на главную страницу

9 Февраля 2010 года

История Отечества

Вторник

АДМИРАЛ ПОСЬЕТ

Юлий БОНДАРЕНКО.
Санкт-Петербург.



В минувшем месяце исполнилось 190 лет со дня рождения русского адмирала Константина Николаевича ПОСЬЕТА (1819/1820–1899 гг.), выдающегося, но позабытого ныне военного, научного и государственного деятеля. Однако имя его не только написано золотом на скрижалях отечественной истории, но и сохранилось в географических названиях, данных отнюдь не случайно...

     Забытые имена


     В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ, на стенах Морского корпуса Петра Великого, еще недавно именовавшегося Высшим военно-морским училищем им. М.В. Фрунзе, помещены многочисленные мемориальные доски с именами его прославленных выпускников - флотоводцев, ученых, деятелей культуры. Но среди них нет Константина Николаевича Посьета, который с отличием окончил корпус в 1840 году. Не указан он также ни в современной военной энциклопедии, ни в юбилейном справочнике, посвященном 250-летию Академии наук, почетным членом которой он являлся... Зато в подробнейшей Большой советской энциклопедии находим косвенное упоминание: в статье про залив Посьета, на берегу которого стоит одноименный поселок, указано, что он «назван в честь русского адмирала К.Н. Посьета (1819–1889 гг.)». И больше ни слова!
     По счастью, все-таки говорится о нем в «Военно-морском словаре», а также в справочнике «Морская карта рассказывает». Из этих изданий можно узнать, что, во-первых, он скончался на десять лет позже - в 1899 году, а во-вторых, уточнено, что именем адмирала также названы мыс в Карском море и остров в Баренцевом. Еще сказано, что он учился в Морском кадетском корпусе, что в 1852 - 1854 гг. ходил в Японию на фрегате «Паллада», что потом сам руководил рядом экспедиций... Генерал-адъютант, адмирал, член Государственного совета, министр путей сообщения. Вот и все. Негусто!
     Пришлось обращаться к дореволюционным источникам и архивам. В Центральном государственном историческом архиве хранится «Полный послужной список генерал-адъютанта Его Императорского Величества адмирала Посьета». Весь «список» - со дня поступления в Морской корпус 24 февраля 1831 года до выхода в отставку 4 ноября 1888 года. Первое плавание на фрегате «Амфитрида» совершил в 1837 году. Ежегодные походы на различных кораблях по Финскому заливу и Балтийскому морю, первый заграничный поход вокруг Скандинавии, затем визит в Англию. В деле точно подсчитано, сколько дней продолжалось каждое плавание, сколько дней стояли на якоре. И вот, наконец, фрегат «Паллада» - зачет 467 суток плавания, потом фрегат «Диана» - еще 365 дней. Затем неожиданная запись: «С 30 марта 1855 года по случаю крушения фрегата находился в селении «Хеда» по 21 апреля. С 21 апреля на шхуне «Хеда», построенной командою фрегата во время пребывания в селении Хеда, по 10 мая в Петропавловск».
     Дальше опять следует перечисление бесконечных плаваний адмирала, гибель еще одного корабля - фрегата «Александр Невский», севшего на мель в проливе Скагеррак во время шторма в ночь с 12 на 13 августа 1868 года... Кругосветное плавание на фрегате «Светлана», продолжавшееся почти три года, порты Европы, Северной и Южной Америки, Азии; путешествия по Соединенным Штатам Америки, Канаде, Японии, поездка в глубь Китая по реке Янцзы, возвращение в Петербург через всю Россию.
     За 52 года службы - девять раз в отпуске. Первый раз - в 1837 году на две недели перед плаванием, последний - в 1886 году на 10 дней, когда праздновался полувековой юбилей его службы на офицерских должностях. Всего за этот период Посьет отдыхал 27 недель.
     ПРЕДКИ Константина Николаевича, французские гугеноты, переселились в Россию еще во времена Петра I. Один из них был начальником Астраханского адмиралтейства и строил суда Каспийской флотилии, другой воевал с турками на Азовском море. Отец, Николай Петрович, после окончания Морского корпуса служил на Балтике, командовал кораблем, а затем формировал 1-й Финляндский экипаж в Гельсингфорсе. Там 21 декабря 1819 года и родился Константин Николаевич.
     Следуя примеру отца, он поступил в Морской кадетский корпус. После окончания учебы как один из лучших кадетов он был направлен в офицерский класс (впоследствии преобразованный в Морскую академию), куда ежегодно принимали 6 - 8 выпускников для углубления знаний. Класс этот он окончил в 1840 году.
     Вскоре незаурядные способности Посьета, его исполнительская четкость, несколько педантичная аккуратность, широта знаний и большая работоспособность привлекли внимание контр-адмирала Е.В. Путятина, состоявшего по особым поручениям у тогдашнего управляющего Морским министерством князя А.С. Меншикова. Вынужденный заниматься огромным количеством разнообразных дел, поручаемых ему князем, Путятин физически не мог охватить все сразу и нуждался в энергичном помощнике. Адмирал не ошибся в своем выборе.
     Уже в следующем году, во время пребывания с Путятиным в Англии, Посьет заметил, что артиллерийское учение на английских кораблях имеет много преимуществ по сравнению с учениями на русском флоте. В течение 1845–1846 годов он, плавая на кораблях Балтийского и Черноморского флотов, обучал экипажи новым методам меткой стрельбы и написал книгу «Артиллерийское ученье, составленное по правилам, принятым на английских военных судах». В наставление, кроме английских, были включены все полезные моменты учений, употребляемых в голландском, французском, шведском флотах.
     Новое артиллерийское наставление сыграло заметную роль в ходе долголетней Кавказской войны. И хотя сам Посьет не принимал личного участия в боевых действиях, его грудь украсил крест, вручавшийся только непосредственным участникам войны, которым он был награжден за то, что «усовершенствованная его трудами морская артиллерия оказала большую помощь при высадках десанта и в битвах у берегов Кавказа». Его следующей книгой стал монументальный труд «Вооружение военных судов» объемом почти в пятьсот страниц, который Академия наук отметила престижной Демидовской премией.
     В 1874 ГОДУ последовало высочайшее повеление о назначении Посьета министром путей сообщения. В то время министерство объединяло железнодорожный, шоссейный, морской и речной транспорт, причем основной уклон делался в сторону бурно развивающихся железнодорожных сообщений.
     Одним из первых дел, которое он поддержал и довел до завершения, было превращение Петербурга в современный морской порт. Крупнейшими инженерами-гидротехниками во главе с С.В. Кербедзом был разработан уникальный проект морского канала длиною более 30 километров.
     Совершив поездку по европейской части страны, Посьет с возмущением писал, что за исключением пяти - Петербургского, Ревельского, Рижского, Либавского и Одесского - «все остальные порты России находятся в первобытном состоянии». «Если мы не приложим большей заботы об устройстве наших портов, - указывал Посьет, - этих, к сожалению, немногочисленных пунктах соприкосновения с внешней мировой жизнью, то торговля наша еще на долгое время останется в настоящем неудовлетворительном, отсталом положении».
     Посьет не единожды убеждался, что существующая система стихийной застройки береговых портовых сооружений подрядчиками наносит непоправимый вред отечественному портостроению. В мае 1885 года он вручает Александру III «всеподданнейший доклад», ратуя за сосредоточение проектирования и строительства морских портов в руках государства «во избежание того, чтобы частные предприниматели при проектировании устраиваемых ими бассейнов и сооружений не руководствовались бы исключительно своим личным взглядом и своими личными выгодами...»
     В этих целях он предлагал образовать в составе министерства «временную комиссию по устройству коммерческих портов» для «неотлагательного приступа к портовым работам и заведования делами по устройству этих портов». Созданная по идее Посьета и его сподвижников первая морская проектная организация явилась настолько удачной, что, не меняя своих основных функций, она просуществовала до революции, а затем, уже в советское время, получив новое, отвечающее современным задачам содержание, превратилась в Ленинградский проектно-изыскательский научно-исследовательский институт морского транспорта - «Ленморниипроект», существующий и поныне.
     БЕЗ ПРЕУВЕЛИЧЕНИЯ Посьета можно назвать «крестным отцом» Новороссийского порта. Во время Крымской войны уничтоженный бомбардировками с неприятельских кораблей Новороссийск опустел и был упразднен как город. В 1888 году, когда возник вопрос о расширении Ростовского и Таганрогского портов, Посьет решительно высказался за развитие Новороссийска, оценив по достоинству преимущество незамерзающей Цемесской бухты, где с меньшими затратами можно создать прекрасный морской порт, легко соединяемый веткой с Владикавказской железной дорогой. Через несколько лет Новороссийск превратился в главный пункт по экспорту зерна и цемента на Кавказском побережье Черного моря.
     Константин Николаевич убедительно доказал выгодность южного направления проектируемой Транссибирской железной дороги (Самара – Уфа – Златоуст – Челябинск), которая проходила бы «по той полосе Сибири, которая по климатическим, почвенным и другим условиям представляет наиболее задатков для промышленного развития». Также он изложил свое мнение о целесообразности расширения сети железных дорог на Урале, что было важно для развития уральских металлургических заводов, угольных шахт и рудников.
     Не менее важными мероприятиями, которые можно поставить ему в заслугу, были постоянные усилия использовать при строительстве и эксплуатации железных дорог отечественные материалы, оборудование, подвижной состав. Для поощрения производства Посьет установил премии фабрикантам за каждый изготовленный на русских заводах пуд рельсов. Благодаря этому в стране укрепились заводы по производству всех без исключения металлических принадлежностей для железных дорог, по своему качеству не уступавших изделиям, изготовленным за границей, зато намного дешевле импортных. Также по его указанию железные рельсы стали повсеместно заменяться более прочными стальными.
     Стремясь сохранить леса от уничтожения, он распорядился употреблять в качестве топлива для паровозов каменный уголь, а для сокращения импорта угля приказал создать при министерстве комиссию для определения достоинства русских каменных углей, которая дала им предпочтение перед английскими. Впоследствии Посьет говорил, что гордится тем, что «первое звено Велико-Сибирского рельсового пути построено русскими инженерами» и что на нем, «от костыля до паровоза, все изготовлено в России и из русских материалов».
     ПОСЬЕТ имеет непосредственное отношение и к нынешнему Флагу России, о чем писал адмирал Е.В. Путятин:«Во время коронации император Александр III обратил внимание на тот контраст, который был наблюдаем в Москве: Кремль и вся процессия были одеты в бело-желто-черный, а город был украшен в бело-сине-красный цвета. Была назначена комиссия из авторитетных лиц под председательством генерал-адъютанта адмирала К.Н. Посьета. Комиссия вынесла следующее решение: «Бело-сине-красный флаг, учрежденный императором Петром Великим, имеет за собой почти 200-летнюю давность. В нем замечаются и геральдические данные: Московский герб изображает белого всадника на красном поле с синим плащом. Наконец, подтверждением этим цветам служат и флаги в военном флоте. С другой стороны, бело-желто-черный цвета ни исторических, ни геральдических основ за собой не имеют». На основе решения комиссии адмирала Посьета национальным флагом был высочайше утвержден бело-сине-красный».
     17 октября 1888 года произошла железнодорожная катастрофа, отразившаяся на судьбе Посьета: на перегоне между станциями Тарановка и Борки царский поезд, в котором Александр III с семьей и свитой возвращался с юга в Петербург, на полном ходу сошел с рельсов. Погибли 19 человек, 14 получили ранения.
     Расследование выявило, что основной причиной катастрофы явилась хищническая эксплуатация железной дороги и подвижного состава частной компанией и «наглое стремление к наживе» членов ее правления - явление, увы, распространенное не только тогда. Константин Николаевич, понимая, что на его имя как министра брошена тень, через две недели после крушения - задолго до окончания расследования - подал в отставку, которая была принята.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex