на главную страницу

6 Февраля 2010 года

Армия и общество

Суббота

На тропе Одуванчик и Кулак

Юрий БОРОДИН, «Красная звезда». Фото автора.



Не стоит листать справочники и энциклопедии, рассказывающие о военной технике: в них не найдется описаний того удивительного «транспорта», которым оснащен взвод горной мотострелковой бригады СКВО. Но если бы оно и было, то тактико-технические характеристики звучали бы словно похвала: надежная, всепогодная, со сверхвысокой проходимостью в горно-лесистой местности...


     Если в других бригадах понятия не имеют о подобных «лошадиных» подразделениях, то в горной мотострелковой бригаде вьючно-транспортный взвод - один из самых необходимых и востребованных. Он входит в состав роты материального обеспечения бригады, но на практике военнослужащим взвода приходится взаимодействовать и с другими службами и подразделениями. Например, с представителями ветеринарно-санитарной службы СКВО - своими непосредственными кураторами. Или вот с бригадными разведывательными и мотострелковыми подразделениями. Что касается последних, то именно для повышения эффективности их деятельности и создавался взвод.
     - Мы и совместные тренировки с ними проводим, - рассказывает командир вьючно-транспортного взвода старшина Дмитрий Куницкий. - Лошади не только к своим вьючно-вожатым должны привыкнуть, но и на других военнослужащих правильно реагировать. От этого ведь выполнение задач напрямую зависит.
     Что касается задач, то они самые разные. Если сказать одной фразой, то это обеспечение разведывательно-поисковых мероприятий: забросить в горы тяжеленные ящики с боеприпасами, эвакуировать раненого или травмированного военнослужащего, вывезти захваченные в ходе боестолкновения трофеи. И пускай это пока лишь тренировки, в случае необходимости лошадки могут пригодиться и при выполнении реальных задач. Дислокация этой горной бригады и специфика службы ее личного состава таковы, что всегда нужно быть во всеоружии. Госграница рядом.
     Первые лошади - 18 «карачаевцев» - прибыли в бригаду весной 2007 года. Затем спустя почти полгода «численный состав» четвероногих увеличился вдвое. «Карачаевцы» - порода местная, специально выведенная для передвижения по предгорной и горной местности - быстро адаптировались. Для того чтобы это были настоящие военные лошади, их всех приучали не бояться звуков боя: для этого на полигоне рядом с лошадьми устраивали «какофонию войны» (стреляли холостыми зарядами и взрывали пиротехнику). Лошадям, конечно, подобные звуки не слишком нравятся, но тяготы и лишения они переносят стойко. Еще одна партия - несколько десятков лошадей - прибыла в Северо-Кавказский регион из-за границы. Подарок братского монгольского народа - лошади местной породы - отличаются от «карачаевцев» и внешне, и характером. Привыкшие к раздолью степей, они нуждаются в особых тренировках. Поэтому военнослужащим взвода пока приходится уделять им больше внимания.
     - «Связка» «монгольцев» - четыре лошади - уже подготовлена для работы, - объясняет командир отделения взвода старший сержант Алексей Гогин. - Филипп, Одуванчик, Кулак и Скинхед уже принимали участие в тактико-специальных занятиях, которые проводились с разведчиками. На подходе еще несколько лошадей, которые смогут выполнять необходимые задачи.
     Планируется, что еще два десятка «монгольцев», но теперь уже элитной породы, прибудут в бригаду.
     Животные, конечно же, отличаются друг от друга. Это заметно даже стороннему наблюдателю. Одуванчик, например, ласковый, а Филипп - прожорливый и любопытный одновременно. Свою кличку он получил за внешний вид - грива у лошади, как ни причесывай, косматая - вот и вспомнили Киркорова. Кстати, когда мы его фотографировали в деннике, он прервал трапезу, оторвался от кормушки и начал позировать. Артист, одним словом. А вот Скинхед - с норовом. Но называют его так не за это. Просто клеймо прежнего хозяина напоминает фашистскую свастику...
     Забот у личного состава вьючно-транспортного взвода - выше крыши. Распорядок дня - с 5 до 23 часов. Нужно успеть многое: неоднократно напоить и покормить животных, почистить их, убрать конюшню, разложить подстилки. Ежедневно на каждую лошадь рассчитано по 7 кг сена и 7 кг зерна. При таких щедрых пайках лошадь должна проходить в сутки до 25-30 км. Причем не по асфальтированной магистрали. При необходимости лошадей подковывают. Кузнец Казбек Салпогаров свое дело знает. Поэтому постоянно осматривает копыта четвероногих «солдат».
     - В среднем раз в два месяца лошадей нужно перековывать, - поясняет он.
     Сейчас усиленными темпами строится его «рабочий кабинет». Вместе с отдельной кузней строители возводят конюшню. В здании, которое должно быть полностью достроено через несколько недель, предусмотрены не только денники, но и душевая для животных, ветлечебница, дежурка, подсобные помещения. Рядом - коновязь. Уже сооружены денники с навесами.
     Сегодня во вьючно-транспортном взводе 60 лошадей. 60 лошадиных сил. И каких сил! В условиях бездорожья, непроходимых лесов и коварных горных круч им не составит конкуренцию ни автомобиль, ни бронетехника. Поэтому вновь уходящие в поисковые рейды военнослужащие горной бригады надеются только на себя да на своих четвероногих помощников.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex