интернатов, а также две школы, в которых находится на государственном обеспечении почти 1.700 учащихся. А если учесть, что Татарстан два года подряд становится победителем в конкурсе Минобороны РФ среди регионов России по подготовке граждан к воинской службе, то неудивительно, что республика является одним из лидеров среди субъектов федерации по развитию кадетского образования.

Кадетское образование на первый взгляд выполняет такую главную функцию, как социальная защита «трудных» детей. Например, в Татарстане почти 40 процентов кадетов - из неполных и многодетных семей. Очевидно, что муниципалитеты решают на своих территориях социальные проблемы. С другой стороны, несмотря на усиленную военную подготовку, это несильно отражается на общей картине поступления в высшие военные заведения, поскольку основные кадры для них готовятся в суворовских и нахимовских училищах. Вот здесь и возникает второй, более глубинный взгляд на проблему - кадетские заведения играют огромную роль в общей военной, патриотической и спортивной подготовке для службы в армии срочников и контрактников.
По данным Владимира Царева, ведущего консультанта отдела общего образования министерства образования и науки РТ, в кадетские школы стоит очередь. Косвенно этому способствует и курс на постепенное закрытие детских домов и перемещение воспитанников в семьи. В планах министерства открытие еще двух школ-интернатов - в Казани и Азнакаевском районе республики. Совершенствование системы кадетского образования предусмотрено и планом по подготовке и проведению празднования в Татарстане 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Тогда систему можно будет считать оптимальной по географическому покрытию. Следующим этапом должно стать уже развитие созданной сети кадетских учреждений: ресурсами, зданиями, инфраструктурой, методикой и, конечно, кадрами. Тем более что каждое кадетское заведение, как муниципальное образовательное учреждение (МОУ), по-разному оснащено и комплектуется, а самое главное, неодинаково подходит к преподаванию так называемых кадетских дисциплин, в силу того что местные власти обладают разными финансовыми возможностями и представлениями о кадетстве. Та же Казань может позволить евроремонт здания школы, собственный тир и помощь республиканских общественных организаций. А иной райцентр вынужден размещать учеников в старом и давно неремонтируемом здании бывшего профтехучилища, не говоря уже об уровне подготовки кадров, общей методике и организации преподавания.
Но главное все-таки состоит в другом. Какими бы благими мыслями и жизненным опытом ни делился с учениками бывший офицер, выйдя на перемену, кадеты могут получить от старшеклассников уже совсем другой урок жизни. Поэтому максимальную отдачу от кадетского воспитания можно иметь только в интернатах, где ребята, живущие здесь, погружены в атмосферу все 24 часа, а те, кто ночует дома, - 12 часов.
Не все способны выдержать такой режим. По словам Аиды Николаевой, заместителя директора по воспитательной работе Казанской кадетской школы-интерната (ККШИ) № 6, некоторые ребята уходят. Но их все же единицы. А в 2003 году, когда учреждение только образовалось, некоторые подростки убегали, потом их ловили, кормили и отмывали. Сейчас такого нет. Обучение начинается с пятого класса. Есть вступительные экзамены: русский, математика, физкультура и музыка, поскольку в пятом классе идут занятия по музыке. Поступившие в торжественной обстановке дают клятву кадета. В принципе учебно-воспитательный план в интернате почти тот же, что и в обычной школе плюс факультативы по ОБЖ, куда входят ОВС (основы военной службы), и другим предметам. Они составляют почти 40 процентов от всего учебного плана, в том числе автодело и хореография. В других кадетских школах преподаются этика и эстетика, горное дело, лыжная подготовка и плавание. Все разнообразие дисциплин зависит от местного муниципалитета и руководства конкретной школы. Сейчас на 281 кадета, половина из которых живет в интернате, приходится 51 преподаватель.
Как считает Аида Николаева, принципиально важно, что преподаватели-воспитатели, офицеры запаса и в отставке носят форму, что в высшей степени благотворно сказывается на поведении и учебе ребят, которые еще вчера приносили обществу массу хлопот. Классы-взводы сведены в роты по смешанному принципу, где есть все возрасты. Это укрепляет дисциплину, старшеклассники помогают командирам рот учить и контролировать младших, которые, в свою очередь, берут пример со старших. Что удобно и полезно, особенно в соревновательных мероприятиях, которые в большом количестве проходят как в стенах школы, так на всевозможных слетах и конкурсах. Как правило, до обеда идут занятия с учителями-женщинами, а после обеда - с мужчинами-воспитателями по ОВС, а также по дополнительным предметам. Часть офицеров преподавала в военных училищах, другие сейчас повышают квалификацию по психологии.
Здесь есть плата за содержание в интернате, составляющая чуть больше 6.000 рублей в месяц, но поскольку много ребят из семей с низким уровнем дохода, то получается в среднем 900 рублей. Форма также шьется за счет родителей, она полностью соответствует форме суворовцев, только с буквами «КК» на погонах.
Школа открыта для сотрудничества со всеми, кто разделяет военно-патриотическую направленность. Частые ее гости и помощники - сотрудники военкомата Вахитовского района Казани. Можно сказать, что парашютными стропами связаны интернат и Казанское городское отделение «Союза десантников» России. Уже четверо парней из подшефного девятого класса совершили прыжки и теперь с гордостью носят голубые береты. Председатель отделения старшина в отставке Александр Головатенко и его коллеги преподают парашютное дело, боевое искусство, вопросы тактики и разведки. За год юные десантники завоевали множество призов на слетах кадетов и соревнованиях по армейскому единоборству. Кроме того, постоянными партнерами кадетов давно стали представители Минюста из службы исполнения наказания - они читают в 10-м классе правовые дисциплины. Кстати, они и сотрудники МЧС уже давно ведут свои классы во многих кадетских школах республики и не скрывают своих профессиональных целей по подготовке будущих кадров.
Большинство мероприятий и соревнований проводится на базе республиканского военно-спортивного центра «Патриот» совместно с министерством по делам молодежи, спорту и туризму РТ. В самой школе есть музей 146-й стрелковой дивизии, которая была сформирована в Казани и прославила себя в боях Великой Отечественной войны. Ему уже 40 лет, он был образован в школе № 4, которая раньше располагалась в этом здании. Живы двое ветеранов дивизии, которые по мере сил рассказывают о своих подвигах уже правнукам Победы. И, конечно, налажены разносторонние контакты с такими же школами в республике и из соседних областей. Из 17 выпускников прошлого выпуска четверо поступили в военные училища, хотя официальных преференций для кадетов по поступлению в военные заведения нет.
ККШИ № 6 организована одной из первых в республике и, как все другие подобные организации, работает на основе постановления кабинета министров РТ. Надо отдать должное сотрудникам министерства образования и науки, которые в отсутствие федерального законодательства подготовили уже две республиканские целевые программы кадетского образования в РТ - с 2003 по 2005 год и на 2008–2010 годы. Благодаря этой работе разработаны учебные планы, утверждены нормативы финансовых затрат на содержание одного кадета. Они больше сумм, которые отпускаются на обычного школьника - 62.000 против 48.000 рублей. По твердому убеждению Владимира Царева и его коллег, главная проблема развития кадетского образования - отсутствие единого федерального законодательного поля. А потому нет единой методики преподавания и управления, нет самих определений «кадет», «кадетское образование». Профессионалам невозможно опереться на единую общероссийскую статистику, все регионы действуют соразмерно своим силам и возможностям. Например, в Москве, где находится 10 кадетских корпусов, они носят статут государственных образовательных учреждений (ГОУ), в то время как в Татарстане они остаются МОУ. Есть мнение, что перевод кадетского образования в статус государственного значительно повысил бы его уровень. Сегодня, как и всегда, это благородное и в высшей степени необходимое начинание держится на плечах подвижников, людей, влюбленных в свое дело и неравнодушно смотрящих в тысячи благодарных мальчишеских глаз.
О том, что такая необходимость назрела давно, говорят и решения Президента России. Дмитрий Медведев своим Указом от 30 августа 2009 года № 977 учредил смотр-конкурс на звание «Лучший казачий кадетский корпус». А 12 ноября в своем Послании Федеральному Собранию глава государства заявил об образовании по одному кадетскому корпусу в каждом федеральном округе. Первый планируется открыть в Приволжском округе и, может быть, в Татарстане.