на главную страницу

10 Февраля 2010 года

Без камуфляжа

Среда

А мы и есть – Россия

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



Июль 1995 года. Российский самолет Ил-76 казанской авиакомпании «Аэростан» совершает коммерческий рейс в Кабул с грузом для правительства Афганистана. Там по-прежнему полыхает война. В небе над Кандагаром наш самолет неожиданно атаковал истребитель повстанческого движения «Талибан». Летчикам приказывают немедленно совершить посадку под угрозой огня на поражение. Под формальным предлогом российский экипаж взят в заложники. Таким образом фанатики-талибы сумели привлечь к себе внимание. В мятежный Кандагар зачастили международные делегации, журналисты и телегруппы. С бандитами постоянно, но безрезультатно ведутся переговоры. Спустя 378 дней тяжелых испытаний, 16 августа 1996 года, летчики сумели на своем же самолете бежать из плена. За этот подвиг командир экипажа и второй пилот были удостоены звания Героя России, а остальные пять членов экипажа - ордена Мужества.

     Такова история, которую показал в своем новом фильме «Кандагар» режиссер Андрей Кавун («Охота на пиранью», «Курсанты»). Но ему удалось рассказать не просто о кинематографически выигрышной драматической коллизии. В фильме поставлены вечные вопросы цены жизни и смерти, свободы и предательства, веры и - любви. И когда знаешь, что проблемы героев отнюдь не киношные, что так уже было с кем-то, а значит, может случиться и с тобой, пусть и в ином ракурсе, то смотришь экранное действие уже не на уровне потребителя зрелищ.
     Кстати, у этой истории был аналог времен Великой Отечественной войны. В феврале 1945 года летчик Михаил Девятаев сумел вместе с девятью товарищами захватить бомбардировщик «Хенкель-111» и сбежать из концлагеря на острове Узедом, где собирали секретное оружие Германии - ракеты «Фау-2». По удивительному совпадению Девятаев - тоже уроженец Казани. И говорят, что учился в том же аэроклубе, где спустя десятилетия набирался летного опыта командир «кандагарского» корабля Владимир Шарпатов.
     ...Сложнейший психологический подтекст выбора между неким вариантом свободы и гражданской позицией с вечными заповедями общечеловеческой морали режиссер показал в фильме зрелищно и правдиво.
     Конечно, без доли художественного вымысла не обошлось, на то оно и кино. И в фильме тех же членов экипажа меньше на два человека - всего пятеро. Это командир корабля Владимир Шарпатов (Александр Балуев), второй пилот Газинур Хайруллин (Владимир Машков), штурман Александр Здора (Андрей Панин), бортинженер Асхат Аббязов (Богдан Бенюк) и радист Юрий Вшивцев (Александр Голубев). За кадром остались инженеры Сергей Бутузов и Виктор Рязанов. Но экранное действие тоже диктует свои условия. А всю историю плена и побега буквально по дням, часам, минутам режиссеру расписал, в том числе на основе дневников, которые вел, сам командир корабля. Он согласился выступить консультантом на съемках.
     Вот что еще важно отметить. При четком разделении участников картины на своих и чужих, при обилии сцен, где талибы показаны именно кровавыми фанатиками, у зрителя нет ощущения Афганистана как страны-врага. Ведь и среди талибов были те, кто учился, работал, общался когда-то с «шурави», с «советскими». Кто прикоснулся, узнал о возможности жить с другим мироощущением, не зашоренным однозначными постулатами веры. Кто увидел, что люди другого вероисповедания так же умеют дружить и любить. И - помогать ближнему. Образование, медицина, строительство - это тоже пришло с «шурави». И в фильме показаны афганцы, которые по мере сил помогали экипажу, оказавшемуся в беде.
     Вопросы веры обозначены в фильме тоже достаточно бережно и корректно. Но четко и откровенно. Режиссер выстраивает такую вот однозначную линию: предательство Родины, заигрывание с определением вероисповедания жизнь узника не облегчат. А могут только тяжким грузом лечь на плечи товарищей и раздавить собственную жизнь. И если нас, зрителей, чуть ли не каждый кадр «Кандагара» заставляет вздрагивать, то что говорить о том, как пережил плен и освобождение сам экипаж? Насколько сложными были отношения между героями, актеры, их играющие, показали буквально «на нерве». Мы видим, как тяжело в сложившейся ситуации давались взаимопонимание и терпение... «Градус» на съемках зашкаливал и из-за жары. Чтобы приблизить происходящее к реальности, актеров снимали в Марокко при зное в 40-50 градусов...
     Сами авторы «Кандагара» определяют картину как фильм о России и для России. В широком смысле это на самом деле так. И в этом контексте весьма убедительными кажутся и слова одного из героев на вопрос иностранного журналиста: «Как вы относитесь к России?» Он отвечает: «Мы и есть - Россия», ни секунды не задумываясь.
     А мне в течение всего экранного действа вспоминались лозунговые, но в чем-то определившие судьбы многих слова из пионерского детства 1970-х: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Ведь многое из реальных событий два часа экранного времени не вместили. Например, что на побег из плена летчиков во многом вдохновили письма близких. Что нельзя сидеть и ждать результатов переговоров о выкупе. Что в воюющей стране вряд ли таким путем можно решить проблему, стали понимать и дипломаты. И тогда летчики, каждый со своим характером, видением ситуации, все яснее стали осознавать: вырываться из ада надо единой командой. И они, подавив амбиции, через тернии плена снова смогли стать экипажем. Как в полете. И решили, что лучше быть убитыми при побеге, чем судимыми (и, скорее всего, казненными) по законам шариата в его понимании талибами. Когда планировали варианты освобождения, четко осознавали, что вокруг - пустыня километров на тридцать, а если взлетать на самолете, то охрана, зенитки, истребители, локаторы тоже шанса на успех практически не оставляют.
     Так что в той давней кандагарской истории есть еще один важный посыл. Командный. От бравых мушкетеров Александра Дюма «Один за всех, и все - за одного». У современных мальчишек уже другие герои. Роботы да люди-пауки. Все сражаются за добро в основном поодиночке. Но «Кандагар» еще раз напомнил: только вместе мы - сила.
     И в жизни, и в фильме они подняли в небо свой самолет. И сами сумели возвыситься над смертельной опасностью, сохранив силу духа и товарищество. Сегодня командир легендарного экипажа Герой России Владимир Шарпатов уже на пенсии. Остальные «кандагарцы» по-прежнему служат в авиации.
     Фильм «Кандагар» с успехом идет в широком прокате. Рядом со мной в зале сидела шумная компания молодых ребят. По окончании сеанса поинтересовалась у них, притихших, какое главное чувство вызывает картина? «Гордость», - помолчав, ответила за всех симпатичная девчонка. «За наш народ гордость», - уточнила она. Именно так сказала. Не преувеличиваю.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex