
Та атмосфера, которая в течение восьми дней, с 4 по 11 февраля 1945 года, царила в Ливадийском дворце, и те решения, которые были приняты лидерами «большой тройки» на проходившей в нем конференции, породили такое понятие, как «дух Ялты». На протяжении 65 лет он подпитывал живительные силы того миропорядка, основы которого были заложены на Ялтинской конференции.
Именно в Ялте «большая тройка», преодолевая разногласия и расхождения в своих геополитических взглядах и системах ценностей, обсудила и согласовала границы сегодняшней Европы. Главы СССР, США и Великобритании приняли историческое решение уничтожить в Германии милитаризм, но при этом «исключить уничтожение германского народа». Побежденную Германию было решено расчленить на оккупационные зоны, принято решение об участии Франции в оккупации и об управлении большим Берлином, выделенным в особую зону. Сталин дал свое согласие на создание французской оккупационной зоны в Германии, но за счет зон США и Великобритании. Стороны приняли решение по восточной границе Польши и об упразднении Восточной Пруссии, но при этом молчаливо одобрили возвращение в Германию немецкого населения западных территорий Польши и Судетской области Чехословакии. Сделано это было с целью лишить реальной основы любые реваншистские поползновения Германии в будущем.
Там же, получив подтверждение Сталина о готовности Красной Армии выступить в согласованные сроки против Японии, Рузвельт и Черчилль выразили согласие на возврат Советскому Союзу Южного Сахалина и Курильских островов, утраченных еще в русско-японскую войну 1904—1905 годов.
Поистине эпохальным событием конференции стало принципиальное решение о создании Организации Объединенных Наций (ООН) и Совета Безопасности ООН для обеспечения международной безопасности в послевоенные годы. Только СБ ООН, который, по выражению историков, должен был стать «эффективным штабом обеспечения мира и наведения порядка», мог выносить решения о принятии мер по урегулированию споров и предотвращению или ликвидации агрессии, включая использование вооруженных сил. Важнейшие решения Совета Безопасности считались принятыми, если за них проголосовали 7 его членов, включая совпадающие голоса постоянных членов, коими стали СССР, США, Великобритания, Франция и Китай. Сталин согласился с размещением штаб-квартиры ООН в США, мотивируя это тем, что теперь американцам будет труднее уйти от решения проблем этой организации.
Новая система международных отношений, принятая в Ялте и конкретизированная в Потсдаме в мае 1945 года, на протяжении своей последующей истории прошла немало испытаний. Особенно с началом «холодной войны» и советско-американского противоборства. Тем не менее мир, который вопреки тому, что сейчас о нем говорят, был стабилен и предсказуем. И пока стоял на двух опорах, сохранял равновесие. Распад СССР как мощного противовеса Западу не укрепил, а ослабил основы Ялтинско-Потсдамской системы, фактически дал США ощущение главной политической и военной силы современного мира. США и другие страны НАТО не преминули воспользоваться ситуацией, все дальше уходя от зафиксированных в Ялте и Потсдаме договоренностей.
А в 1999 году они пошли на прямое нарушение Устава ООН, напав на Югославию. Именно в этот период времени Вашингтон стал открыто игнорировать всемирную организацию и приостановил свои взносы в ее бюджет. А затем были Ирак и Афганистан. На рубеже столетий началось массированное наступление на фундаментальный принцип незыблемости границ. И здесь опять же прецедент был создан странами НАТО: признание независимости Косово породило обострение на континенте сепаратистских настроений.
Сегодня мы также наблюдаем, как извращаются итоги Второй мировой войны, смешиваются цели Гитлера и Советского Союза, отождествляются сталинизм и нацизм, идет изгнание «духа Ялты». И то, что юбилей конференции, ставшей эпохальным событием, прошел при многозначительном молчании, - еще одно свидетельство тому.
Конечно же мир меняется, и поэтому необходимо совершенствовать его устои, а возможно, надо и от чего-то отказаться. И если устарела Ялта, то надо предлагать что-то взамен, договариваться о новой системе мировых координат. В противном случае мир скатится в хаос. Особенно когда все яснее проступают новые вызовы всему человечеству. Это распространение оружия массового уничтожения, терроризм, глобальное потепление, истощение природных ресурсов и многое другое. С ними можно бороться только коллективными усилиями всех государств мира. А это возможно, если участники международной политики, учась на примере Ялты, будут готовы идти на взаимные уступки, находить компромиссы. Во всяком случае «дух Ялты» должен быть сохранен.