на главную страницу

5 Февраля 2010 года

О времени и герое

Пятница

«Я в весеннем лесу пил березовый сок....»

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



Президент России Д.А. Медведев направил соболезнования родным и близким в связи с кончиной кинодраматурга, сценариста, народного артиста России Е.Д. Аграновича.
  В тексте, в частности, говорится:
  «Фронтовик, прошедший всю Великую Отечественную войну, Евгений Данилович обладал многогранным талантом. И получил широкое признание как литератор, драматург и художник. А созданные им песни любимы слушателями разных поколений.
  Все, кто был знаком с этим ярким и неординарным человеком, ценили в нем открытость и огромную творческую энергию. И навсегда сохранят добрую память о Евгении Даниловиче Аграновиче».

     «От героев былых времен не осталось порой имен...», «Я в весеннем лесу пил березовый сок...», «Только пыль-пыль-пыль от шагающих сапог...» Авторство этих и многих других популярнейших песен приписывали кому угодно, но только не самому автору - Евгению Даниловичу Аграновичу. Парадокс, но замечательный поэт, композитор, прозаик, переводчик, кинодраматург, сценарист игровых и анимационных фильмов, художник, скульптор пришел к широкой публике только в последнее десятилетие. «Неизвестный автор знаменитых песен» - так с иронией и легкой грустью определял себя сам Евгений Данилович.
     «Второе дыхание» пришло к Евгению Даниловичу с открытием его творчества отечественными бардами. И они сразу же определили его классиком жанра. Ведь если разобраться, то именно Агранович положил начало бардовскому песенному направлению. А песни эти можно считать по сути своей народными, потому что они шли сразу в народ. Сам он понимал такое движение как «поэзию прямого действия». И считал, что это песни «со свободным дыханием».
     Этого светлого, талантливого человека, ветерана Великой Отечественной войны, орденоносца, не стало 29 января нынешнего года на 92-м году жизни. Агранович ушел на взлете своей популярности и до последнего дня активно исполнял роль духовного стража отечественной культуры - на него равнялись, ему верили, относились с почтением и искренним уважением. В феврале у Евгения Даниловича должны были состояться два сольных концерта. А 11 февраля он готовился выступать на концерте бардов в Кремле.
     Совсем немного осталось до 65-й годовщины Великой Победы. С этим всенародным праздником, заслуженно его праздником, фронтовика готовились поздравить сотни почитателей. Многие из них пришли 3 февраля проститься с ним в Дом кино. И стояли в почетном карауле солдаты, как часовые нашей Памяти. И ложились цветы к его старенькой кожаной куртке, на которой теснились боевые ордена и медали. Среди них и самая дорогая солдатская медаль «За отвагу». А куртку он выменял в самом конце войны у знакомого летчика и до конца жизни надевал только в самых торжественных случаях.
     С армией он тоже связи не прерывал. «Военная» страничка на всех бардовских концертах и фестивалях традиционно была его. А последние пять лет он обязательно два раза в год приезжал в гости в знаменитый Президентский полк.
     А на фронт он ушел добровольцем с третьего курса Литинститута им. Горького. На семинаре, которым руководил Илья Сельвинский, рядом с ним учились уже тогда заявившие себя настоящими поэтами Павел Коган, Николай Майоров, Михаил Кульчицкий. И Агранович считался среди них лучшим. Все они, как и многие его сверстники, погибли. И все дальнейшее творчество его - биография целого поколения, летопись страны.
     Рядовым он пробыл всего три месяца. Потом его определили военкором в газету стрелковой дивизии, и войну закончил уже в звании лейтенанта. Начинал с защиты рубежей Москвы, фронтовыми дорогами дошел до Берлина. «Только пыль-пыль-пыль от шагающих сапог. Отпуска нет на войне» - это песня тех дней, когда с 1941-м рядовой сформированного из студентов-добровольцев 22-го истребительного батальона, ротный запевала Женя Агранович, выполнял приказ батальонного комиссара. Отступающим подразделениям нужна была строевая песня! И приказ был выполнен. Ведь стихи к песням, а порой и музыку, Агранович начал писать еще в 1938 году. Использовав перевод стихотворения Киплинга и существенно дополнив его, рядовой Агранович написал песню, которую скоро пел весь батальон, потом дивизия, и наконец армия. Она зажила своей жизнью на всех фронтах Великой Отечественной.
     После победы Агранович окончил Литинститут. Продолжая военкоровские традиции, устроился в одну из столичных газет, мотался по командировкам. Но подвел острый язык, и пришлось оставить журналистское поприще. Так начался путь в кинематографе. С работы на киностудии им. Горького. Должность называлась «автор русского текста песен дублируемых картин».15 лет он писал стихи к музыке из известных тогда в народе фильмов «Возраст любви», «Бродяга», «Уличная серенада». Тесно сотрудничал с Союзмультфильмом в 1960—1970 годах. Это время там ныне называют «эпохой Аграновича». И песни писал к мультфильмам, и стихи, и сценарии. Многие их них считаются классикой: «Наш друг Пишичитай», «Отважный Робин Гуд», «Мурзилка на спутнике», «Снежная сказка», Петя и Красная Шапочка», «Василек»...
     А путь в «большое кино» мог у него начаться в 1956 году, когда по заказу режиссера, который снимал шпионский детектив «Ночной патруль», он написал песню для его главного героя, в роли которого выступал Марк Бернес. Это была знаменитая ныне «Я в весеннем лесу пил березовый сок....». Бернес очень хотел ее исполнить, но руководство киностудии пригласило уже признанных песенников. Но, несмотря на звездность приглашенных авторов, новое произведение как-то сразу забылось. В отличие от песни Аграновича, который привычно пустил ее как и остальные «по магнитофонам и компаниям». И только когда в 1968 году на экраны вышел приключенческий фильм «Ошибка резидента» об одном из пропавших сыновей Родины-матери запела сразу вся страна. Песня чудом попала к режиссеру этой картины, где в кадре ее исполнил актер Михаил Ножкин. И хотя имя Евгения Аграновича впервые указали в титрах, авторство закрепилось по инерции именно за Ножкиным, который сам тоже писал хорошие песни.
     В поэтике, в песнях Аграновича основное место все же принадлежит военной лирике.
     Уровень этих стихов ясен всем, кто только слышал песню из фильма «Офицеры»: «Нет в России семьи такой, // где не памятен был свой герой...».
     Но как же поэт может жить без любви! И по мнению многих, кто знаком с творчеством Аграновича, у него есть стихотворение, которое занимает достойное место в золотой копилке любовной лирики. «Любовь пытаясь удержать, // Берем как шпагу мы ее - // Один берет за рукоять,// Другой берет за острие».
     Говоря о поэзии Аграновича, надо обязательно помнить и его удивительное дарование как прозаика. Он писал остро, психологически тонко, великолепно с литературной точки зрения. Стоит найти и прочитать его повесть про собаку «Без ошейника», рассказ «Скамейка выздоравливающих». И открыть для себя замечательного писателя.
     Видеть в жизни удивительные вещи, вроде бы на первый взгляд ничем не примечательные, в частном подмечать общее - это редкий дар. Он раскрылся у Аграновича и в его таланте художника. Во время жизненных коллизий он обращался к карандашу, кисти, дереву, кости. Из природного материала - самшита, красного дерева, оленьего рога - он создавал еще один мир прекрасного, сродни своему любимому песенному. И в этом мире мы все для него - родные люди.
     «Я человек счастливый, - говорил он о себе всегда. - Ведь мои песни знает и любит народ!»


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex