на главную страницу

12 Февраля 2010 года

Страна и мир

Пятница

УДАР ПО КОРПУСУ

Виктор РУЧКИН.



Иран, по словам президента страны Махмуда Ахмадинежада, произвел первую партию урана, обогащенного до 20-процентного уровня, и стал ядерной державой. Страна может также обогащать уран даже до 80-процентного уровня, позволяющего, напомним, создавать атомную бомбу, но делать этого не будет, поскольку в том нет необходимости. Зато Иран намерен утроить производство урана, обогащенного до 3,5-процентного уровня.

     Об этом Махмуд Ахмадинежад сказал, выступая на митинге, который состоялся в четверг в Тегеране по случаю 31-й годовщины Исламской революции. По сообщениям информационных агентств, на митинг на площадях Азади и Инкилаб в центре иранской столицы собралось огромное количество народа. Многие несли в руках портреты основателя исламской республики аятоллы Али Хомейни и нынешнего руководителя Али Хаменеи, плакаты в поддержку Исламской революции, а также антиамериканские и антиизраильские лозунги.
     Ахмадинежад в своем выступлении подчеркнул, что Иран прошел огромный путь по пути прогресса за 31 год, минувший со времени революции. «За ней фактически последовали новые революции – научная и технологическая. В результате Иран за последние несколько лет превратился в одну из ведущих стран мира. Нет такой силы, которая может помешать исламской республике продолжать движение по пути развития. У наших врагов нет никаких шансов на победу», – цитирует иранского президента ИТАР-ТАСС. А вот западную систему, основанную на агрессии и стремлении расширить свое господство в мире, ожидает, по словам Ахмадинежада, скорый крах.
     Тем временем на Западе – в Европе, США и Израиле, а также у арабского мира, пишет французская «Монд», больше не осталось и тени сомнений: 1) Иран твердо намерен стать ядерной державой; 2) чтобы попытаться ему помешать, понадобится новый набор санкций против исламской республики; 3) не стоит питать иллюзии относительно их эффективности. Газета высказывает в этой связи предположение, что санкции, скорее всего, не поддержит Китай. Подобные меры, как говорят в Пекине, поставят под угрозу успех диалога с Тегераном. Однако главная причина такой позиции КНР, по мнению «Монд», лежит в экономике и в первую очередь энергетике: китайцам сегодня как никогда необходимы нефть и газ. Иранская же нефть составляет 13 процентов от поставок черного золота в Поднебесную, да и торговый обмен Ирана и Китая достиг впечатляющих масштабов – 25 млрд. долларов в 2009 году.
     Посему США, возможно, в одностороннем порядке пойдут на ужесточение санкций. Причем они, как утверждают в администрации Барака Обамы, не должны затронуть население страны, значительная часть которого продолжает свою борьбу против власти, чья легитимность сегодня выглядит довольно спорной. Для этого Белый дом намеревается нанести удар по корпусу стражей исламской революции (пасдаран) – инструменту, при помощи которого нынешний иранский режим правит страной. КСИР насчитывает 130 тысяч бойцов и располагает боевыми кораблями, самолетами, контролирует ополченцев-басиджей, имеет в своей структуре «Бригады Аль-Кудз» – подразделение, осуществляющее террористическую деятельность в других странах, и управляет экономической империей с оборотом в миллиарды долларов. Экономическая составляющая КСИР оценивается в 12 млрд. долларов годового дохода: речь идет о предприятиях по производству электроэнергии и импорту бензина, о ракетной инженерии и всех видах строительства.
     Санкции направлены на то, чтобы помешать проведению финансовых транзакций иранскими компаниями и фондами и препятствовать значительному числу командиров и офицеров пасдаран переводить деньги за рубеж или выезжать за границу. С этой целью редактируется список имен и предприятий, напрямую связанных с формированиями пасдаран. К числу тех, кто будет внесен в «черные» списки, относят министра обороны Ахмада Вахиди, ранее возглавлявшего «Аль-Кудз», одного из его ближайших соратников Касем Сулеймани, которого считают основным поставщиком оружия и помощи ливанским боевикам из «Хизбаллы» и палестинскому ХАМАСу, шиитским повстанцам в Ираке и боевикам в Йемене. Возможно, в список будет внесен нынешний посол Ирана в Багдаде Хасан Каземи-Коми, которого Пентагон обвиняет в передаче взрывчатки местным повстанцам, а также те, кто контролирует аэропорт Тегерана.
     Россия не отрицает актуальность санкций против Ирана, но остается приверженной поиску решения проблемы дипломатическим путем. Об этом в среду заявил заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков. «Считаем, что санкции, если и когда соответствующее решение будет принято Советом Безопасности ООН, должны быть направлены на укрепление режима ядерного нераспространения. Любые иные попытки продвинуть возможную будущую резолюцию к положениям, которые выходят за рамки укрепления режима нераспространения, безусловно, для нас представлялись бы неадекватными», – отметил дипломат. Он также выразил разочарование и сожаление, что иранская сторона не воспользовалась многими гибкими и творческими предложениями, которые Россия выдвигала вместе с МАГАТЭ, США и Францией.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex