на главную страницу

17 Февраля 2010 года

Творцы победы

Среда

ЛЕОНИД ГОВОРОВ

Генерал армии Махмут ГАРЕЕВ, доктор военных наук.



БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
  ГОВОРОВ Леонид Александрович
  (1897-1955 г.). Участник Гражданской войны. В РККА с 1920 г. После войны командовал артиллерийскими частями, окончил Военную академию им. Фрунзе (1933 г.), Военную академию Генерального штаба (1938 г.), преподавал в Военной артиллерийской академии. В войне с Финлядией 1939-1940 гг. - начальник штаба артиллерии 7-й армии, с 1940 г. заместитель инспектора артиллерии. В 1941 г. начальник артиллерийской академии. В Великой Отечественной войне - начальник артиллерии войск Западного направления (июнь 1941 г.), Резервного фронта, заместитель командующего войсками Можайской линии обороны, начальник артиллерии Западного фронта (август - октябрь 1941 г.), командующий 5-й армией (с октября 1941 г.), группой войск Ленинградского фронта (с апреля 1942 г.), войсками Ленинградского фронта (с июня 1942 г.). Командуя Ленинградским фронтом, с октября 1944 г. координировал действия своего, а также 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов. В феврале-марте 1945 г. - командующий 2-м Прибалтийским фронтом. Войска под командованием Л.А. Говорова участвовали в Московской и Ленинградской битвах, прорыве блокады Ленинграда (1943 г.), провели Красносельско-Ропшинскую, Выборгскую, Таллинскую, Моонзундскую десантную и другие наступательные операции.

     Л.А. ГОВОРОВ - один из выдающихся полководцев Великой Отечественной войны. Его военная служба не совсем типична для советских военачальников. Судьба его сложилась так, что, проходя военную службу в царской армии в качестве командира батареи, он в 1918 г. (с началом Гражданской войны в России) был призван в белую армию Колчака. В 1919 г. с частью своей батареи перешел на сторону Красной Армии.
     Такой эпизод в советское время был большим препятствием для успешной службы. При такой биографии мало кто отважился бы продолжить ревностную военную службу в рядах РККА.
     Но один из выдающихся вождей белого движения генерал Деникин, всю жизнь боровшийся против Советской власти, но отказавшийся быть на стороне Гитлера во время Второй мировой войны, признавал: «Мы все говорили о народе, а народ пошел не за нами». Л. Говоров - выходец из народных низов - в конечном счете должен был оказаться на стороне народной власти. Больше того, несмотря на весьма затруднительное свое положение, не мог уклониться и от военной службы. В связи с иностранной интервенцией 14 государств против России и назревавшей военной угрозой для страны он как истинный патриот своей Родины, как и многие другие офицеры старой армии, считал, что именно в рядах армии его место. Сказывалась, конечно, и любовь к военной службе, природная военная косточка. Это урок и для офицеров нашего времени. Несмотря на переменчивые политические ветры, никогда не следует забывать о своем долге перед Россией, о служении своему народу.
     Изложенное выше приходится напоминать для того, чтобы лучше понять, сколь нелегко Л.А. Говорову, не состоявшему до 1942 г. в партии и бывшему под постоянным подозрением, было нести военную службу и подняться до ее вершин.
     Исключительная личная честность и самоотверженный труд, ярко проявившийся военный талант и, возможно – определенное везение на окружавших его людей сделали все это возможным. Попытки арестовать Л. Говорова были, и только вмешательство М.И. Калинина и С.К. Тимошенко спасло его.
     Наполеоновскую традицию, когда артиллерийские командиры вырастали в крупных общевойсковых военачальников, продолжил и Л. Говоров. Вышедшие из артиллеристов командиры в своем большинстве к общевойсковому кругозору и организаторской хватке, необходимой для объединения усилий различных родов войск, добавляли свойственную артиллеристам скрупулезность и точность расчетов, определенную интеллектуальность и основательность подхода к решению любых задач. Как заметил фронтовой писатель И.Эренбург, «есть в каждом артиллеристе великолепная трезвость ума, страстность, проверяемая математикой...»
     Начав войну начальником артиллерии войск Западного направления, с октября 1941 г. Л.Говоров уже командует 5-й общевойсковой армией, которой наряду с другими армиями Западного фронта пришлось вынести на себе основную тяжесть оборонительных боев на подступах к Москве на Можайском направлении. По его инициативе, поддержанной Г.К.Жуковым, впервые были созданы противотанковые районы и резервы, сыгравшие большую роль в отражении массированных танковых атак немецко-фашистских войск. При самом большом недостатке средств и растянутости линии фронта он добивался массированного применения артиллерии и других огневых средств на важнейших направлениях, настойчиво учил общевойсковых командиров грамотному применению артиллерии.
     В аттестации, подписанной командующим Западным фронтом генералом армии Жуковым, о командующем 5-й армии Л.А. Говорове сказано: «Можайскую и Звенигородскую операции провел успешно. Хорошо ведет наступательные операции по разгрому можайско-гжатской группировки противника».
     По рекомендации Г.К.Жукова Леонид Александрович в апреле 1942 г. направляется в Ленинград командующим группой войск, а в июне того же года Ставка назначила его командующим войсками Ленинградского фронта. Этим фронтом он руководил до конца войны. Оборона Ленинграда имела огромное военно-политическое и военно-стратегическое значение.
     Героическая оборона Ленинграда внесла огромный вклад в достижение победы в Великой Отечественной войне.
     Ленинградский фронт находился на особом положении, которым определялись задачи, стоящие перед войсками, и способы их решения.
     Во-первых, это диктовалось историческим и военно-политическим значением самого города. Нужно было отстаивать не только важнейший стратегический объект, но и спасать население, которое Гитлер собирался полностью уничтожить. В отличие от периода, когда оборону города короткое время возглавлял Г.К. Жуков и требовалось прежде всего любой ценой остановить врага, Л.Говорову нужно было выстроить более долговременную и устойчивую систему обороны.
     Во-вторых, на Ленинградском фронте нельзя было ориентироваться на оборону, допускающую при необходимости отступление и подход резервов из глубины. Вообще был скован оперативный маневр. Все это вынуждало вести предельно жесткую оборону, где резко возрастали удельный вес и значение тактических элементов, и вместе с тем удержание каждого участка земли приобретало оперативно-стратегическое значение.
     В этих условиях командованиям фронта и армий значительно больше, чем в других условиях, приходилось детально заниматься тактическими и морально-политическими вопросами, особенно инженерным оборудованием местности, организацией системы огня, маневром силами и средствами на угрожаемые направления, чтобы обеспечить стойкость и прочность обороны каждого подразделения, части и соединения. Надо иметь в виду также, что Ленинградский фронт постоянно испытывал острый недостаток в боеприпасах и других материальных средствах.
     В-третьих, Л.Говоров стремился не просто удержать Ленинград, а вести оборону активно, предпринимая разведывательные, частные наступательные действия, нанося мощные огневые удары по группировкам противника.
     Особое внимание он уделял контрбатарейной борьбе с осадной артиллерией противника. В этих целях умело использовалась и корабельная артиллерия Балтийского флота. Дальнейшее развитие получила противотанковая оборона. Противотанковые резервы создавались не только в объединениях и соединениях. Каждое подразделение имело подвижную противотанковую группу, состоящую из расчетов противотанковых ружей и саперов.
     В результате значительно снизилась интенсивность обстрелов Ленинграда вражеской артиллерией. Для увеличения дальности контрбатарейной борьбы Говоров выдвинул вперед позиции тяжелой артиллерии, часть ее перебросил через Финский залив на Ораниенбаумский плацдарм, что позволило увеличить дальность стрельбы, причем во фланг и тыл артиллерийским группировкам противника. Было организовано капитальное инженерное оборудование местности. Город превращался в мощный укрепленный район. Было создано 110 крупных узлов обороны, оборудовались многие тысячи километров траншей, ходов сообщений и других инженерных сооружений.
     Несмотря на острый недостаток сил и средств, командующий фронтом поочередно выводил во второй эшелон либо в резерв подразделения и части с целью проведения тренировок и учений не только по оборонительной, но и наступательной тематике. Как военачальник с развитым оперативно-стратегическим мышлением, он сам смотрел вперед и приучал к этому подчиненных. Еще формально не получив от Ставки задачи на наступательную операцию, он заблаговременно, последовательно готовил войска к прорыву блокады Ленинграда и последующим наступательным операциям.
     Как вспоминал впоследствии Л. Говоров, идея удара из осажденного города рождала могучий наступательный порыв, давала в руки наших войск мощный фактор - оперативную внезапность.
     В условиях блокадного театра военных действий, в отличие от Жукова, Рокоссовского, Конева, Малиновского, Говорову не пришлось вести наступательных операций большого оперативно-стратегического размаха с глубокими танковыми ударами, окружением и уничтожением крупных группировок противника. Но оборонительные и наступательные операции, которые он вел, были особо напряженными и более плотно насыщены разнообразными способами оперативно-тактических действий. Например, централизованно организованное и хорошо управляемое массовое снайперское движение превратилось в фактор оперативного значения. Актуальность его подтверждается и опытом боевых действий в Афганистане и Чечне.
     Отличительными чертами Л.Говорова как полководца были также его огромное самообладание, спокойствие и хладнокровие в самой сложной и напряженной обстановке. С самого начала командования фронтом он внес в управление плановость, системность и высокую организованность. Отдавая подчиненным хорошо продуманные распоряжения и осуществляя твердый контроль за их выполнением, он не допускал дергания подчиненных, спонтанных рывков и бесконечных изменений в своих решениях, что на войне нередко было большим бедствием, строго пресекал всякую нервозность, ненужную управленческую суету. Оказывая полное доверие своему штабу, начальникам родов войск (особенно начальнику штаба фронта Д.Н.Гусеву, командующему артиллерией Г.Ф.Одинцову), командующим объединениями и соединениями, он всячески стимулировал их инициативу. Обладая чувством большой ответственности за порученное дело и огромной работоспособностью, он требовал такой же самоотверженной работы от командиров и штабов всех степеней. Его высокая требовательность и строгость сочетались с исключительной корректностью в обращении с подчиненными.
     Как всякому выдающемуся полководцу, ему были свойственны творчество и новаторство, по-жуковски глубокое и всестороннее постижение особенностей конкретно складывающейся обстановки. Это придавало его решениям жизненность и основательность. Отказ от шаблонных и стереотипных действий, личное новаторство и стимулирование командующим войсками фронта творчества и изобретательности подчиненных в ведении разведки, построении системы огня и боевых порядков, маскировке войск и объектов Ленинграда, создании большого количества ложных целей, постоянный маневр силами и средствами и другие неожиданные действия придавали уверенность своим войскам, изматывали и держали в нервном напряжении противостоящие войска противника.
     Леонида Александровича иногда упрекали в излишней методичности и осторожности, но все это больше проявлялось в его расчетливости. Когда требовала обстановка, он умел пойти и на обоснованный риск. Наиболее ярко это проявилось в наступательной операции по прорыву блокады Ленинграда в январе 1944 года.
     Так, по всем нашим подтвержденным опытом теоретическим положениям, главный удар должен был наноситься по наиболее слабому участку обороны противника. Вопреки этому Л. Говоров в Красносельско-Ропшинской операции решил осуществить прорыв на участке, где была создана наиболее плотная и сильная оборона противника. При этом он исходил не из установленных канонов, а из конкретной обстановки. Казалось бы, удар на более слабом участке обороны предвещал сравнительно легкий и успешный прорыв с последующим выходом во фланг основной группировки противника. Но более глубокий анализ обстановки подсказывал, что в этом случае войска, осуществив прорыв, попадали на местность, затруднявшую маневр и дальнейшее развитие наступления. Вся мощь авиационного и артиллерийского огневого поражения с большим расходом боеприпасов обрушивалась бы на группировку противника, расположенную на второстепенном направлении. А осуществление прорыва на более сильном участке обороны противника, хотя и являлось несравненно более трудным делом, но вместе с тем позволяло именно на нее направить основную огневую мощь наших войск, ослабить ее и в случае успеха сразу по кратчайшему пути выйти на наиболее выгодное направление для развития наступательной операции. Конечно, если бы прорыв обороны на этом участке не удался, командующего фронтом могли обвинить в непонимании элементарных основ военного искусства и многом другом. Но Л. Говоров пошел на оправданный риск.
     В итоге военное искусство было обогащено новыми способами решения оперативно-стратегических задач. Как отмечал Г.К. Жуков, впервые в истории современных войн здесь был осуществлен разгром противника, блокировавшего длительное время крупнейший город ударом извне в сочетании с мощным ударом из осажденного района.
     Даже после успешно проведенных операций Говоров весьма критически, требовательно относился к их результатам и понесенным потерям.
     После прорыва блокады Ленинграда в своем приказе от 15.02.1943 г. он отмечал: «Тот, кто допускает неоправданные потери и тем лишает свою часть боеспособности, не выполнив поставленную задачу, совершает преступление. Командующим армиями под личную ответственность не разрешать атак без разведки противника и не обеспеченных огнем...» Все это опровергает бытующие в некоторых кругах мнения о том, что во время войны с потерями не считались.
     Много творчества было проявлено им также при подготовке и проведении Выборгской операции на Карельском перешейке, Таллинской наступательной операции, освобождении Эстонии, десантной операции на Моонзундские острова. В последней Л. Говоров, как и при обороне Ленинграда, проявил умение организовывать хорошее взаимодействие между сухопутными войсками, авиацией и Балтийским флотом.
     Весьма оригинальной была перегруппировка войск 2-й ударной армии на Приморский плацдарм в районе Ораниенбаума. Корабли Балтийского флота через Финский залив в непосредственной близости от противника переправили 44 тыс. человек, 600 орудий, танки и большое количество других видов техники и материальных запасов.
     После ряда успешно проведенных операций авторитет Л.А. Говорова значительно возрос. Знаком большого доверия к нему со стороны Ставки ВГК и лично Сталина было поручение (1.10.44 г.) одновременно с командованием Ленинградским фронтом координировать действия 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов. Награждение орденом «Победа» ознаменовало признание его как полководца стратегического масштаба.
     Нельзя не отметить мужество и личную храбрость Говорова, которые были свойственны большинству наших военачальников, но проявлялись у Леонида Александровича не броско, с каким-то неповторимым внутренним достоинством. В 5-й армии под Москвой его часто видели на переднем крае.
     Далекие от войны политдеятели, историки не раз поговаривали о том, насколько это оправданно для полководца. Как фронтовик, могу сказать: «Да, в принципе это не рационально, но иногда без этого обойтись нельзя».
     Подняться и пойти в атаку, навстречу противнику, для военного человека - святой миг, и грешно судить об этом со стороны.
     Самоотверженный подвиг российских офицеров, сержантов и солдат на Кавказе в августе 2008 г. еще раз свидетельствует о том, что, несмотря на все нынешние неурядицы и невзгоды, традиции Суворова, Жукова, Говорова и других наших славных воинов и незыблемость воинского долга еще живут, и это вселяет надежду на будущее.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex