на главную страницу

9 Февраля 2010 года

Страна и мир

Вторник

ПОЛЬША, РУМЫНИЯ... КТО СЛЕДУЮЩИЙ?

Владимир КОЗИН, государственный советник Российской Федерации 2 класса, кандидат исторических наук.



Итак, вслед за Польшей, любезно предоставившей свою территорию под первые ударно-боевые и разведывательно-информационные элементы глобальной американской системы ПРО в виде модернизированных комплексов ПВО/ПРО наземного базирования «Пэтриот» РАС-3, о готовности принять у себя компоненты системы противоракетной обороны США заявила Румыния.


     По свидетельству авторитетного издания «Джейнс дефенс уикли», соответствующие переговоры между Вашингтоном и Бухарестом должны начаться в ближайшее время. Румынские официальные представители уточнили, что наземные ударно-боевые средства ПРО США будут развернуты на территории республики не позднее 2015 года. И румынские, и американские официальные представители заверяют, что эти системы, как и компоненты ПРО, которые нынешняя американская администрация собирается завезти в Польшу, не будут использоваться против России, а должны предназначаться для противодействия «иранской ракетно-ядерной угрозе».
     Тем не менее у России возникли в связи с этими планами серьезные озабоченности. Они проистекают из опасения, что вслед за Польшей и Румынией аналогичные или схожие компоненты ПРО появятся на территории Болгарии, Турции, Чехии и ряда других государств - членов
     НАТО. Ведь принципиальное решение о сопряжении противоракетных систем блока с американскими национальными средствами ПРО было принято в его штаб-квартире в Брюсселе и Белом доме еще в период деятельности администрации Джорджа Буша-младшего и на очередном саммите альянса в конце текущего года будет автоматически «проштамповано».
     Совершенно очевидно, что озвученные решения о расширении элементов глобальной американской системы ПРО в Польше, а затем и в Румынии представляют собой лишь начало реализации более грандиозного плана по «реконфигурации системы ПРО» в глобальном масштабе, с которым выступил в Белом доме 17 сентября 2009 года президент Барак Обама. Причем эта «реконфигурация» представляет собой более обширную схему развертывания элементов ПРО, чем была предложена его предшественником в 2007 году.
     Во-первых, «план Обамы по ПРО» предполагает более масштабное развертывание ударно-боевых и разведывательно-информационных элементов системы ПРО с точки зрения географии размещения указанных элементов: они появятся на территории не двух, а практически всех стран - участниц НАТО в Европе и, соответственно, охватят не только ее восточную зону, а весь континент, да к тому же морские пространства вокруг него.
     Во-вторых, если раньше в Белом доме считали нужным оградить от «иранской ракетно-ядерной угрозы» только Соединенные Штаты, а также почему-то Польшу и Чехию, удаленные от Ирана на тысячи километров, то теперь нынешнее американское военно-политическое руководство ставит перспективную и более грандиозную задачу. Она заключается в том, что предлагаемая система ПРО должна защищать и США, и все страны - члены НАТО, и их вооруженные силы во всем мире, в том числе средства передового базирования, то есть стратегические ядерные средства в виде ПЛАРБ и тяжелых стратегических бомбардировщиков плюс тактические ядерные средства, размещенные в нарушение Договора о нераспространении ядерного оружия в пяти государствах Европы.
     В-третьих, новый «противоракетный щит» США в Европе будет иметь не один компонент системы ПРО в виде ракет-перехватчиков типа GBI, уже давно развернутых в Форте Грили на Аляске и на базе Ванденберг в Калифорнии, - тех, которые по «противоракетному плану» прежнего американского президента предполагалось установить у польского городка Редзиково, близ Слупска. Теперь речь идет о «многослойной» системе ПРО, состоящей уже из пяти видов систем ПРО, а именно: cистемы ПВО/ПРО «Пэтриот», двух видов ракет-перехватчиков SM-3 сначала морского, а затем и наземного базирования, а также мобильной системы ПРО для перехвата баллистических ракет на заключительной траектории THAAD.
     В-четвертых, под новые компоненты ПРО США в Европе будет выделено гораздо больше финансовых средств, чем при администрации Джорджа Буша-младшего.
     В-пятых, тактическая система ПРО Барака Обамы на европейском ТВД постепенно будет трансформирована в стратегическую систему ПРО, которая будет обслуживать интересы Пентагона по всему земному шару.
     В-шестых, новая многослойная и многовекторная система ПРО США будет в большей степени, чем прежняя структура, связана с военно-космическими планами Пентагона, а военно-космические силы США, в свою очередь, - с их стратегическими наступательными ядерными вооружениями, которые в ближайшие годы, как это показал бюджетный запрос Белого дома на военные нужды на 2011 финансовый год, пройдут многозатратную модернизацию.
     В-седьмых, новый «противоракетный план Обамы» будет реализован быстрее, чем однотипный «план Буша».
     Все эти выводы вытекают из многочисленных заявлений высшего военно-политического руководства США, которые были сделаны для популяризации «плана Обамы по реконфигурации системы ПРО» в региональном и глобальном масштабе. На днях появилось еще одно свидетельство о наличии далеко идущих планов Пентагона по созданию глобального противоракетного щита США вместе со странами НАТО.
     1 февраля 2010 года министр обороны США Роберт Гейтс подписал шестидесятистраничный «Обзорный доклад по противоракетной обороне» («Ballistic Missile Defense Review Report»), подготовленный в недрах его министерства и согласованный с высшим военно-политическим руководством страны. Документ вновь обосновывает необходимость широкого развертывания до 2030 года глобальной системы ПРО США, в особенности в двух региональных измерениях - европейском и азиатско-тихоокеанском, а также в зоне Ближнего Востока и Персидского залива вплоть до 2030 года.
     Обзорный доклад следует рассматривать как составную часть новой военной доктрины США, которая среди прочего содержит стратегическую установку на милитаризацию космоса. Заметим, что в отличие от новой американской военной доктрины российский вариант от 5 февраля этого года не содержит положений о нанесении «превентивного» и «упреждающего» ядерного удара по другим государствам, размещении тактического и стратегического ядерного оружия на чужих территориях, милитаризации космоса и создании глобальной стратегической системы ПРО на территории иностранных государств. В то же самое время все это есть в новой американской военной доктрине, содержание которой нарочито замалчивается многими государственными деятелями и политиками на Западе. Что, в частности, проявилось на состоявшейся на прошлой неделе Мюнхенской конференции по вопросам безопасности.
     Бросается в глаза явное противоречие одних положений упомянутого обзорного доклада, касающихся вопроса ПРО, с другими его разделами.
     С одной стороны, обосновывая задачу наращивания элементов американской тактической, а затем и стратегической системы ПРО на европейском континенте под предлогом противодействия «иранской» и «северокорейской» ракетно-ядерным угрозам, авторы обзора одновременно признают, что «...продолжающиеся развитие и модернизация ракет-перехватчиков в Форте Грили и на базе Ванденберг, количество которых в настоящее время достигает 30 единиц, является достаточным для защиты в ближайшие несколько лет Соединенных Штатов от угрозы межконтинентальных баллистических ракет, исходящей от Ирана и Северной Кореи».
     В другом разделе доклада говорится о том, что существующие у США национальные возможности системы ПРО также позволяют им «противостоять проецируемым ракетным угрозам Ирана и Северной Кореи в обозримом будущем». Помещенные в обзоре карты зон прикрытия территории США с западного и восточного направления только силами национальной структуры ПРО, размещенной на Аляске и в Калифорнии, показывают, что вся континентальная часть Соединенных Штатов, а также огромные прилегающие к ним морские пространства, вплоть до середины Атлантики и Тихого океана, будут гарантированно прикрываться указанными средствами не только от ракет средней дальности Ирана и КНДР, но и от потенциальных баллистических ракет, которые в какой-то отдаленной перспективе приобретут межконтинентальную дальность.
     Стало быть, косвенно подтверждается, что резко расширяемая администрацией Барака Обамы глобальная система ПРО США и НАТО будет использована не против Ирана и Северной Кореи. Пентагону давно пора прекратить использовать жупел «иранской ракетной угрозы» по одной простой причине: у него уже сейчас имеется достаточно сил и средств, чтобы парировать ее с помощью боевых кораблей с системами ПРО «Иджис», бороздящими акватории Персидского залива, Аравийского и Средиземного морей, а также системы «Пэтриот», которая развернута в четырех государствах, расположенных недалеко от Ирана: в Бахрейне, в Катаре, Кувейте и ОАЭ.
     Так против кого же предназначены американские средства ПРО, устанавливаемые в 100 км от Калининградской области или в 50 км от российского Черноморского побережья на борту американских кораблей с системой ПРО «Иджис»? Только против России. Причем нельзя не обратить внимания, что последние принципиальные решения о развертывании систем ПРО на территории Польши и Румынии были приняты в самый разгар переговорного процесса над новым российско-американским Договором о сокращении СНВ, основная часть работы над которым вошла в заключительную фазу.
     Кстати говоря, в «Обзорном докладе по противоракетной обороне» утверждается, что, хотя США планируют обсуждать вопросы ПРО с Россией в будущем, они никогда не будут на практике использовать данные, получаемые от российских РЛС предупреждения о ракетном нападении, поскольку располагают достаточными национальными средствами. Спрашивается, а зачем тогда все эти разговоры Вашингтона о возможном взаимодействии систем ПРО России и США, да еще совместно с НАТО? Для того чтобы усыпить нашу бдительность?
     Как свидетельствуют последние высказывания американских официальных представителей, США, наращивая систему ПРО в глобальном масштабе, не собираются отражать в новом договоре принцип связи между СНВ и СОВ (стратегические оборонительные вооружения), хотя он зафиксирован в совместном российско-американском заявлении, подписанном в ходе саммита в Москве в июле прошлого года. Подобная линия Вашингтона будет означать подрыв безопасности России путем снижения ее ракетно-ядерного потенциала при одновременном разительном повышении и без того громадного дисбаланса по силам ПРО в пользу Соединенных Штатов.
     Польша и Румыния, а также, вероятно, другие страны - члены НАТО, которые соглашаются на размещение элементов американской глобальной системы ПРО на своей территории, видимо, не понимают всех негативных последствий своих провокационных шагов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex