на главную страницу

10 Февраля 2010 года

Геополитика

Среда

США – КНР: ВЫЗОВ НА ДУЭЛЬ?

Владимир КУЗАРЬ.



Вашингтон и Пекин снова взяли, как образно выразилась американская «The Daily Beast», характеризуя нынешнее состояние отношений между США и КНР, друг друга за грудки. До драки дело пока не дошло и вряд ли дойдет, однако удар по двусторонним связям нанесен серьезный, да и нервозности в международной политике это явно прибавило. Особенно в плане решения тех проблем, которые сегодня волнуют мировое сообщество.

     
Выпад Вашингтона

     Зачинщиком в свойственной ему манере поведения на международной арене выступил Вашингтон. Он сначала поддержал Google, обвиняемого Пекином в использовании Интернета для извлечения информации о китайских диссидентах, а затем и вовсе решил продать Тайваню некоторые виды оружия и боевой техники на сумму 6,4 млрд. долларов. Среди них зенитно-ракетные комплексы «Пэтриот», боевые вертолеты «Блэк хоук», ракеты «Гарпун» наземного и морского базирования, а также оборудование связи для тайваньских истребителей F-16. В КНР, где считают Тайвань неотъемлемой частью Китая и стремятся вернуть остров в лоно родины, это было воспринято как серьезное оскорбление. Тем более что, с одной стороны, в последнее время произошло определенное улучшение отношений между Пекином и Тайбэем. А с другой, Пекин предупреждал Вашингтон, что продажа оружия Тайбэю станет посягательством США на суверенитет Китая и на процесс объединения страны. Однако администрация Барака Обамы проигнорировала это предупреждение и пошла на сделку.
     Более того, почти одновременно с этим лично Обама предпринял лобовую атаку на Пекин, обвинив его в том, что он удерживает курс юаня на «нереальном низком уровне». Напомним, что сразу после начала острой фазы финансового кризиса этот курс был закреплен на уровне 6,83 юаня за доллар. Из-за этого, по мнению Барака Обамы, в Соединенных Штатах страдают производители. В 2009 году китайский экспорт в США достиг 266 млрд. долларов, тогда как американский объем продаж в КНР составил 143 млрд. долларов. В этой связи американский президент пообещал начать «торговую войну», направленную на торможение развития Китая.
     В довершение всему в Белом доме уже в этом месяце, как объявлено в американской столице, примут далай-ламу, который в США олицетворяет собой сопротивление китайской власти над Тибетом. При этом в Вашингтоне заявляют, что «считают Тибет частью Китая, но испытывают обеспокоенность по вопросу о соблюдении прав человека». Отсюда и требование, адресованное к Пекину, о защите культурной и религиозной самобытности Тибета, и выделение в бюджете США 7,4 млн. долларов на «сохранение традиций и тибетской культуры в Тибетском автономном районе и в других частях Китая». Несмотря на незначительный размер суммы, данный шаг сигнализирует о намерении Белого дома оказывать поддержку развитию и сохранению тибетских общин.
     
Ответ Пекина

     Пекин на все эти выпады американской стороны отреагировал, как и следовало ожидать, моментально и жестко. Так, было объявлено о замораживании контактов с США по военной линии. «Учитывая вред и крайне негативные последствия предполагаемых поставок американского оружия на Тайвань, Китай принял решение приостановить договоренности о визитах в рамках военного сотрудничества с США», подчеркивается в заявлении министерства обороны Китая по этому поводу. А официальный представитель МИДа КНР Ма Чжаосюй отметил, что Китай намерен применить санкции против тех компаний, которые, несмотря на его протест, решились поставлять оружие на Тайвань.
     Пока нет ясности, какого характера будут эти санкции, однако можно предположить, что в данной ситуации Китай может пойти и на отказ от контрактов с американскими компаниями. Это в первую очередь коснется «Боинга» - производителя «Пэтриотов» и основного поставщика Китаю гражданских самолетов. На данный момент гражданский авиационный флот Китая на 53 процента состоит из самолетов этой компании. Известно также, что китайские авиакомпании разместили заказы еще на 57 самолетов «Боинг-787 Dreamliner». Тем не менее они готовы, как пишет газета «Чайна дейли», поддержать решение правительства о санкциях.
     Столь же резкой была реакция Пекина на критику Барака Обамы относительно торговой и валютной политики. По словам Ма Чжаосюя, среди лидеров КНР нарастает недовольство в связи с необходимостью выслушивать лекции по экономической политике от своего главного должника. Тем более что Китай, располагая государственными облигациями США на 800 млрд. долларов, выступает крупнейшим американским кредитором, а валютные резервы КНР, являющиеся крупнейшими в мире, на конец 2009 года составили рекордные 2,399 трлн. долларов. «На данный момент, с учетом международного платежного баланса, а также спроса и предложения на рынке Forex, курс юаня можно назвать разумным и сбалансированным, и не он является причиной торгового дефицита США. Обвинения и давление не помогут решить эту проблему», - заявил Ма Чжаосюй.
     Наконец, Пекин с самым решительным образом протестует против запланированной встречи Барака Обамы с далай-ламой - лидером тибетских буддистов. Для китайских властей сепаратизм в Тибете - очень болезненная тема. А всякое публичное появление далай-ламы, тем более в Белом доме, используется китайскими оппонентами как повод для обсуждения проблемы Тибета, порицания Пекина и поощрения сепаратистов. В этой связи МИД КНР распространил заявление, в котором говорится, что Китай решительно протестует против поездок далай-ламы в США и против того, чтобы глава государства встречался с ним под любым предлогом и в любой форме. В нем же напоминается, что еще во время визита Обамы в Китай в ноябре 2009 года председатель КНР Ху Цзиньтао «разъяснил ему жесткую позицию Китая, который выступает против встреч руководителей каких-либо государств или правительственных чиновников с далай-ламой». И можно с уверенностью предположить, что в случае проведения такой встречи Пекин в данной ситуации пойдет на еще большие ограничительные меры в отношении Соединенных Штатов.
     
Удар по Кимерике

     Таким образом, налицо серьезнейший кризис в отношениях двух супердержав. А ведь еще в прошлом году шла речь об их возможном союзе, который как бы даже заключен на небесах. Тот же Збигнев Бжезинский, числящийся сегодня в советниках Барака Обамы, назвал Китай и США «группой двоих, способной изменить мир», а историк экономики Ниал Фергюсон придумал даже термин «Кимерика», чтобы подчеркнуть, что две эти страны так тесно связаны, что давно являются «одной экономикой». Речь шла и о предложении полюбовно поделить мир между США и КНР, создав формат G-2. В какой-то мере эту идею поддерживали и в Китае. Например, премьер госсовета КНР Вэн Цзябао, говоря в прошлом году об отношениях с США, заявил: «Переправляясь через реку, не стоит воевать, потому что все находятся в одной лодке».
     Однако Кимерика если и имела право на существование, то только как брак по расчету. Совершенно очевидно, что Китай сделал возможным американское потребление, покупая долговые обязательства США, а Америка помогла модернизации и реформированию китайской экономики, открыв свои рынки китайским товарам. Китаю нужна, подчеркивает «Вашингтон пост», Америка, чтобы экономический рост не упал ниже 7,5 процента, что будет угрожать политической стабильности, а Штатам нужен Китай, чтобы балансировать свои дефициты и не допустить инфляции. И не случайно Вашингтон в прошлом году неоднократно и открыто заявлял, что для него критически важно, чтобы Китай продолжал приобретать американские обязательства. После этого и заговорили, что «в 1989 году капитализм спас Китай, а в 2009 году Китай спас капитализм».
     Но такой брак, как известно, недолговечен. В этом плане весьма интересным представляется выступление генерального директора комиссии по банковскому регулированию КНР Ло Пина на съезде Глобальной ассоциации риск-менеджмента, который проходил в феврале 2009 года в Нью-Йорке. Он заверил присутствующих, что Китай продолжит покупать долговые обязательства США, поскольку на сегодняшний день это единственная возможность для вложения средств. Однако ситуацию, согласно заметке в «Файнэншл таймс», Ло Пин прокомментировал следующим образом: «Ребята, мы вас ненавидим. Вы начали эмитировать 1-2 триллиона, и мы знаем, что доллар будет обесцениваться. Так что мы вас действительно ненавидим, но, увы, ничего не можем поделать...» Китай беспокоят те разрушительные последствия, которые может оказать стремительный рост национального долга США на экономику страны и соответственно на возможности Америки по возврату этого долга в полном объеме или хотя бы частично.
     В Китае очень скоро пришли к выводу, что США, предлагая ему глобальное взаимодействие, в действительности хотели бы таким образом приобщить его экономические возможности к своим планам вывода страны из кризиса, а политические - к решению ситуации в Ираке, Афганистане, ядерных программ Ирана и Северной Кореи, и через это восстановить позиции Америки в Азии. Но у Пекина и свои подходы к этим проблемам, и свои интересы в Азии. Скажем, КНР выступает против появления у Северной Кореи ядерного оружия, но не желает идти на жесткие меры, поскольку, по мнению наблюдателей, еще в большей степени боится краха северокорейского режима и воссоединения Севера и Юга на Корейском полуострове. Точно так же Пекин выступает за решение иранского ядерного вопроса путем дипломатического процесса и не поддерживает принятия санкций против Тегерана.
     Пекин весьма критически отнесся и к многостороннему режиму регулирования процесса борьбы с глобальным потеплением, который поддерживал Вашингтон, не понимая, почему такая якобы свободная рыночная страна, как Америка, идет этим явно несвободным путем, предусматривающим контроль государства. Представители КНР, выступая на конференции в Копенгагене, утверждали, и не без оснований, что радикальное сокращение углеродных выбросов приведет к срыву планов экономического развития страны, и поэтому Пекин так поступать не намерен.
     
Столкновения неизбежны

     Двигаясь по пути реформ, намеченных Дэн Сяопином, Китай за 30 лет смог создать такую модель развития, которая соединила в себе преимущества планирования с частной инициативой и конкурентным рынком, и превратиться в ведущую мировую экономическую и политическую силу. Сегодня Китай успешно использует сложившуюся из-за финансово- экономического кризиса обстановку и растущие в Азии антиамериканские настроения для усиления своего влияния в регионе.
     Так, в прошлом месяце состоялось официальное открытие зоны свободной торговли Китай - АСЕАН. Она охватывает почти дюжину стран с общим населением
     1,9 млрд. человек. Китай и 10 членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, в том числе Индонезия, Вьетнам и Филиппины, все вместе снизят тарифы на 90 процентов товаров, которыми они торгуют. Китайцы надеются, и это не скрывают в Пекине, что соглашение о свободной торговле с АСЕАН обеспечит приток ресурсов из государств - членов ассоциации в производственный сектор страны, способствуя еще большему экономическому росту, а вместе с этим и повышению роли КНР в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
     И это, естественно, не устраивает Соединенные Штаты, которые заинтересованы в сохранении статус-кво своего присутствия в Азии. Вызывает тревогу в США и все нарастающая экономическая и военная мощь Китая. Американским бизнесменам и политикам непривычно видеть, как их страна все больше зависит от решений, принимаемых на другом конце света. «Мы чувствуем горячее дыхание этого экономического дракона у себя за спиной», - заявила профессор Сьюзан Шерк, бывшая заместителем помощника госсекретаря в администрации Клинтона. А газета «Вашингтон пост» пишет, что в Вашингтоне весьма болезненно воспринимают то, что Китай испытывает чувство триумфа по поводу того, что страна, исповедующая альтернативную политическую и экономическую доктрину, успешно преодолевает финансовый кризис, тогда как США и Запад в целом движутся к упадку.
     Американские аналитики считают, что лучше не упускать шанс сдержать рост китайской мощи мирными методами, чем потом противопоставлять КНР силу. По оценкам влиятельной RAND Corporation, на решение этой задачи у США есть еще максимум десять лет. После этого не только в экономической, но отчасти и военной сфере КНР начнет опережать Соединенные Штаты, и борьбу за лидерство в регионе придется вести не на жизнь, а на смерть. Отсюда и нынешний «мягкий», как назвала его «Чайна дейли», конфликт с Пекином, направленный на «сдерживание» Китая с помощью уже отработанных, а также новых механизмов.
     К сожалению, анализ складывающейся ситуации подводит к выводу, что конфликты и трения между Китаем и США будут становиться все более частыми и потенциально более серьезными. И это может создать новую и опасную напряженность в мировой политике.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex